Сирлин

Найдено 1 определение
Сирлин
, Йорг Старший (Syrlin, Jorg der Altere) Ок. 1425, Ульм — 1491, Ульм. Немецкий скульптор переходного периода от поздней готики к Раннему Возрождению. Работал главным образом в Ульме, где упоминается с 1449. Руководил большой мастерской резчиков по дереву и столяров. После смерти Йорга Старшего его дело продолжил сын — Йорг Сирлин Младший (ок. 1455 — после 1523). Главное произведение Сирлина Старшего и его мастерской — вырезанное из дерева скульптурно-декоративное оформление собора в Ульме (1468—1480). Оно включало в себя главный алтарь (1473—1480, не сохранился), тройное епископское кресло на западной стороне хора (1468) и ряды кресел, расположенные вдоль южной и северной стен хора (1469—1474). Наиболее интересны в пластическом отношении именно последние работы, изобильно украшенные скульптурой. Длинные ряды кресел — это не просто предметы меблировки, а своеобразные архитектурные сооружения. Высокие спинки увенчаны резными балдахинами готического рисунка, над которыми возвышаются стройные готические же фиалы, где, по мнению исследователей, стояли статуи Марии и Христа (не сохранились). Помимо них скульптура размещена в трех зонах сооружения. Это рельефные полуфигуры апостолов и святых в треугольных обрамлениях балдахина, ниже, в прямоугольном обрамлении на спинках кресел, — изображения ветхозаветных пророков и пророчиц, каждые пять-шесть кресел фланкированы по бокам полуфигурами античных философов, поэтов и сивилл. Вся эта грандиозная композиция подчинялась определенной богословской программе. Наверху — представители высших небесных сил, ниже — святые и апостолы христианской эры, еще ниже — ветхозаветные образы и, наконец, в самом низу — деятели языческого времени. Поскольку южная стена была посвящена Деве Марии, а северная — Христу, то соответственно на южной стороне размещались женские фигуры, на северной — мужские. Наиболее интересны с художественной точки зрения полуфигуры нижнего яруса. По-видимому, многие из них исполнены собственноручно Сирлином. Своеобразие творческой манеры и совершенное мастерство скульптора проявилось здесь особенно наглядно. Поясные изображения древних мудрецов, поэтов и ученых располагаются на уровне глаз прихожан храма, давая им возможность рассмотреть различные характеры и типы изображенных людей. Образы настолько индивидуальны, что в них угадываются портретные черты современников художника. Мастер находит для каждого из своих героев особую позу, жест, выразительный, непохожий на других облик, изображает их за разными занятиями, порой с тем или иным инструментом в руках. Остротой персональной характеристики, сложностью композиционного построения некоторые из статуй напоминают более ранние бюсты немецкого скульптора Герхарта, исполненные из камня. Можно предполагать, что Сирлин знал работы своего предшественника и считал их образцом для себя.
Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Voge W. Jorg Syrlin der Altere und seine Bildwerke. Berlin, 1950.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006