Синякова-Уречина Мария Михайловна
Синякова-Уречина Мария Михайловна
(наст. фам. Синякова) (1890–1984) - художник. Училась в Харьк. городской школе рисования и живописи, в частной студии Е.А. Агафонова, в 1910–1911 состояла в группе харьк. художников «Голубая линия». В 1913–1914 училась в художественных студиях И.И. Машкова и Ф.И. Рерберга в Москве, где познакомилась с В.В. Маяковским и связала свое творчество с футуризмом. В 1913 стала участницей футуристического сборника «Рыкающий Парнас», в котором были ее рисунки, но весь тираж был конфискован и сожжен царской цензурой. Участвовала в художественных выставках «Союза молодежи» в Петербурге. В 1914 возвратилась в Харьков, вышла замуж за художника А.М. Уречина и вместе с ним совершила путешествие по Центральной Азии, где изучала монгольскую икону и персидскую миниатюру. В 1914–1918 оформляла поэтические сборники: «Зор», «Ой конин дан окейн!» Н. Асеева, «Бубен» Божидара, «Леторей» Н. Асеева и Г. Петникова, «Тавро вздохов» Б. Кушнера, «Поросль Солнца» Г. Петникова и др. Член содружества поэтов и художников левого направления при издательстве «Лирень». В 1915 ездила в Петроград. В 1918–1920 жила на х. Красная Поляна (ныне Змиевского района). Здесь она занималась живописью, акварелью: «Война I», «Война II», «Дерево жизни (Пан и няня)», «Ева», «Изгнание из рая», «Бомба», «Семья» и др. В 1918 вошла в группу украинских художников-авангардистов «Союз семи». В 1910–1920 в их дом приезжал в гости практически весь цвет русско-украинского футуризма, кубизма и неопримитивизма: Маяковский и Хлебников, Пастернак и Асеев, братья Бурлюки (Давид, Владимир и Николай), Ермилов и Косарев, Бобрицкий и Моне-Кац и многие др.. На многих своих гостей она сделала серию дружеских шаржей известных поэтов и писателей: Маяковского и всех футуристов, а также В. Брюсова, А. Ахматову, С. Есенина, И. Северянина, А. Белого, И. Сельвинского и др., которые демонстрировались в 1925 на «Выставке революционной литературы». В 1920 она переехала в Москву, где занималась преимущественно книжной и станковой черно-белой графикой, участвовала в многочисленных выставках: в Москве (1925), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Париже (1931) и др. Наиболее плодотворным для нее был 1930, когда она оформила 8 книг. Затем, начиная с начала 1940-х, ее лишают зрителя, творческих контактов. Она вынуждена раскрашивать игрушки, работать на полиграфической фабрике, делать плакаты для нового университета, рисовать лекарственные растения к медицинскому атласу. В 1952 была исключена из Союза художников, восстановлена в 1958. В 1969 состоялась единственная ее прижизненная персональная выставка графики (Киев). Она была кумиром авангардистского искусства трех эпох: футуризма и неопримитивизма 1910–20-х, советский авангард «бульдозерных» выставок 1960-х и постсоветский авангард 1980–90-х. В Х-ве сохранился родовой дом Синяковых по пер. Никитскому, 22.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.