Sisley) Альфред (1839, Париж – 1899, Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло), французский живописец, пейзажист; представитель импрессионизма. Родился в семье состоятельного коммерсанта, англичанина по происхождению. В возрасте 18 лет родители послали Сислея для изучения коммерции в Англию. Там будущий художник посещал музеи, изучая произведения своих великих соотечественников Дж. Тернера и Дж. Констебла, живопись которых навсегда осталась для него неподражаемым образцом. В Париже Сислей учился у Ш. Глейра (1861–63), сблизился с К. Моне, О. Ренуаром, Ф. Базилем. Участвовал в выставках импрессионистов (1874, 1876, 1877, 1882 гг.). Отец долгое время материально поддерживал художника, но затем разорился, и с 1871 г. для Сислея настало время постоянной нужды, поисков дешевого жилья. До 1880 г. художник жил в окрестностях Версаля, затем близ Фонтенбло, в 1889 г. поселился в Море-сюр-Луэне.
Сислей сразу нашел свое призвание, посвятив себя только пейзажу. Его искусство сформировалось под влиянием К. Коро и Ш. Ф. Добиньи, ранние пейзажи близки по манере барбизонцам. Сислей писал камерные пейзажи в окрестностях Парижа, в городках и деревушках Иль-де-Франс: Марли, Буживале, Лувесьенне. Он работал только на пленэре, предпочитая творить в тихом уединении. Сислей был утонченным художником с ранимой душой; в отличие от др. импрессионистов, не отличался тягой к бунтарству. Его камерные, лирические полотна пронизаны нежностью и грустью («Поворот дороги», 1873; «Наводнение в Марли», 1876; «Снег в Лувесьенне», 1878, и др.).
СИСЛЕЙ
СИСЛЕЙ
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Сислей
, Альфред (Sisley, Alfred) 1839, Париж — 1899, Море-сюр-Луэн. Французский живописец английского происхождения, импрессионист. Отец-коммерсант отправил сына в Лондон для изучения коммерции (1857—1861), однако Сислей больше времени проводил в музеях и на выставках, изучая произведения Констебла, Бонингтона, Тернера. Вернувшись в Париж, Сислей поступает учиться живописи в мастерскую Ш. Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Ренуаром (1862) и работает над этюдами вместе с ними. В ранних пейзажах ощутимо влияние Коро, лиризм и классическая ясность композиций которого ему импонировали. Постепенно его палитра светлеет, внимание сосредоточивается на передаче освещения, состояния атмосферы (Суда на канале Сен-Мартен, 1870, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Сислей нередко пишет один и тот же мотив в разное время дня, в различные сезоны (Лувенсьенн осенью, 1873, Токио, частное собрание; Лувенсьенн зимой, 1874, Вашингтон, собрание Филлипс). С 1874 принимает участие в выставках импрессионистов. Так же, как и они, он стремится запечатлеть жизнь природы в ее движении, уловить нюансы освещения, изменение окраски предметов в зависимости от степени освещенности, времени дня и т. д. Пейзажи Сислея просты по мотиву, но увидены глазами поэта. Особенно любит художник писать на берегу реки, передавая просторы неба, бегущие облака, прозрачность воздуха, солнечные блики на поверхности воды, зыбкие отражения деревьев и зданий (Регата в Молези, 1874, Париж, музей Орсе; Деревня на берегу Сены, 1872; Берег реки в Сен-Маммесе, 1884, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Сислей — тончайший колорист, его краски неярки, но чисты, композиции уравновешенны и соразмерны, картины пронизаны особым ощущением гармонии и согласия с миром (Мороз в Лувенсьенне, 1873; Опушка леса в Фонтенбло, 1885, обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Лит.: Бродская Н. Картины Сислея в Эрмитаже. Л., 1963; Daulte F. Alfred Sisley. Catalogue raisonne de l’?uvre peint. Lausanne, 1959; Alfred Sisley / Comp. and introd. by A. Babin. Leningrad, 1988.
В. Стародубова
Лит.: Бродская Н. Картины Сислея в Эрмитаже. Л., 1963; Daulte F. Alfred Sisley. Catalogue raisonne de l’?uvre peint. Lausanne, 1959; Alfred Sisley / Comp. and introd. by A. Babin. Leningrad, 1988.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006