СИМВОЛ ВЕРЫ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИМВОЛ ВЕРЫ
двенадцать основных положений христианского вероучения, изложенных вкратце, утвержденных на двух первых Вселенских Соборах и принятых как непременное условие исповедания правой веры в Греческой и Римской Церквах.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православные и католические церкви предписывают каждому христианину. Сформулирован Вселенским собором 325 г., переработан между 362 и 374 гг. Общехристианский (апостольский) С. В. состоит из 12 частей. Подробное толкование С. В. дается в катехизисах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое излож. христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь считает обязат. для кажд. христианина. Христ. традиция, сохран. церк. историком 4 — 5 вв. Руфином, приписывает составл. «С. в.» апостолам. Общепризн. «С. в.» был сформулир. в борьбе против арианства на Никейском вселенском соборе 325, а затем перераб. между 362 и 374.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Символ веры
кратко изложенные основы всего христианского вероучения. Принят на I Вселенском соборе, проходившем в 325 году в городе Нике (Малая Азия). В 381 году был дополнен и расширен на II Вселенском соборе, проходившем в городе Константинополе. Символ веры поют и читают на многих богослужениях, в том числе и во время келейной (домашней) молитвы.

Источник: Православная энциклопедия.

Символ веры
(римский), изложение основ религиозного вероучения; существовал уже в 150 в рим. христианстве. В «С. в.» в краткой форме изложено то, что необходимо знать будущему христианину при совершении обряда крещения. Согласно др. символике, «С. в.» строится на двойном триединстве: каждая из трех гл. частей соответствует божеств, лицу в трех проявлениях.

Источник: Словарь античности. 1989

СИМВОЛ ВЕРЫ
Главная православная молитва. Составлена в IV в. святыми отцами церкви. В ней дается краткое изложение православного учения, перечислено то, во что надлежит веровать христианину. Текст Символа Веры состоит из двенадцати тем, или членов. Первая половина Символа веры принята в 325 г. на I Вселенском соборе, состоявшемся в г. Нпкее. Вторая половина утверждена на II Вселенском соборе в г. Царьграде (Константинополь) в 381 г. Поэтому Символ Веры называется еще НикеоЦареградским.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Символ веры
краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения или церкви. Символ веры должен приниматься слепо, на веру, без доказательств. Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей, или «членов». В первых 8 говорится о троичности бога, «вочеловечивании» Иисуса Христа и искуплении грехов; 4 последних посвящены церкви, крещению и вечной жизни. Символ веры читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором и присутствующими в храме. См. Православие.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

