СИМВОЛ ВЕРЫ
СИМВОЛ ВЕРЫ
двенадцать основных положений христианского вероучения, изложенных вкратце, утвержденных на двух первых Вселенских Соборах и принятых как непременное условие исповедания правой веры в Греческой и Римской Церквах.
СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православные и католические церкви предписывают каждому христианину. Сформулирован Вселенским собором 325 г., переработан между 362 и 374 гг. Общехристианский (апостольский) С. В. состоит из 12 частей. Подробное толкование С. В. дается в катехизисах.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое излож. христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь считает обязат. для кажд. христианина. Христ. традиция, сохран. церк. историком 4 — 5 вв. Руфином, приписывает составл. «С. в.» апостолам. Общепризн. «С. в.» был сформулир. в борьбе против арианства на Никейском вселенском соборе 325, а затем перераб. между 362 и 374.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Символ веры
кратко изложенные основы всего христианского вероучения. Принят на I Вселенском соборе, проходившем в 325 году в городе Нике (Малая Азия). В 381 году был дополнен и расширен на II Вселенском соборе, проходившем в городе Константинополе. Символ веры поют и читают на многих богослужениях, в том числе и во время келейной (домашней) молитвы.
Источник: Православная энциклопедия.
Символ веры
(римский), изложение основ религиозного вероучения; существовал уже в 150 в рим. христианстве. В «С. в.» в краткой форме изложено то, что необходимо знать будущему христианину при совершении обряда крещения. Согласно др. символике, «С. в.» строится на двойном триединстве: каждая из трех гл. частей соответствует божеств, лицу в трех проявлениях.
Источник: Словарь античности. 1989
СИМВОЛ ВЕРЫ
Главная православная молитва. Составлена в IV в. святыми отцами церкви. В ней дается краткое изложение православного учения, перечислено то, во что надлежит веровать христианину. Текст Символа Веры состоит из двенадцати тем, или членов. Первая половина Символа веры принята в 325 г. на I Вселенском соборе, состоявшемся в г. Нпкее. Вторая половина утверждена на II Вселенском соборе в г. Царьграде (Константинополь) в 381 г. Поэтому Символ Веры называется еще НикеоЦареградским.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Символ веры
краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения или церкви. Символ веры должен приниматься слепо, на веру, без доказательств. Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей, или «членов». В первых 8 говорится о троичности бога, «вочеловечивании» Иисуса Христа и искуплении грехов; 4 последних посвящены церкви, крещению и вечной жизни. Символ веры читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором и присутствующими в храме. См. Православие.
"СИМВОЛ ВЕРЫ"
краткое изложение христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь считает обязательным для каждого христианина. Христ. традиция, сохраненная церк. историком 4-5 вв. Руфином, приписывает составление "С. в." апостолам. Общепризнанный "С. в." был сформулирован в борьбе против арианства на Никейском вселенском соборе 325, а затем переработан между 362 и 374 (ныне доказана ошибочность традиционного представления об окончательной выработке "С. в." на Константинопольском соборе 381). К сер. 7 в. зап. церковью (раньше всего в Испании) к "С. в." было сделано добавление об исхождении св. Духа не только от бога-отца, но "и от сына" ("filioque"), не принятое визант. церковью; это добавление в дальнейшем послужило одним из оснований для разделения церквей.
СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое изложение основных догматов православного вероучения. Состоит из 12 членов, в которых излагаются догматические представления о взаимоотношении лиц Св. Троицы, о воплощении и искупительной жертве, о Страшном Суде, воскресении мертвых и жизни вечной, а также о крещении и христианской церкви. Первоначально произносился при принятии св. крещения и формулировался по-разному в различных древнехристианских церквях. После официального принятия христианства, для достижения единства в вероисповедании и в целях борьбы с ересями был составлен единый Символ Веры, утвержденный на I Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последующие 5) Вселенских соборах. Символ Веры включен в чинопоследование Божественной литургии — он исполняется всеми собравшимися в храме в самом начале литургии верных, на которой присутствуют только принявшие св. крещение. Римско-католическая церковь внесла добавление в 9й член Символа Веры, согласно которому Дух Святой исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (см. Филиокве). Икона, символически иллюстрирующая текст Символа Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Символ веры
сжатое догматическое изложение сущности христ. вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (325), расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (381). По названиям мест, где проходили эти соборы, С. в. именуется НикеоКонстантинопольским, или НикеоЦарьградским. В качестве торжественного исповедания христ. догматов С. в. читается или поется во время литургии, перед началом Евхаристического канона. Первое слово этого священного текста – «верую» – связано с каждым последующим утверждением (членом) и придает всему изъявлению общей веры церковного народа характер личного участия в спасительном деле Христа, возлагая ответственность за веру на каждого православного, который произносит вместе с другими «верую» и далее «исповедую» и «чаю» (ожидаю с надеждой). Православный С. в. имеет 12 членов. Его 1й член, в котором утверждается вера «во Единаго Бога», относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, Который есть личностное начало нераздельного Божества, равно присущего Трем Лицам. Во 2м члене С. в. речь идет о Сыне Божием в его предвечной связи с Отцом и содержится исповедание веры во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единосущного Отцу. 3й член С. в. говорит о воплощении Сына Божия в человеческой природе. 4й – об историческом событии распятия, страдания и погребения Христа. 5й – утверждает веру в Воскресение Христово. 6й – в Вознесение Христа. 7й – в Его Второе пришествие, Страшный суд и вневременное Царство Божие. 8й – провозглашает веру в Третье Лицо Пресвятой Троицы, утверждая, что Дух Святой исходит от Отца и требует равного почитания наряду с Отцом и Сыном. 9й – провозглашает веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10й – содержит исповедание веры в таинство крещения, осуществляемого единожды в жизни христианина. 11й и 12й – провозглашают веру в воскресение мертвых и жизнь вечную.
