СИРИНГА
Сиринга
в греческой мифологии нимфа-гамадриада, обитавшая в Аркадии. Сиринга почитала Артемиду и строго хранила свою девственность. Боги и сатиры неоднократно преследовали прекрасную Сирингу. Однажды Сирингу встретил Пан, но Сиринга бросилась к реке Ладон и упросила своих сестер-наяд спасти ее. Наяды превратили Сирингу в тростник, который при колебании ветром издавал жалобный звук. Пан сделал из тростника свирель, носящую имя нимфы, больше всего полюбив этот инструмент. Миф о Сиринге отражает мотивы древнего оборотничества.
СИРИНГА
многоствол. флейта, составл. из пяти, семи или девяти стволов различ. длины. Излюбл. духовой инструмент пастухов и крестьян. Часто упомин. в греч. поэзии. В эллинистич. и рим. время использов. для муз. сопровожд. сценич. представлений. Затем, вероятно через мимов, перешла в позднейшую европ. нар. музыку. Согл. греч. мифу, Пан полюбил аркадскую нимфу С., к-рая не ответила ему взаимн. Спасаясь от него, она обрат. к р. Ладон с мольбой о помощи и была превращ. в камыш. Пан соед. воском неск. камышовых трубочек и сделал пастушью флейту (флейта Пана), к-рую назвал С. На ней он играл свои песни.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Сиринга
(греч. Syrinx–труба), многоствольная флейта, составл. из пяти, семи или девяти стволов различной длины. Излюбл. духовой инструмент пастухов и крестьян. Часто упоминается в греч. поэзии. В эллинистич. и рим. время использовалась для музыкального сопровождения сценич. представлений. Затем, вероятно через мимов, перешла в позднейшую европейскую народную музыку (Папагено в «Волшебной флейте» Моцарта). Согласно греч. мифу, Пан полюбил аркадскую нимфу С, которая не ответила ему взаимностью. Спасаясь от него, она обратилась к р. Ладон с мольбой о помощи и была превращена в камыш. Пан соединил воском неск. камышовых трубочек и сделал пастушью флейту (флейта Пана), которую назвал С. На ней он играл свои песни.
Источник: Словарь античности. 1989
Сиринга
Аркадская нимфа, которую преследовал Пан. Спасаясь бегством, она умоляла Землю помочь ей и была превращена в тростник, из которого Пан сделал свою свирель - пастушью флейту и назвал ее "Сиринга". В одном из сюжетов "Метаморфоз" Овидия Меркурий настигает Аргуса, приняв облик пастуха. Играя на свирели-сиринге и рассказывая о том, как однажды свирель была нимфой, Меркурий усыпляет Аргуса и затем убивает его. Это пример мастерства Овидия, его умения переходить из одной легенды в другую.
Сирингу и ее судьбу во времена Ренессанса могли рассматривать как мистический символ "жизни через смерть" или музыкальное вдохновение Пана - род сублимированного обладания. Этот мотив был возрожден в поэме Браунинга "Музыкальный инструмент". Сирингу с Паном на своих полотнах изображали Пуссен, Йорданс и др.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Сирингу и ее судьбу во времена Ренессанса могли рассматривать как мистический символ "жизни через смерть" или музыкальное вдохновение Пана - род сублимированного обладания. Этот мотив был возрожден в поэме Браунинга "Музыкальный инструмент". Сирингу с Паном на своих полотнах изображали Пуссен, Йорданс и др.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
СИРИНГА
• Syrinx,
???????,
1. аркадская наяда или русалка, дочь реки Ладона, была превращена своими сестрами в тростник, в то время когда за ней гнался сильно влюбленный в нее Пан; поэтому тростник, колеблемый ветром, издавал жалобные и томные звуки. Ov. met. 1, 691 слл.;
2. свистулька, fistula, состоящая из семи дудочек или трубочек, прикрепленных одна к другой воском, так что каждая следующая дудочка была короче предшествующей; скреплены были эти дудочки в косом направлении. По преданию, она была изобретена Паном, богом пастухов. Упоминается она уже Гомером (Il. 10, 13) и Гесиодом (scut. Herс. 278) и была еще в позднейшие времена любимым инструментом пастухов у греков и римлян. Впоследствии искусство придало ей большее число трубочек. Другими учеными С., состоящая из одной трубочки, приписывается Гермесу, из многих трубочек Силену, скрепленная воском Марсию. С. из трех трубочек встречается у Феокрита (epigr. 2, 3, если в этом месте не следует только разуметь трех отдельных дудочек или кларнетов), из девяти трубочек у того же Феокрита (epigr. 8, 18); с семью трубочками принадлежала уже к более искусным; она иногда была изогнута сообразно форме губ и плотно прилегала к ним (как, напр., сиринкс Дафписа, Theocr. 1, 129); по Овидию (Ov. met. 13, 784), С. Полифема состояла из ста трубочек. Пастухи большей частью сами изготовляли этот инструмент. Конечно, нужно было иметь много искусства, чтобы играть на ней приятно и мелодично.
???????,
1. аркадская наяда или русалка, дочь реки Ладона, была превращена своими сестрами в тростник, в то время когда за ней гнался сильно влюбленный в нее Пан; поэтому тростник, колеблемый ветром, издавал жалобные и томные звуки. Ov. met. 1, 691 слл.;
2. свистулька, fistula, состоящая из семи дудочек или трубочек, прикрепленных одна к другой воском, так что каждая следующая дудочка была короче предшествующей; скреплены были эти дудочки в косом направлении. По преданию, она была изобретена Паном, богом пастухов. Упоминается она уже Гомером (Il. 10, 13) и Гесиодом (scut. Herс. 278) и была еще в позднейшие времена любимым инструментом пастухов у греков и римлян. Впоследствии искусство придало ей большее число трубочек. Другими учеными С., состоящая из одной трубочки, приписывается Гермесу, из многих трубочек Силену, скрепленная воском Марсию. С. из трех трубочек встречается у Феокрита (epigr. 2, 3, если в этом месте не следует только разуметь трех отдельных дудочек или кларнетов), из девяти трубочек у того же Феокрита (epigr. 8, 18); с семью трубочками принадлежала уже к более искусным; она иногда была изогнута сообразно форме губ и плотно прилегала к ним (как, напр., сиринкс Дафписа, Theocr. 1, 129); по Овидию (Ov. met. 13, 784), С. Полифема состояла из ста трубочек. Пастухи большей частью сами изготовляли этот инструмент. Конечно, нужно было иметь много искусства, чтобы играть на ней приятно и мелодично.