, Пал (Szinyei-Merse, Pal) 1845, Синье-Уйфалу — 1920, Ернье. Венгерский живописец. Родился в состоятельной дворянской семье. Детство и большую часть жизни провел в семейной усадьбе, где и умер. Первоначальные уроки рисунка и живописи получил у провинциального художника в Надьвараде (ныне — Орадя, Румыния). Далее учился в мюнхенской Академии художеств (1864—1869, с 1867 в классе К. Пилоти). В 1905 избран директором Художественного института в Будапеште. Начав работать в академической манере, в духе своего учителя Пилоти, Синьеи очень скоро переходит к более свободному и самостоятельному творчеству. Еще находясь в Академии, он пишет несколько живых и непосредственных жанровых полотен этюдного характера, действие в которых происходит на открытом воздухе: Купальня и мальчик (1868), Сушка белья, Качели (1869, все — Будапешт, Венгерская нац. галерея). Большое впечатление на молодого художника произвело знакомство с творчеством Г. Курбе, произведения которого выставлялись в Мюнхене в 1869. Побывав в нач. 1870-х на родине, Синьеи создает свои лучшие картины — Влюбленные (1870), Майская прогулка (1873), Дама в лиловом (1874, все — Будапешт, Венгерская нац. галерея), полные свежести, звонкости и силы цвета. Художник стремится наполнить картины солнечным светом и воздухом. При этом метод его весьма далек от метода импрессионистов. Он не работает непосредственно на натуре, а творит по памяти, стремясь усилить и подчеркнуть наиболее характерное и запоминающееся. Майская прогулка — это венгерский вариант Завтрака на траве, излюбленного импрессионистического мотива, решенного, однако, вполне самобытно. На склоне зеленого холма, в густой тени расположилась группа молодых людей. Чистые звучные пятна ярких одежд и пледов воспринимаются на фоне травы словно пышный цветок. Светлое голубое небо сочетается с пронизанной солнцем тенью от невидимого дерева. Изображение вызывает ощущение радостного упоения жизнью. Художник всегда считал природу основополагающим источником искусства и его надежным критерием. Достижения Синьеи-Мерше не получили, однако, в свое время признания ни среди его мюнхенских учителей, ни на родине. Разочарованный художник почти прекращает творческую работу. Лишь в кон. XIX в. критика и молодое поколение венгерских живописцев "открывают" Синьеи. Вдохновленный поддержкой, мастер возвращается к живописи. Его поздние пейзажи исполнены в более сдержанном колорите, но отличаются той же свежестью восприятия в изображении природы: Таяние снега (1894—1895), Каштан (1907), Тишина (1918, все — Будапешт, Венгерская нац. галерея).
Лит.: Райнай М. Пал Синьеи-Мерше. Будапешт, 1953; Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 5. Кн. 2; Pataky D. Szinyei Merse Pal. Budapest, 1964; Szinyei Merse A. Szinyei Merse Pal. Budapest, 1990.
Л. Алешина