Источник: Краткий православный словарь.
СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое догматическое изложение основ христианского вероучения: «1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. и жизни будущаго века. Аминь». Символ веры составлен Первым Вселенским Собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 г.; в 381 г. расширен и дополнен Вторым Вселенским Собором (Kонстантинополь) (см. Вселенские Соборы). По названиям мест, где проходили Соборы, получил название Никео-Kонстантинопольского или Никео- Царьградского Символа веры.
До начала IV в. «символы», или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией (оглашением). Эти формулы исповедания, которые новокрещеные должны были произносить в день своего крещения, во II в. назывались «правилами» или «канонами» веры. Принятие Никео-Царьградского Символа веры было связано с необходимостью точно определить православное учение в противовес учению еретика Ария. Теперь этот символ не связан уже исключительно с Таинством Крещения, а приобрел более существенное значение в жизни Церкви. Никейский Символ веры был первым догматическим символом, провозглашенным Вселенским Собором (325 г.). Этот «крещальный» символ Поместной Церкви – возможно Иерусалимской – был переработан богословами, которым пришлось его расширить, чтобы более точно выразить исповедание Божественности Христа. В противовес Арию, утверждавшему, что Сын Божий отличен от Отца по природе, чтобы навсегда покончить со всякой двусмысленностью, отцы Вселенского Никейского Собора провозгласили, что Сын «единосущен» Отцу. Сила термина заключалась в том, что он исключал всякую неопределенность. Еретики ариане охотно пользовались то выражениями из Священного Писания, толкуя их путем, казалось бы, правдоподобных умозаключений в пользу своих теорий, то неясными формулами, которые могли быть поняты неоднозначно. Поэтому, после необходимых разъяснений, все православные учители Церкви в конце концов сошлись именно на этом термине. Единосущность Божественных Лиц – один из основных догматов истинно христианского учения. Символ веры, как торжественное исповедание христианских догматов, читается или поется во время литургии перед началом евхаристического канона.
До начала IV в. «символы», или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией (оглашением). Эти формулы исповедания, которые новокрещеные должны были произносить в день своего крещения, во II в. назывались «правилами» или «канонами» веры. Принятие Никео-Царьградского Символа веры было связано с необходимостью точно определить православное учение в противовес учению еретика Ария. Теперь этот символ не связан уже исключительно с Таинством Крещения, а приобрел более существенное значение в жизни Церкви. Никейский Символ веры был первым догматическим символом, провозглашенным Вселенским Собором (325 г.). Этот «крещальный» символ Поместной Церкви – возможно Иерусалимской – был переработан богословами, которым пришлось его расширить, чтобы более точно выразить исповедание Божественности Христа. В противовес Арию, утверждавшему, что Сын Божий отличен от Отца по природе, чтобы навсегда покончить со всякой двусмысленностью, отцы Вселенского Никейского Собора провозгласили, что Сын «единосущен» Отцу. Сила термина заключалась в том, что он исключал всякую неопределенность. Еретики ариане охотно пользовались то выражениями из Священного Писания, толкуя их путем, казалось бы, правдоподобных умозаключений в пользу своих теорий, то неясными формулами, которые могли быть поняты неоднозначно. Поэтому, после необходимых разъяснений, все православные учители Церкви в конце концов сошлись именно на этом термине. Единосущность Божественных Лиц – один из основных догматов истинно христианского учения. Символ веры, как торжественное исповедание христианских догматов, читается или поется во время литургии перед началом евхаристического канона.
Источник: Православие. Словарь-справочник.