в древнегреческой мифологии — полуптицы-полуженщины, обитавшие на острове у берегов Южной Италии. Чарующим пением они завлекали мореплавателей к своему острову, усыпляли их, а затем пожирали.
СИРЕНЫ
СИРЕНЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СИРЕНЫ
морские девы, которые привлекали мореплавателей своим пением с целью погубить их. По преданию, они жили недалеко от Сциллы. Одиссей спасся от них тем, что приказал привязать себя к мачте корабля, а уши своих спутников залепил воском. Их изображали обыкновенно с туловищем и головой женщин и с птичьими ногами.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Сирены
(греч. Seirenes), по греч. мифу, дочери Ахелоя или Форкиса, злые демоны, люди-птицы (как правило, с женской головой), обладающие особыми знаниями и умением изменять погоду. Своим волшебным пением С. заманивали корабли мореходов к острову, где они разбивались о скалы и гибли. По совету волшебницы Кирки Одиссей залепил уши своих спутников воском, а себя велел привязать к мачте и т. о. избегнул соблазна. По другому мифу, Орфей своим пением отвлек внимание аргонавтов от С. Позднее С. победили музы, похитили их перья и стали носить их на голове в качестве украшения.
Источник: Словарь античности. 1989
СИРЕНЫ
в греч. миф. демонич. существа, рожд. р. Ахелоем и одной из муз: Мельпоменой, Терпсихорой или дочерью Стеропа. С. миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины, унаследов. от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божеств. голос. Число их колеблется от двух-трех до множества. Они обитают на скалах о-ва, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, к-рых С. заманив. пением. С. ублаж. некогда богиню Деметру. С. сближали с гарпиями и керами; они восприним. даже как музы иного мира — их изображ. на надгробных памятниках в сладкоголосых мудрых С., каждая из к-рых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Сирены
У Гомера - это две сестры (позже их число менялось), которые завлекали своим пением моряков, наводя их корабли на островные скалы. Сам остров усеян костями их жертв. Одиссей благополучно проплыл мимо этого острова, залепив своим спутникам уши воском, а самого себя привязав к мачте. Аргонавты смогли избегнуть волшебного напева сирен с помощью Орфея: своим прекрасным пением и игрой на лире он заглушал голоса демонических существ. Традиционно островом сирен считался современный остров Галли, находящийся в заливе Салерно. Согласно более ранней, негомеровской традиции, сирены считались дочерьми Геи (или одной из муз, - откуда божественный голос), подругами Персефоны, сопровождавшими мертвых в Подземное царство и, подобно гарпиям, питавшимися падалью. Сирен обычно изображали в виде женщин с птичьими лапами и крыльями - как, к примеру, на древних вазах и среди помпейской настенной живописи, однако позже сирен стали изображать на саркофагах и фонтанах в виде прекрасных девушек. Подобно северным русалкам, сирены в позднейшем фольклоре приобрели рыбьи хвосты. Они утратили также свой злобный характер: Платон в "Государстве" упоминает сирен в связи с пифагорейской музыкой небесных сфер, а согласно Светонию, вопрос "Какую песню пели сирены?" - это не более чем одна из неразрешимых загадок, которую задает император Тиберий своим придворным ученым, желая подразнить их. Однако и в наши дни сирена часто служит образом "роковой женщины".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
СИРЕНЫ
• Sirenes,
?????????, девы на острове западного моря, находящемся между островом Кирки и Сциллой; они привлекали своим приятным пением проезжавших мимо и вовлекали их в погибель. Они сидят на усеянном цветами лугу и вокруг них лежат груды тлеющих до костей мужских трупов, кожа которых везде стягивается. Опасность заключается только в их пении, так как оно привлекает моряков к гибельному берегу. Ноm. Od. 12, 39 слл. В них видели то соблазнительных муз моря, то действующих при помощи магической силы пения волшебниц, или же простую сказку моряков, или нравственный принцип (Welcker III, 164), или чарующие божества, или, наконец, демонов разложения. Имя их подходит к слову ??????? (Sirius), обозначающему приносителя жары; оба слова ведут к одному понятию, а именно к понятию света и горения; они — божества жгучести, засухи. Но это не возвращающийся ежегодно жар, который обозначает Сирий, но утомляющий, убивающий все живое и принимающийся за выродок земли зной (сирокко). Действия их — тишина ветра, гниение кожи. Они пользовались культом около Суррента, в Этолии (где отцом их называется Ахелой) они были спутницами Персефоны до ее похищения в Сицилии. В самом древнем виде они представляют большую, неуклюжую птицу с женской головой — откуда и происходит их пение и знание. Уже у Алкмана они представлены поющими существами. Печальный, жалобный характер их пения наводил на мысль сравнивать их