СКАЛЬПИРОВАНИЕ
СКАЛЬПИРОВАНИЕ
обычай снятия скальпа (военного трофея) - кожи с волосами с головы убитого противника. Характерен для индейцев Северной Америки.
Источник: Словарь этнографических терминов
Скальпирование
Изначально этот обычай не был так широко распространен, как принято считать. Он являлся частью военного ритуала только мускогских племен юго?восточной части США, ирокезских народов востока США и низовий р. Святого Лаврентия и их ближайших соседей. Почти на всей территории Америки в те времена основным трофеем была голова врага. Широкое распространение скальпирование получило только с приходом европейцев. Кроме появления стальных ножей, значительно упростивших процесс снятия скальпа, серьезную роль сыграли вознаграждения, выплачиваемые представителями колониальных властей. Классическим скальпом считались волосы с макушки, которые заплетались в одну или несколько косичек. Мальчику впервые заплетали скальповую прядь в возрасте приблизительно 5 лет. Несмотря на большое разнообразие причесок, даже выбривая голову, индейцы всегда оставляли небольшую прядь волос, называемую «скальповой». Три пряди заплетались в косичку, образуя у основания круг диаметром около 5 см, и, как правило, украшались. Вокруг образованного косичкой круга выщипывали волосы и выкрашивали кожу красной краской. Благодаря этим ухищрениям любой человек мог сказать, насколько «правильным» был захваченный воином скальп. Классический скальп по размеру обычно был не более серебряного доллара, но затем растягивался, как и всякая сырая кожа. Если ситуация позволяла, индейцы могли отрезать у трупа голову, чтобы позднее снять полноценный, «красивый» скальп. Скальпы могли разрезать на несколько частей, чтобы поделить их с соплеменниками. У омахов и равнинных кри обычай позволял двум воинам снимать по скальпу с одного поверженного врага. У равнинных оджибвеев допускалось снять с одной головы четыре скальпа, при этом скальповая прядь с макушки считалась наиболее почетной. У осейджей существовал обычай разрезать скальп врага на четыре части, прежде чем порезать его на еще более мелкие, которые преподносились «ваксоби» – «священным ястребам» (военным талисманам). Воин, оказавший соплеменнику услугу, мог претендовать на снятый им скальп. Техника снятия скальпа достаточно проста: левой рукой воин хватал волосы на темени врага, немного приподнимал голову от земли и ножом, который он держал в правой руке, одним круговым движением отделял кожу от черепа. Как правило, к этому моменту скальпируемый был уже мертв, хотя случаи скальпирования живых противников также не были редкостью. Скальпирование было процедурой болезненной, но не смертельной. Целью не было доставить мученье жертве – для этого существовали более изощренные пытки. Многие современники отмечали, что индейцы никогда не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они даже старались не касаться их тел. Также не снимали скальпов с чернокожих солдат, говоря, что скальп негра представляет собой «слишком дурное колдовство». Количество переживших скальпирование белых людей на фронтире было так велико, что Джеймс Робертсон из Нэшвилла, шт. Теннесси, опубликовал в статью «Заметки о лечении скальпированной головы», в которой ссылался на многочисленные случаи успешного лечения. Обработка скальпа проводилась так скоро, как позволяли условия, по возможности в тот же день. Сперва осуществлялось окуривание и произносилась молитва, после чего кожу скоблили, очищали, а затем делали из ивового прута обруч чуть больше самого скальпа. Концы связывались сухожилием. Край вычищенного скальпа накладывался на обруч, прошивался нитками из сухожилий и растягивался на нем в процессе пришивания. Порядок пришивания у команчей был с востока на юг, на запад, на север, на восток – в том же направлении, в каком команчи входят в типи. Волосы умащались, расчесывались, и обруч прикреплялся к тонкому шесту. Другой конец шеста втыкался в землю, и скальп сушился на ветру. Вместо шеста могли использоваться копья, щиты и томагавки. Отношение к скальпированию является одним из существующих мифов относительно военных ценностей у индейцев Дикого Запада. Скальп был малоценным военным трофеем. Он являлся всего лишь эмблемой победы над врагом. Широко распространенное мнение о ценности скальпа для индейца возникло в результате неверной оценки действий воинов в бою многочисленными белыми современниками. Проследить, почему евро?американец делал подобные выводы, достаточно легко. Он видел, как после падения врага к нему всегда галопом неслись несколько всадников. Они сбивались вокруг него, после чего труп оказывался скальпированным! Понять, что отчаянные воины, рискуя жизнью, старались лишь первыми прикоснуться к врагу (посчитать «ку»), белому американцу было сложно, поскольку такой военной традиции у европейцев не существовало.
Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014