СИМВОЛ ВЕРЫ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИМВОЛ ВЕРЫ
двенадцать основных положений христианского вероучения, изложенных вкратце, утвержденных на двух первых Вселенских Соборах и принятых как непременное условие исповедания правой веры в Греческой и Римской Церквах.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православные и католические церкви предписывают каждому христианину. Сформулирован Вселенским собором 325 г., переработан между 362 и 374 гг. Общехристианский (апостольский) С. В. состоит из 12 частей. Подробное толкование С. В. дается в катехизисах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое излож. христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь считает обязат. для кажд. христианина. Христ. традиция, сохран. церк. историком 4 — 5 вв. Руфином, приписывает составл. «С. в.» апостолам. Общепризн. «С. в.» был сформулир. в борьбе против арианства на Никейском вселенском соборе 325, а затем перераб. между 362 и 374.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Символ веры
кратко изложенные основы всего христианского вероучения. Принят на I Вселенском соборе, проходившем в 325 году в городе Нике (Малая Азия). В 381 году был дополнен и расширен на II Вселенском соборе, проходившем в городе Константинополе. Символ веры поют и читают на многих богослужениях, в том числе и во время келейной (домашней) молитвы.

Источник: Православная энциклопедия.

Символ веры
(римский), изложение основ религиозного вероучения; существовал уже в 150 в рим. христианстве. В «С. в.» в краткой форме изложено то, что необходимо знать будущему христианину при совершении обряда крещения. Согласно др. символике, «С. в.» строится на двойном триединстве: каждая из трех гл. частей соответствует божеств, лицу в трех проявлениях.

Источник: Словарь античности. 1989

СИМВОЛ ВЕРЫ
Главная православная молитва. Составлена в IV в. святыми отцами церкви. В ней дается краткое изложение православного учения, перечислено то, во что надлежит веровать христианину. Текст Символа Веры состоит из двенадцати тем, или членов. Первая половина Символа веры принята в 325 г. на I Вселенском соборе, состоявшемся в г. Нпкее. Вторая половина утверждена на II Вселенском соборе в г. Царьграде (Константинополь) в 381 г. Поэтому Символ Веры называется еще НикеоЦареградским.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Символ веры
краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения или церкви. Символ веры должен приниматься слепо, на веру, без доказательств. Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей, или «членов». В первых 8 говорится о троичности бога, «вочеловечивании» Иисуса Христа и искуплении грехов; 4 последних посвящены церкви, крещению и вечной жизни. Символ веры читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором и присутствующими в храме. См. Православие.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