пение с плачем об умерших (???????) на могилах. Платон приводит их в связи с гармонией сфер. Со времен александрийских ученых отцом С. постоянно является Ахелой, а у более древних писателей — Форк. У Гомера упоминается только о двух, более поздние же принимают обыкновенно три С.; имена их: Парфенона, Левкосия и Лигея; или также: Фельксиепея, Мольна, Аглаофема. Наконец, у римлян с ними связано понятие прельщения и соблазна (impoba Siren desidia, Horat. Sat. 2, 3, 14). Когда Одиссей проезжал мимо них, то он залепил своим товарищам уши воском, себя же самого приказал с незалепленными ушами привязать к мачте. Ноm. Od. 12, 158 слл. Когда аргонавты проезжали мимо С., то Орфей запел ответную песню. Т. к. они, согласно предсказанию, могли жить только до тех пор, пока кто-нибудь не проедет мимо них не прельстившись, то они бросились из-за Орфея или из-за Одиссея в море и превратились в утесы. Более позднее предание представляло их существами, верхняя половина тела которых была женская, нижняя же — птичья. Они получили форму птиц для того, чтобы искать Персефону. Ov. met. 5, 552 слл. Позднее перевели их на местопребывание на мыс Пелорский или так называемые Сиренузские острова при входе в залив Посейдонский или на Капрею. Храм С. был при Сурренте, а гробница С. Парфеноны под Неаполем; у последнего ежегодно устраивался бег с факелами. Искусство изображает их первоначально птицами с женской головой, затем женщинами с птичьими ногами, наконец, женщинами в длинных одеждах. На гробницах находят много изображений или в форме рельефов, или в виде статуй. Их изображают как вдохновенные существа, с лирой и флейтой. ср.: Schrader, die Sirene nach ihrer Bedeutung und K?nstlerischen Darstellung, (1868).
?????????, девы на острове западного моря, находящемся между островом Кирки и Сциллой; они привлекали своим приятным пением проезжавших мимо и вовлекали их в погибель. Они сидят на усеянном цветами лугу и вокруг них лежат груды тлеющих до костей мужских трупов, кожа которых везде стягивается. Опасность заключается только в их пении, так как оно привлекает моряков к гибельному берегу. Ноm. Od. 12, 39 слл. В них видели то соблазнительных муз моря, то действующих при помощи магической силы пения волшебниц, или же простую сказку моряков, или нравственный принцип (Welcker III, 164), или чарующие божества, или, наконец, демонов разложения. Имя их подходит к слову ??????? (Sirius), обозначающему приносителя жары; оба слова ведут к одному понятию, а именно к понятию света и горения; они — божества жгучести, засухи. Но это не возвращающийся ежегодно жар, который обозначает Сирий, но утомляющий, убивающий все живое и принимающийся за выродок земли зной (сирокко). Действия их — тишина ветра, гниение кожи. Они пользовались культом около Суррента, в Этолии (где отцом их называется Ахелой) они были спутницами Персефоны до ее похищения в Сицилии. В самом древнем виде они представляют большую, неуклюжую птицу с женской головой — откуда и происходит их пение и знание. Уже у Алкмана они представлены поющими существами. Печальный, жалобный характер их пения наводил на мысль сравнивать их пение с плачем об умерших (???????) на могилах. Платон приводит их в связи с гармонией сфер. Со времен александрийских ученых отцом С. постоянно является Ахелой, а у более древних писателей — Форк. У Гомера упоминается только о двух, более поздние же принимают обыкновенно три С.; имена их: Парфенона, Левкосия и Лигея; или также: Фельксиепея, Мольна, Аглаофема. Наконец, у римлян с ними связано понятие прельщения и соблазна (impoba Siren desidia, Horat. Sat. 2, 3, 14). Когда Одиссей проезжал мимо них, то он залепил своим товарищам уши воском, себя же самого приказал с незалепленными ушами привязать к мачте. Ноm. Od. 12, 158 слл. Когда аргонавты проезжали мимо С., то Орфей запел ответную песню. Т. к. они, согласно предсказанию, могли жить только до тех пор, пока кто-нибудь не проедет мимо них не прельстившись, то они бросились из-за Орфея или из-за Одиссея в море и превратились в утесы. Более позднее предание представляло их существами, верхняя половина тела которых была женская, нижняя же — птичья. Они получили форму птиц для того, чтобы искать Персефону. Ov. met. 5, 552 слл. Позднее перевели их на местопребывание на мыс Пелорский или так называемые Сиренузские острова при входе в залив Посейдонский или на Капрею. Храм С. был при Сурренте, а гробница С. Парфеноны под Неаполем; у последнего ежегодно устраивался бег с факелами. Искусство изображает их первоначально птицами с женской головой, затем женщинами с птичьими ногами, наконец, женщинами в длинных одеждах. На гробницах находят много изображений или в форме рельефов, или в виде статуй. Их изображают как вдохновенные существа, с лирой и флейтой. ср.: Schrader, die Sirene nach ihrer Bedeutung und K?nstlerischen Darstellung, (1868).