"СИМВОЛ ВЕРЫ"
краткое изложение христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь считает обязательным для каждого христианина. Христ. традиция, сохраненная церк. историком 4-5 вв. Руфином, приписывает составление "С. в." апостолам. Общепризнанный "С. в." был сформулирован в борьбе против арианства на Никейском вселенском соборе 325, а затем переработан между 362 и 374 (ныне доказана ошибочность традиционного представления об окончательной выработке "С. в." на Константинопольском соборе 381). К сер. 7 в. зап. церковью (раньше всего в Испании) к "С. в." было сделано добавление об исхождении св. Духа не только от бога-отца, но "и от сына" ("filioque"), не принятое визант. церковью; это добавление в дальнейшем послужило одним из оснований для разделения церквей.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое изложение основных догматов православного вероучения. Состоит из 12 членов, в которых излагаются догматические представления о взаимоотношении лиц Св. Троицы, о воплощении и искупительной жертве, о Страшном Суде, воскресении мертвых и жизни вечной, а также о крещении и христианской церкви. Первоначально произносился при принятии св. крещения и формулировался по-разному в различных древнехристианских церквях. После официального принятия христианства, для достижения единства в вероисповедании и в целях борьбы с ересями был составлен единый Символ Веры, утвержденный на I Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последующие 5) Вселенских соборах. Символ Веры включен в чинопоследование Божественной литургии — он исполняется всеми собравшимися в храме в самом начале литургии верных, на которой присутствуют только принявшие св. крещение. Римско-католическая церковь внесла добавление в 9й член Символа Веры, согласно которому Дух Святой исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (см. Филиокве). Икона, символически иллюстрирующая текст Символа Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Символ веры
сжатое догматическое изложение сущности христ. вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (325), расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (381). По названиям мест, где проходили эти соборы, С. в. именуется НикеоКонстантинопольским, или НикеоЦарьградским. В качестве торжественного исповедания христ. догматов С. в. читается или поется во время литургии, перед началом Евхаристического канона. Первое слово этого священного текста – «верую» – связано с каждым последующим утверждением (членом) и придает всему изъявлению общей веры церковного народа характер личного участия в спасительном деле Христа, возлагая ответственность за веру на каждого православного, который произносит вместе с другими «верую» и далее «исповедую» и «чаю» (ожидаю с надеждой). Православный С. в. имеет 12 членов. Его 1й член, в котором утверждается вера «во Единаго Бога», относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, Который есть личностное начало нераздельного Божества, равно присущего Трем Лицам. Во 2м члене С. в. речь идет о Сыне Божием в его предвечной связи с Отцом и содержится исповедание веры во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единосущного Отцу. 3й член С. в. говорит о воплощении Сына Божия в человеческой природе. 4й – об историческом событии распятия, страдания и погребения Христа. 5й – утверждает веру в Воскресение Христово. 6й – в Вознесение Христа. 7й – в Его Второе пришествие, Страшный суд и вневременное Царство Божие. 8й – провозглашает веру в Третье Лицо Пресвятой Троицы, утверждая, что Дух Святой исходит от Отца и требует равного почитания наряду с Отцом и Сыном. 9й – провозглашает веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10й – содержит исповедание веры в таинство крещения, осуществляемого единожды в жизни христианина. 11й и 12й – провозглашают веру в воскресение мертвых и жизнь вечную.

Источник: Краткий православный словарь.

СИМВОЛ ВЕРЫ
краткое догматическое изложение основ христианского вероучения: «1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. и жизни будущаго века. Аминь». Символ веры составлен Первым Вселенским Собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 г.; в 381 г. расширен и дополнен Вторым Вселенским Собором (Kонстантинополь) (см. Вселенские Соборы). По названиям мест, где проходили Соборы, получил название Никео-Kонстантинопольского или Никео- Царьградского Символа веры.
До начала IV в. «символы», или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией (оглашением). Эти формулы исповедания, которые новокрещеные должны были произносить в день своего крещения, во II в. назывались «правилами» или «канонами» веры. Принятие Никео-Царьградского Символа веры было связано с необходимостью точно определить православное учение в противовес учению еретика Ария. Теперь этот символ не связан уже исключительно с Таинством Крещения, а приобрел более существенное значение в жизни Церкви. Никейский Символ веры был первым догматическим символом, провозглашенным Вселенским Собором (325 г.). Этот «крещальный» символ Поместной Церкви – возможно Иерусалимской – был переработан богословами, которым пришлось его расширить, чтобы более точно выразить исповедание Божественности Христа. В противовес Арию, утверждавшему, что Сын Божий отличен от Отца по природе, чтобы навсегда покончить со всякой двусмысленностью, отцы Вселенского Никейского Собора провозгласили, что Сын «единосущен» Отцу. Сила термина заключалась в том, что он исключал всякую неопределенность. Еретики ариане охотно пользовались то выражениями из Священного Писания, толкуя их путем, казалось бы, правдоподобных умозаключений в пользу своих теорий, то неясными формулами, которые могли быть поняты неоднозначно. Поэтому, после необходимых разъяснений, все православные учители Церкви в конце концов сошлись именно на этом термине. Единосущность Божественных Лиц – один из основных догматов истинно христианского учения. Символ веры, как торжественное исповедание христианских догматов, читается или поется во время литургии перед началом евхаристического канона.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
337.98 кб

