СИНЕСИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Синесий
из Кирены (370/375 — 413/414), греч. философ. Род. в языч. семье знатных землевладельцев. В Александрии изучал неоплатонизм у Ипатии. Оказал важные услуги своему родному городу. В 410, хотя и не был крещен, избран епископом Птолемаиды (Ливия). Его труды представляют собой смешение христианских и неоплатонич. элементов. К ним относятся «Дион Хризосгом, или О его образе жизни» и гимны. Деятельность С. может служить примером сосуществования христиан и язычников в переходное время.

Источник: Словарь античности. 1989

Синесий
ок. 370 -к 415)
   др.-гр. философ. Род. в Кирене (Сев. Африка). Изучал неоплатоническую философию в Александрии. В 410 был назначен епископом Кирены. Наиб, значит, соч. - «Египетская история», представляющая борьбу Осириса и Тифона как выразителей добра и зла; трактат «Дион», в к-ром автор выступает равно против христианского и языческого фанатизма. Сохран. более 150 писем и 9 гимнов С., написанных в традициях мелики. Для всех соч. С. характерно соединение элементов неоплатонизма и христианства.
   Р.3.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СИНЕСИЙ
370 – 413 или 414) – уроженец Киренаики в Северной Африке, родившийся в языческой семье богатых землевладельцев и получивший традиционное философскориторическое образование в Александрии. В школе Ипатии он постигал «тайны священной геометрии» (письмо 92). В 399 г. Синесий был отправлен послом в Константинополь, где он пробыл до 402 г., а затем возвратился на родину. После победы, одержанной его противником, он вынужден был уехать в Александрию (403 – 305 гг.). О деятельности Синесия, о его участии в общественнополитической жизни провинции известно из многочисленных писем (сохранилось ок. 170), написанных им в 395 – 513 гг. Среди них – послания префекту претория Аврелиану, облегчившему подати для жителей Киренаики, воспитателю императорских детей Анастасию, брату Евоптию, друзьям Исихию и Олимпию, Ипатии, которой он сообщал о «слабости тела», вытекающей «из болезни духа». В ряде писем Синесий рассказывал о военных действиях против авсуриан (405 – 509 гг.), разрушавших церкви и осквернявших священные сосуды, об укреплении дисциплины и восстановлении военной обороны провинции, о незавидном положении риторов, о судах и судебных тяжбах. В письмах нашли отражение и события личной жизни Синесия: морское путешествие 402 г. из александрийского порта в Бендиде, когда во время бури на пассажиров обрушилась переломленная мачта; его брак с христианкой, благословленный александрийским патриархом Феофилом; избрание епископом Птолемаиды (совр. Ливия) в 410 г. и последующее крещение в Александрии в 412 г.; смерть трех сыновей (411 – 113 гг.). Свое отношение к различным проблемам времени, главными из которых были взаимодействие центральной власти и провинций и заселение варварами византийской территории, Синесий выразил в речи «О царстве» и в своеобразном политическом романе «Египетские рассказы, или О провидении», который завершался изгнанием варваров и падением интригана и взяточника Тифона. В речи «О царстве», произнесенной перед императором Аркадием (395 – 508), он выступил против тирании, против увеличения численности государственного аппарата и против создания придворной гвардии. Не признавая божественного происхождения императорской власти, Синесий в то же время утверждал, что поскольку Бог – это «первообраз разумных вещей» и «причина всякого блага», император должен ему подражать, окружая себя разумными и образованными советниками. Он должен быть исполнителем «общественных обязанностей», соединенных с «благом подданных». Синесий считал опасным для государства использование варваров, лишенных ромейского патриотизма, в армии и в государственном аппарате, так как они разлагали византийское общество изнутри. В речах и трактатах («О сновидениях», «Дион Хризостом, или О его образе жизни» и др.), написанных в период пребывания в Александрии в 403 – 305 гг., философ скорбел по поводу пренебрежения знати занятиями философией, упадка уровня риторики и превращения риторов в ораторов. Он считал, что невозможно постичь божество без посредства «разумной мысли», и провозглашал нравственную ценность христианской проповеди. В языческихристианских гимнах Синесий рассматривал Христа как одного из олимпийцев, как «светоч божий», занявший «место одесную Зевса». Однако философию как прерогативу знати он ставил выше христианского вероучения, предназначенного, по его мнению, для народа. Труды Синесия, созданные в переходную эпоху, представляют собой смешение неоплатонических и христианских элементов.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
388.49 кб

Морское приключение Синесия киренского

Григер Максим Вадимович
Греческий философ поздней античности Синесий оставил после себя богатое литературное наследие, в том числе эпистолярного жанра.

Похожие термины:

  • Синесий Ивановский

    архимандрит Вознесенск. Иркутск. мон. с 1754 г.; † 1787 г. 11 мая. {Половцов}
  • СИНЕСИЙ из Кирены

    370/375 — 413/414) — греч. философ. Род. в языч. семье знатных землевлад. В Александрии изучал неоплатонизм у Ипатии. Оказал важные услуги своему родн. городу. В 410, хотя и не был крещен, избран епископом Пто