в Спарте и других областях Древней Греции общественные обеды, проходившие за столами под открытым небом с одинаково скромной пищей для всех.
СИССИТИИ
СИССИТИИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Сисситии
(греч. syssitia — совместная трапеза), совместное времяпрепровождение, включающее общие трапезы мужчин (полноправных граждан) на Крите и в Спарте, санкционируемые государством. В Спарте С. назывались также фидиттии (от греч. pheidesthai — экономить). Компании сотрапезников во время военных походов составляли мелкие воинские подразделения, жившие в одной палатке. Спартиаты были обязаны делать одинаковый взнос за продукты, поставляемые для С.
Источник: Словарь античности. 1989
Сисситии
греч. syssitia - совместная трапеза)
обязательные общественные обеды в Спарте. Их происхождение связывают с обычаями родового общества; с. преследовали военно-политическую цель объединения граждан-мужчин - защитников полиса. К участию в с. привлекались и дети, что служило для них своеобразной школой воспитания.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
обязательные общественные обеды в Спарте. Их происхождение связывают с обычаями родового общества; с. преследовали военно-политическую цель объединения граждан-мужчин - защитников полиса. К участию в с. привлекались и дети, что служило для них своеобразной школой воспитания.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
СИССИТИИ
обществ. обеды в Спарте, на Крите и нек-рых др. обл. Др. Греции. Происхожд. ведут от обычаев родового общества. В Спарте оформились, очевидно, в 8 — 6 вв. до н.э. — в условиях борьбы спартанцев за гегемонию в Пелопоннесе и войн с илотами. Способствуя сплоч. войска, С. стали одной из черт. гос. строя Спарты; антич. традиция припис. введение их Ликургу. В С. участв. спартиаты, достигшие совершеннолетия и вносившие регулярные взносы (продовольствием и деньгами). Проходили они в спец. месте, под открытым небом, за столами, где все получ. одинаково скром. пищу.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СИССИТИИ
греч. мн. ч. syssitia) - обществ. обеды в Спарте (под назв. - piditia), на Крите (под назв. andria, греч. ед. ч.) и нек-рых др. областях Др. Греции. Происхождение ведут от обычаев родового общества. В Спарте оформились, очевидно, в 8-6 вв. до н. э. - в условиях борьбы спартанцев за гегемонию в Пелопоннесе и войн с илотами. Способствуя сплочению войска, С. стали одной из черт гос. строя Спарты; антич. традиция приписывает введение их Ликургу. В С. участвовали спартиаты, достигшие совершеннолетия и вносившие регулярные взносы (продовольствием и деньгами). Проходили они в спец. месте, под открытым небом, за столами, где все получали одинаково скромную пищу. С развитием товарно-ден. отношений и разложением "общины равных" С. вырождаются, превращаясь в праздничные обеды. Попытки Агиса IV (см. в ст. Агис) и Клеомена III возродить С. в 3 в. до н. э. не увенчались успехом. В рим. время С. назывались обеды магистратов.
СИССИТИИ
• ????????,
общие обеды у дорян, называвшиеся у спартанцев ????????, вероятно, от господствовавшей в них бережливости, умеренности и простоты, по объяснению же других, ???????? = F??????, следовательно, заседания (от ´???). Этот обычай обедать вместе, хотя в позднейшие времена был свойствен преимущественно дорийским государствам, однако первоначально господствовал во всей Греции, как это видно из Гомера, у которого цари и старейшины народа обедают вместе. Впрочем, у дорян, особенно в Крите и Спарте, С. приняли характер политического и социального учреждения. На Крите расходы на эти обеды производились самим государством. В Спарте всякий участник давал свой взнос, ежемесячно 1,5 медимна ячменной крупы, 11-12 (по другим меньше) мер вина (?????), 5 мин сырa, кроме того, винные ягоды, финики и 10 эгинских оболов для мясных кушаний. К этому присоединялись так называемые ????????, прибавки к обеду (????????), которые, однако, не должны были быть куплены; они состояли из охотничьей добычи, пшеничного хлеба, домашней птицы и т. п. На Крите, напротив того, где господствовал принцип общего владения имуществом, весь доход с общественной земли и с податных периэков делился на две части, из которых одна назначалась для общественного богослужения и для управления государством, а другая для общественных обедов. Сумма, назначенная для обедов, разделялась между отдельными домами или семьями, затем каждый отдавал свою часть тому кружку (????????), в котором он обедал. Цель подобных обедов состояла, по всей вероятности, в том, чтобы общественное единение перенести в жизнь ежедневную и чтобы придать общественной жизни (хотя в ущерб семейной) более живости, единства и дружности. Таким образом, в этих кружках мужчины или ?????????, как они первоначально назывались (т. к. юноши обедали отдельно от своих ????????, Ирены), господствовал тон непринужденный и веселый, поддерживаемый также музыкальными развлечениями (пением, игрой). Возможность дружеских отношений обусловливалась еще тем, что для приема в застольный кружок, состоявший приблизительно из 15 человек, необходимо было единодушное согласие всех членов кружка (????????) (заметим, что отдельные застольные кружки, составлявшие части С., представляли собою части военно-политической организации народа и назывались шатрами или палатками, ??????). Кушанья были простые, но сытные, особенно главное кушанье, так называемая черная похлебка (????? ?????, ????????). Разнообразие в пище вносили вышеупомянутые прибавки, ????????. На Крите обедали, по древнему обычаю, сидя за столом; первоначально также в Спарте; впрочем, в Спарте уже во времена Алкмана возлежали на простых скамейках. В Спарте у каждого был свой кубок с вином; на Крите все наполняли свои кубки из общей большой чаши, или кратера. Допьяна напиваться не было дозволено. От С. следует отличать ?????, жертвенный обед, даваемый отдельным лицом по особому случаю; дающий такой обед приглашал кого хотел, особенно же царей.