Икона «Символ веры» в русском искусстве

Иванова Светлана Валерьевна
В статье изучается иконография «Символ веры», которая в русском искусстве получила распространение в XVII веке.
Читать PDF
456.58 кб

Русская православная икона как символ веры

Чэнь Шулин
В статье представлен обзор истории появления русской православной иконы. Иконопись является искусством изображения святых в христианстве. Официальная версия православия на Руси происходит из Византии.
Читать PDF
234.87 кб

Идеология и философские символы бытийной веры

Омельчук Роман Константинович
В статье предпринимается попытка ценностного переосмысления философии Нового времени в контексте концепции онтологии веры.
Читать PDF
564.78 кб

Корабельный якорь как древний символ веры и надежды

Окороков Александр Васильевич, Кулагин Андрей Валериевич
В статье рассматриваются типы якорей древности в их связи с религиозными ритуалами и представлениями, приведена история наиболее интересных и значимых находок, раскрывающих символическую роль якоря преимущественно в мифологии древ
Читать PDF
319.86 кб

Икона «Символ веры» XVII В. : к проблеме иконных образцов

Иванова С. В.
В статье исследуется икона «Символ веры» XVII в. Рассматривается соотношение клейм этой иконы с гравюрами Апостольского кредо из Библии Пискатора.
Читать PDF
326.66 кб

Троичность символа как инициирующий и вовлекающий механизм веры

Омельчук Р. К.
В статье исследуются вера и символ в связи с человеческим бытием. Рассматриваются символы веры в различных культурах и религиях, а также механизмы веры в онтологическом аспекте.
Читать PDF
209.06 кб

История славянского текста Символа веры через призму истории раскола

Костромин Константин
История славянского текста Символа веры практически не изучена. Единственное исследование А. Гезена было посвящено абстрактной проблеме «восстановления первоначального текста» Символа веры.
Читать PDF
437.94 кб

Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве

Иванова Светлана Валерьевна
Статья посвящена изучению иллюстраций Апостостольского символа веры его репрезентаций в миниатюрах западноевропейских рукописей IX-XV вв. и книжных гравюрах XV-XVII вв.
Читать PDF
746.89 кб

Споры об употреблении Афанасьева Символа Веры в богослужении Англиканской церкви

К. Н. Фаминский
Читать PDF
294.96 кб

Символы Веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней: опыт комплексного анализа

Салтанов Сергей Сергеевич
Читать PDF
94.53 кб

Проблема исправления Символа веры в антистарообрядческих произведениях второй половины XVII в

Белянкин Юрий Сергеевич
В статье анализируются издания Московского Печатного двора и рукописные сочинения, в которых отразилась полемика вокруг одной из ключевых реформ патриарха Никона — изменений в ряде членов Символа веры.
Читать PDF
127.37 кб

Апостольский символ веры и исповедание Афанасия в православной книжности Киевской митрополии (XVI-XV

Корзо Маргарита Анатольевна
Анализ православных памятников XVI-XVII вв.
Читать PDF
881.13 кб

Апостольский символ веры (symbolum apostolorum) в церковнославянском переводе Дм. Герасимова. Введен

Томеллери Витторио С.
В настоящей статье впервые издается церковнославянский перевод латинского Апостольского символа веры с толкованиями, осуществленный известным новгородским переводчиком Дмитрием Герасимовым в первой половине XVI века.

Похожие термины:

  • АПОСТОЛЬСKИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

    в древнейшей форме читается так: «Верую в Бога Отца Вседержителя; и во Христа Иисуса, Сына Его Единородного, Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтийском Пилате
  • Афанасьевский символ веры

    Stammesstaat. Tribal state (лат. tribus – народ, племя). Государство, в котором притязания на власть вождя (правителя) распространяются на определенную группу лиц (род, племя) и не зависят от того, какую территорию