Системы школьного образования

Найдено 1 определение
Системы школьного образования
Системы школьного образования (school systems), системы обеспечения всеобщего начального и среднего образования. Первые С.ш.о. создавались религ. орденами. До 1800 г. концепция всеобщего образования существовала лишь в ряде кальвинистских стран - Шотландии, Нидерландах и амер. колониях Новой Англии. Однако с кон. 18 в. начала получить все большее развитие гос. система образования. Франция (1791) и Пруссия (1807) стали первыми странами, к-рые ввели светские гос. начальные и средние школы, причем Наполеон навязал франц. систему образования большинству стран Зап. Европы (в самой Франции после 1814 г. был восстановлен контроль церкви над образованием). В США с нач. 19 в. пр-во обязало каждый штат создать светские школы. В Англии осн. проводниками начального образования были церковные и воскресные школы, а всеобщее - впервые введено с помощью системы Джозефа Ланкастера (ланкастерская система обучения), заключавшейся в привлечении учащихся старших классов для преподавания в младших. Однако в городах школ не хватало, и принятый в 1870 г. закон о начальном образовании предписал местным властям создавать школы там, где это необходимо. Ср. образование предоставлялось в осн. платными классич. школами, а также "общественными" (фактически частными) школами. Закон об образовании 1902 г. вводил гос. С.ш.о. как для начального, так и среднего образования; позднее он был дополнен законом Батлера (1944). С.ш.о. отличаются управлением, учебными планами и методами преподавания, подразделяясь в общих чертах на централизованные прусскую и франц. системы, с одной стороны, и более децентрализованные амер. и англ, системы - с др. Введение в кон. 1980-х гг. в Великобритании общенац. учебного плана означало сдвиг в сторону централизации. В кач-ве моделей использовались 4 системы: прусская - в России сер. 19 в. и Турции; франц. - в большинстве стран Зап. Европы, Египте, на Бл. Востоке, во франкоязычной Африке и мн. странах Юго-Вост. Азии; амер. - в большинстве стран Юж. Америки, Китае и Японии, где в 1871 г. была введена общенац. система всеобщего образования, а также англ, система - в Индии и странах Британского Содружества. На учебные планы оказывают влияние полит, идеологии и религ. убеждения. В кон. 20 в. начальное образование стало всеобщим почти во всех странах мира, тогда как введение системы всеобщего среднего и техн. образования является одной из первоочередных задач в развивающихся странах.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999