СИНЯЯ ПТИЦА

Найдено 1 определение
«СИНЯЯ ПТИЦА»
всероссийский фестиваль детских музыкальных театров, который начал свою историю в 1996 г. В осенние школьные каникулыдва десятка музыкальных и хореографических спектаклей были представлены на сцене Московского академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац юными артистами из разных по величине и географическому положению городов России. Инициаторам фестиваля — сотрудникам Государственного Российского дома народного творчества — было хорошо известно, что, несмотря на экономические трудности, в сфере детского творчества развиваются сложные виды театрального искусства — балет, опера и мюзикл. Идея фестиваля нашла поддержку в Министерствах культуры и образования России, а театр им. Н.И. Сац стал гостеприимным домом для его участников. Жюри I Всероссийского фестиваля пригласили возглавить выдающуюся балерину Ольгу Васильевну Лепешинскую. Спектакли оценивали и обсуждали режиссеры, композиторы, критики: Ефрем Подгайц, Виктор Калиш, Валерия Уральская, Виктор Рябов, Роксана Сац-Карпова и др. Для членов жюри и организаторов важно было не просто собрать музыкальные и хореографические коллективы, но и понять, что и как мыслят об опере, балете и мюзикле режиссеры, балетмейстеры и педагоги, работающие с детьми. Плодотворный диалог членов жюри и создателей спектаклей, состоявшийся на фестивале, стал традицией «Синей птицы». Темы всякий раз определялись показанными спектаклями. В работе жюри фестиваля и в последующие годы принимали участие видные деятели музыкального и балетного театра Наталья Касаткина, Александр Титель, Генрих Майоров, Игорь Шаповалов, композиторы Виктор Якушенко, Владислав Агафонников, а также Виктор Рябов, Владимир Кириллов, представлявшие театр им. Н.И. Сац, и специалисты ГРДНТ. Героем первого фестиваля стал Вологодский детский музыкальный театр: его балет «Жар-птица» (балетмейстер Светлана Ивойлова) и музыкальный спектакль «Гуси-лебеди» (худ. рук. театра Юрий Загрядкин, реж.-пост. Александр Павельев, дирижер-хормейстер Александр Герасимовский) получили Гран-при. Уже первый фестиваль показал, что выигрывают те коллективы, где спектакль — результат процесса обучения, где педагоги точно оценивают исполнительские возможности своих подопечных, предлагают им интересные решения тех или иных произведений. Фестиваль детских музыкальных театров получил широкий резонанс. Было решено проводить его с периодичностью раз в два года. Организаторам фестиваля помогали в проведении и освещении его в СМИ префектура Юго-Западного округа Москвы, телекомпания «Класс», канал «Культура». II Всероссийский фестиваль детских музыкальных театров стал частью культурной программы Всемирных юношеских игр, проходивших тогда в Москве. Постоянными участниками фестивалей являются Детский музыкальный театр из Вологды, Муниципальный детский музыкальный театр из г. Реутова (рук. Ирина Тульчинская), музыкальный театр «Радуга» из г. Снежинска Челябинской обл. (рук. Анатолий Коротовских), детский театр балета «Радуга» из Ижевска (худ. рук. Павел и Татьяна Гущины), хореографический ансамбль «Солнышко» из г. Иркутска (рук. Ольга и Александр Куглянт). Для них приезд на фестиваль не просто повод выступить и получить ту или иную награду. Им принципиально важно показать новую работу именно в атмосфере этого фестиваля, этому жюри и сво-им коллегам из разных городов, видевшим предыдущие работы коллектива. С первого выступления на «Синей птице» эти коллективы переживали периоды взлетов и падений, но всегда готовы были учиться, искать новое, а их спектакли определяли творческий уровень фестиваля, независимо от того, «побеждали» они или уступали первенство новым героям. Состав участников фестиваля обновляется каждый раз примерно на две трети. Каждый новый фестиваль чем-то существенным отличается от предыдущего. II фестивалю можно было бы дать подзаголовок «в поисках жанра», т. к. представленные на нем спектакли отражали многообразие музыкально-хореографического искусства — от классического балета до музыкальной феерии. На третьей «Синей птице» решено было проводить творческую лабораторию для руководителей коллективов, опираясь на фестивальные спектакли. Афиша этого фестиваля (2000 г.) развернула богатые возможности для практических занятий. В нее вошли наряду с известными произведениями для детей на сказочные сюжеты хореографический спектакль по «Картинкам с выставки» Мусоргского театра-студии танца и пластики «Метаморфозы» из Санкт-Петербурга, «Правда о царе Салтане» — спектакль театра-студии «Я сам Артист», выстроенный на музыкальном «подборе», мюзикл В. Плешака «Кентервильское привидение», показанный петербургским музыкально-эстрадным театром «Розыгрыш», любимцем участников «Синей птицы». Победил на этом фестивале удивительно красивый и трогательный спектакль «История Кая и Герды», показанный реутовским детским музыкальным театром Ирины Тульчинской. Разговор о спектаклях становился от фестиваля к фестивалю все более серьезным, поэтому с III «Синей птицы» работает два самостоятельных жюри: одно оценивает хореографические работы, другое — музыкальные. От фестиваля к фестивалю взрослел состав ее участников. Взрослели актеры ведущих коллективов. Авторитет фестиваля привлекал к нему не только детские, но и молодежные театры. IV и V фестивали подарили «Синей птице» новых друзей и новые открытия. Самые яркие из них — Детская хоровая студия «Преображение» Союза композиторов России (рук. Михаил Славкин), показавшая хоровую оперу «Сказка о попе и работнике его Балде» и Молодой балет из Смоленска, представивший остроумную хореографическую версию «Гадкого утенка» (балетмейстер Елена Егорова). В 2006 г. «Синяя птица» отметила свое десятилетие. За эти годы фестиваль оказал огромное влияние на творческое развитие детских музыкальных и хореографических театров, позволил балетмейстерам, режиссерам, хормейстерам учиться не только у мастеров, работающих в фестивальном жюри, но — что не менее важно — друг у друга. (И. Г.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
2.58 мб

«Синяя птица», несущая добро

Т. А. Гармашова
Читать PDF
399.42 кб

Культурный феномен пьесы М. Метерлинка "Синяя птица" в России: история символистской идеи в ХХ-начал

Ефременко Оксана Сергеевна
В статье рассматривается история пьесы «Синяя птица» бельгийского драматурга М. Метерлинка на российской сцене. Исследуется феноменальный культурологический факт столетнее существование спектакля «Синяя птица» режиссера К.С.
Читать PDF
357.47 кб

Типология интертекстуального взаимодействия пьесы М. Метерлинка «Синяя птица» и повести И. Д. Сургуч

Маслова Юлия Павловна
Цель: рассмотреть, как специфика интертекстуальных связей повести И.Д. Сургучева и пьесы-сказки М. Метерлинка обусловливает жанровое своеобразие литературного произведения.
Читать PDF
191.36 кб

Типология интертекстуального взаимодействия пьесы М. Метерлинка «Синяя птица» и повести И. Д. Сургуч

Маслова Юлия Павловна
Предложен анализ интертекстуального слоя повести И. Д.