СИНАГОГА (Бейт кнесет)
СИНАГОГА (Бейт кнесет)
Особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время. Кроме С, предназначенных для коллективной молитвы, существовали также Дома Учения — "Батей мидраш", в которых изучали Тору и совершали молитву. Со временем эти два учреждения объединились в одно. Некоторые исследователи пытались найти в псалме (XXIII, 8) "Сожгли все места собраний Божьих на земле" намек на С, существовавшие, якобы, еще в эпоху Библии. Выражение "Дом народа" (Иер. XXXIX, 8) тоже рассматривается, как обозначение С. С. была местом собрания народа, где обсуждались общественные дела, где пророки произносили свои пророчества и где происходила коллективная молитва. Само название "Бе-кништа" по-арамейски означает "Дом общины". В Талмуде* упоминаются С. и Дома Учения, существовавшие в древности. Достоверно предположение, что С. появились в вавилонской диаспоре* в конце периода Первого Храма или сразу же после его разрушения, когда возникла потребность в общественном здании для молитвы и чтения Торы, а, быть может, и для утешительных проповедей и обращений к народу, поддерживавших его надеждой на избавление. В С. видели тогда "малый Храм", и стих "Я буду им малым Храмом в странах, в которые они пришли" (Иех. XI, 1.) так объяснили мудрецы: "Это С. и Батей мидраш в Вавилоне" (Мег. XXIX). Это наименование "малый Храм" осталось и по сей день образным обозначением С. По возвращении на родину вавилонские изгнанники построили ряд С. в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период С. была даже на Храмовой горе. Есть точные сведения о С, существовавшей во времена Птоломея III (ок. 200 г. до н. э.). Имеются данные о существовании С. в Египте во II в. до н. э. и позже. В Талмуде рассказывается о большой С. в Александрии, в которой кафедры были сделаны из золота: "Тот, кто не видел ее, не видел почета, которым пользуется Израиль". Эта С. определенно была выстроена еще во времена Второго Храма. С. в диаспоре были центром духовной и общественной жизни евреев на чужбине, а после разрушения Храма возросло значение С. и в Эрец Исраэль. Развалины и археологические раскопки свидетельствуют о существовании множества С. не только в Галилее, но и в Иудее, на Голане и в Заиорданье. С. и все ее имущество принадлежали жителям города, а там, где было управление, во главе которого стоял "Глава синагоги", - она им и управлялась. Эта должность упоминается уже в Талмуде в трактате Сота (VII, 7) в связи с С. на Храмовой горе. Главе синагоги помогал совет старейшин. Совет старейшин С. был одновременно правлением общины. Иногда звание главы синагоги давалось лишь как почетный титул, а в отдельных случаях - даже женщинам и юношам. Функцией главы синагоги было наблюдать за порядком и ведением молитвы. Помощником его был хазан* С. В те времена он должен был следить за чистотой и порядком в С. и наблюдать за детьми во время молитвы, а также обучать детей чтению Торы. Хазан синагоги наказывал приговоренных к бичеванию. Во время чтения Торы ему поручалось держать свиток. На него же возлагалось трубить в шофар*. Молитву вслух читал шлиах цибур, то есть посланец общины. Место его было всегда перед Ковчегом, в котором помещались свитки Торы. Он произносил молитвы громким голосом, а община — вслед за ним. Позднее было установлено звание кантора, который руководил молитвами. Но всякий еврей, умевший читать, имел право вести молитву. Однако он должен был быть старше тринадцати лет. Хотя молитва считалась очень важной еще в древности, все же большее значение придавалось чтению Торы и Пророков. Обычай читать Гафтара* - древний обычай. По традиции, как постановил Эзра*-книжник, главы из Торы читаются не только по субботам и праздникам, но и по понедельникам и четвергам. Чтение Торы и Гафтара сопровождалось комментариями*. Предполагается, что обычай этот восходит к вавилонской диаспоре. Комментаторов называли "понимающими", но так как Тора даже в Эрец Исраэль не была понятна в тот период всем, после чтения ее выходил "переводчик", переводивший прочитанное на разговорный язык. Наличие переводчика было непременным атрибутом С. Что же касается чтения Торы, — это привилегия каждого еврея, достигшего тринадцатилетнего возраста. В древности существовал обычай приглашать к чтению Торы от трех до семи человек. Впоследствии этот обычай распространился и на людей, не умеющих читать, и вместо них читали грамотные чтецы. После этого был установлен постоянный чтец, знающий ноты "теамим", и чтобы не обидеть никого, он читает вместо всех. По установившемуся в Израиле обычаю, С. строят в верхней части города. Остатки С, найденные в Галилее, расположены, большей частью, на возвышенных местах. Следили и за тем, чтобы крыши жилых домов не возвышались над крышей С. В Эрец Исраэль С. находились внутри городских стен, а С. Вавилона, в эпоху амораим* — за городом, очевидно, потому, что город был полон языческих капищ. Порядок рассаживания в С. был таков, что старейшины и главы города восседали лицом к народу, а спиной — к стене, к которой народ поворачивался во время молитвы. Самой важной стеной в С. является стена, обращенная к Храмовой горе. В Эрец Исраэль, в городах, расположенных к северу от Иерусалима, такой стеной была южная; в городах к западу от Иерусалима — восточная стена. Тот же обычай существовал и в диаспоре: в городах к западу от Эрец Исраэль — восточная стена; в городах к востоку от Эрец Исраэль — западная. К этой стене поворачивались молящиеся, и около нее находился арон hа-кодеш (кивот*, в котором хранится Тора). И так гласит галаха*. "Находясь за пределами Израиля, обрати сердце свое [в молитве] к Эрец Исраэль... Находясь в Эрец Исраэль, обрати сердце свое к Иерусалиму... Находясь в Иерусалиме, обрати сердце свое к Храму... Находясь на востоке, обрати лицо свое к западу, на западе — обрати лицо свое к востоку, на юге — обрати лицо свое к северу, на севере - обрати лицо свое к югу; так весь Израиль обратит сердца свои к одному месту" (Брахот ХХХ). Принято, чтобы в С. было двенадцать окон. В развалинах некоторых С. найден каменный престол у стены, обращенной к Иерусалиму. Предполагают, что это место было закреплено за мудрецом общины, "старейшиной". Может быть, это "кафедра Моисея", упомянутая в установлении р. Кагана. В более поздний период произошли изменения во внутренней обстановке С. Место арон hа-кодеш было установлено у стены, против входа, а на некотором расстоянии от него — амвон, у которого стоит шлиах цибур во время молитвы, читая Тору. Молящиеся могут сидеть во время молитвы, и только во время определенных молитв полагается стоять. С. освещали свечами, как сказано: "Огнями почтите Господа" (Ис. XXIV, 15). Разрушение Второго Храма в 70 г. н. э. явилось решающим толчком для распространения С. Существование С. в Эрец Исраэль и диаспоре ослабило ощущение катастрофы, овладевшее народом с разрушением Храма. За короткий промежуток времени привык народ к богослужению без Храма и жертвоприношений. Иудаизм свыкся с идеей, что молитва и изучение Торы займут место жертвоприношения: "Что такое служение сердцем? — Это молитва" (Таанит XX). Понемногу С. повсеместно превратилась в малый Храм. Жителей города обязывали участвовать в постройке С: "Всякое селение, насчитывающее хотя бы десятерых из Израиля, должно выделить дом, где будут собираться для молитвы, и назовется это место - "бейт кнесет" — С. И принуждали жители города друг друга строить С. и купить свитки Торы, книги Пророков и Писаний... Разрушенные С. и Дома Учения — в святости своей они стоят, ибо сказано: "и поставил Я святыни ваши"; хотя стоят они пусты, в святости своей стоят. И так же, как почитают их в целости, так и в разрушении их" (Рамбам*, Гилхот молитвы, гл. XI). Множество С. было в Средние века в странах Востока. Возведение некоторых из них приписывали Эзре* и Даниэлю*. Путешественник Биньямин из Туделы рассказывает о двадцати восьми С. в Багдаде и о С. пророка Иехезкеля* на реке Евфрат: "...а за С. — могила Иехезкеля... а на ней купол красивый, и само здание очень красиво... и место это до сего дня служит малым Храмом; из дальних стран приходят сюда молиться от Рош hа-Шана* до Судного Дня*... и глава общины, и глава ешивы приходят сюда из Багдада... и выносят большую книгу - писания пророка Иехезкеля, и читают ее в Судный День". Старая С. в Вормсе, разрушенная нацистами, построена была в XI в. и реставрирована в XII в. С. "Альтнойшуль" в Праге построена была, очевидно, в XIV в. В дополнение к функциям, которые С. выполняла в древности, в Средние века она стала служить Домом Учения* (Бейт мидраш). В С. всегда находилась талмудическая литература, которой мог пользоваться каждый желающий. Во внутреннем убранстве С. произошли изменения. Не всегда можно было в странах диаспоры следовать обычаю строить С. в верхней части города, так, чтобы не возносились кровли домов над крышей С. Под влиянием талмудического изречения - "не должен человек стоять и молиться на высоком месте, а на низком месте следует молиться, как сказано в Пс. (СХХХ, 1) : "...из глубин звал я Тебя, Господи" - начали с X в. углублять полы С. ниже уровня прилегающей улицы. В древности это требование не соблюдалось, ибо мудрецы в своем изречении подразумевали лишь, что не следует молиться, стоя на стуле или на столе, а прямой смысл вышесказанного: "из глубины сердца взывал я к Тебе". Произошли изменения в женском отделении С. Прежде женщины не участвовали в молитве, а во время проповеди их отгораживали от мужчин занавесом. В начале XIII в. стали строить в С. особые отделения для женщин. Это отделение надстраивают сверху, как делали в Храме. С. была духовной твердыней еврейства, и к ней относили слова "я стена!" из Песни Песней (VIII). Интересно, что со временем появился в Польше новый тип С. — цитадель. В 1.2. г. король Польши разрешил евреям Луцка построить на крыше их С. приспособления для бойниц, для защиты от врагов со всех сторон, приобрести "пушку добрую" на их деньги и во время нападения язычников выставлять из среды своей мужей для обороны. Подобно С. в Луцке, построены были позже С. в Люблине, Львове и других польских окраинных городах. Постепенно исчезла разница между С. и Домом Учения, и многие С. в диаспоре стали "Батей мидраш" — Домами Учения. ВС. проводят уроки Мишны*, Талмуда, Агады*, по субботам и праздникам раввины и знатоки Торы произносили проповеди. В городах и местечках Восточной Европы были С, предназначенные исключительно для молитвы, наряду с другими, в которых изучалась Тора. Мудрецы наши подчеркивали, что кроме пожертвований на возведение С. обязаны общины содержать изучающих Тору. Однажды проходили р. Хама бар Ханина и р. Гошайа мимо С. в Лоде. Сказал р. Хама: "Сколько средств вложили сюда [в постройку этих синагог] отцы мои!". Отвечал ему р. Гошайа: "Разве не было людей, занимавшихся изучением Торы? Лучше было содержать их на эти деньги". Мудрецы Талмуда были убеждены, что Бейт мидраш следует предпочесть С. и молиться в нем.
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983