"СИМВОЛ ВЕРЫ"
краткое изложение христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь считает обязательным для каждого христианина. Христ. традиция, сохраненная церк. историком 4-5 вв. Руфином, приписывает составление "С. в." апостолам. Общепризнанный "С. в." был сформулирован в борьбе против арианства на Никейском вселенском соборе 325, а затем переработан между 362 и 374 (ныне доказана ошибочность традиционного представления об окончательной выработке "С. в." на Константинопольском соборе 381). К сер. 7 в. зап. церковью (раньше всего в Испании) к "С. в." было сделано добавление об исхождении св. Духа не только от бога-отца, но "и от сына" ("filioque"), не принятое визант. церковью; это добавление в дальнейшем послужило одним из оснований для разделения церквей.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое изложение основных догматов православного вероучения. Состоит из 12 членов, в которых излагаются догматические представления о взаимоотношении лиц Св. Троицы, о воплощении и искупительной жертве, о Страшном Суде, воскресении мертвых и жизни вечной, а также о крещении и христианской церкви. Первоначально произносился при принятии св. крещения и формулировался по-разному в различных древнехристианских церквях. После официального принятия христианства, для достижения единства в вероисповедании и в целях борьбы с ересями был составлен единый Символ Веры, утвержденный на I Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последующие 5) Вселенских соборах. Символ Веры включен в чинопоследование Божественной литургии — он исполняется всеми собравшимися в храме в самом начале литургии верных, на которой присутствуют только принявшие св. крещение. Римско-католическая церковь внесла добавление в 9й член Символа Веры, согласно которому Дух Святой исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (см. Филиокве). Икона, символически иллюстрирующая текст Символа Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Символ веры
сжатое догматическое изложение сущности христ. вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (325), расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (381). По названиям мест, где проходили эти соборы, С. в. именуется НикеоКонстантинопольским, или НикеоЦарьградским. В качестве торжественного исповедания христ. догматов С. в. читается или поется во время литургии, перед началом Евхаристического канона. Первое слово этого священного текста – «верую» – связано с каждым последующим утверждением (членом) и придает всему изъявлению общей веры церковного народа характер личного участия в спасительном деле Христа, возлагая ответственность за веру на каждого православного, который произносит вместе с другими «верую» и далее «исповедую» и «чаю» (ожидаю с надеждой). Православный С. в. имеет 12 членов. Его 1й член, в котором утверждается вера «во Единаго Бога», относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, Который есть личностное начало нераздельного Божества, равно присущего Трем Лицам. Во 2м члене С. в. речь идет о Сыне Божием в его предвечной связи с Отцом и содержится исповедание веры во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единосущного Отцу. 3й член С. в. говорит о воплощении Сына Божия в человеческой природе. 4й – об историческом событии распятия, страдания и погребения Христа. 5й – утверждает веру в Воскресение Христово. 6й – в Вознесение Христа. 7й – в Его Второе пришествие, Страшный суд и вневременное Царство Божие. 8й – провозглашает веру в Третье Лицо Пресвятой Троицы, утверждая, что Дух Святой исходит от Отца и требует равного почитания наряду с Отцом и Сыном. 9й – провозглашает веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10й – содержит исповедание веры в таинство крещения, осуществляемого единожды в жизни христианина. 11й и 12й – провозглашают веру в воскресение мертвых и жизнь вечную.

Источник: Краткий православный словарь.

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое догматическое изложение основ христианского вероучения: «1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. и жизни будущаго века. Аминь». Символ веры составлен Первым Вселенским Собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 г.; в 381 г. расширен и дополнен Вторым Вселенским Собором (Kонстантинополь) (см. Вселенские Соборы). По названиям мест, где проходили Соборы, получил название Никео-Kонстантинопольского или Никео- Царьградского Символа веры.
До начала IV в. «символы», или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией (оглашением). Эти формулы исповедания, которые новокрещеные должны были произносить в день своего крещения, во II в. назывались «правилами» или «канонами» веры. Принятие Никео-Царьградского Символа веры было связано с необходимостью точно определить православное учение в противовес учению еретика Ария. Теперь этот символ не связан уже исключительно с Таинством Крещения, а приобрел более существенное значение в жизни Церкви. Никейский Символ веры был первым догматическим символом, провозглашенным Вселенским Собором (325 г.). Этот «крещальный» символ Поместной Церкви – возможно Иерусалимской – был переработан богословами, которым пришлось его расширить, чтобы более точно выразить исповедание Божественности Христа. В противовес Арию, утверждавшему, что Сын Божий отличен от Отца по природе, чтобы навсегда покончить со всякой двусмысленностью, отцы Вселенского Никейского Собора провозгласили, что Сын «единосущен» Отцу. Сила термина заключалась в том, что он исключал всякую неопределенность. Еретики ариане охотно пользовались то выражениями из Священного Писания, толкуя их путем, казалось бы, правдоподобных умозаключений в пользу своих теорий, то неясными формулами, которые могли быть поняты неоднозначно. Поэтому, после необходимых разъяснений, все православные учители Церкви в конце концов сошлись именно на этом термине. Единосущность Божественных Лиц – один из основных догматов истинно христианского учения. Символ веры, как торжественное исповедание христианских догматов, читается или поется во время литургии перед началом евхаристического канона.

Источник: Православие. Словарь-справочник.