Симпосий

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Симпосий
греч. "пиршество") - пирушка, организуемая обычно после совместной трапезы. Открывалась жертвенным возлиянием, после чего пирующие пили вино и под руководством симпосиарха пели застольные песни - сколионы, вели интеллектуальные беседы, игры. В увеселениях принимали участие гетеры, танцоры и мимы.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

СИМПОСИЙ
пирушка, попойка, организуемая, как правило, после совмест. трапезы. Наряду с письм. источ. детальное представл. о С. греч. античности можно получить из рис. на вазах. Участники увенч. себя цветами. С. открывался жертв. возлиянием, под предводит. симпосиарха пирующие развлек. пением (застольная песня — сколион), разгадыв. загадок и интеллект. играми. В увеселе-ниях участв. гетеры, танцоры и мимы. Платон в лит. форме опис. С. В диалоге «Пир» он обсужд. суть любви, эроса. Излаг. им взгляд на любовь как на свобод. от вожделения стремление к духовно прекрасному ныне принято именов. «платонич. любовью». Лит. жанр С. в последующие столетия развив. греками и римлянами (Ксенофонт, Плутарх, Лукиан (сатира), Петроний (пародия), Макробий и др.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Симпосий
(греч. symposion — пиршество), пирушка, попойка, организуемая, как правило, после совместной трапезы. Наряду с письм. источниками детальное представление о С. греч. античности можно получить из рисунков на вазах. Участники увенчивали себя цветами. С. открывался жертв, возлиянием, под предводительством симпосиарха пирующие развлекались пением (застольная песня — сколион), разгадыванием загадок и интеллектуальными играми. В увеселениях участвовали гетеры, танцоры и мимы. Платон в литературной форме описывает С. В диалоге «Пир» он обсуждает суть любви, эроса. Излагаемый им взгляд на любовь как на свободное от вожделения стремление к духовно прекрасному ныне принято именовать «платонич. любовью». Лит. жанр С. в последующие столетия развивался греками и римлянами (Ксенофонт, Плутарх, Лукиан (сатира), Петроний (пародия), Макробий и др.).
        
        рис. Музыка на пиру. Пирующий (симпосиаст) и гетера (с аттического краснофигурного стампоса работы Смикра, 6 в. до н. э.).

Источник: Словарь античности. 1989

Симпосий
пиршество")
   В классической Греции симпосий был пирушкой, на которой меньше пили, а больше развлекались, вели дружеские и философские беседы. Вино смешивали с водой, вечер сопровождался музыкой, игрой на флейтах, присутствием гетер, украшенных гирляндами цветов, а также состязаниями в песнях и загадках. Атмосфера, сюжеты этих увеселений отражаются в поэзии, а также в рисунках на вазах. Как литературная форма симпосий продолжает традиции открытой дискуссии и приятной беседы на этих вечерах. Диалог Платона "Пир" - это обрамление для дебатов о любви, утверждения превосходства духовной (так называемой платонической) любви над плотской любовью. Симпосий Ксенофонта - собрание притч о Сократе. Развитие жанра в последующие времена связано с именами Плутарха, Авла Геллия, Макробия, Аристофана и Лукиана (сатира), Петрония (пародия). Сегодня симпосий как жанр чаще всего не более чем обмен мнениями, который если и подогревается вином, то в экспрессивных целях. Жанр же сколии (застольной песни) практически забыт.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Похожие термины: