Сказание Анфилога царя о святой литургии – апокриф, повествующий о том, как сарацинский царевич зашел в христианский храм и присутствовал при таинстве евхаристии (причащении). Вместо просфоры в руках священника он видит «закалаемого» младенца, видит множество ангелов, присутствующих при литургии и активно участвующих во всех действиях священника. Анфилог, пораженный виденным, принимает крещение, но его самого и крестившегося под его влиянием царя, его брата, убивают «погани срацини».
С. обнаружено Е. И. Калужняцким в рукописи Львовского Свято-Онуфриевского монастыря (нач.: «Бысть Анфилог от царьскаго рода, дръжаще в та лета поганым срацином...»). С., видимо, переводный памятник, однако непосредственный источник его неизвестен. Сюжетно оно соотносимо с румынской средневековой легендой о царе вавилонском Амурате и аравийском царе Амфилоге, с одним из сюжетов сказания о Граале и с византийской легендой, приписываемой Григорию Декаполиту. А. Н. Веселовский отметил также сюжетные аналогии в статье «Слово о сороцинине, крестившемся от видения в церкви святаго Георгия» (нач.: «Поведашет Улас в Диосполии граде створившееся чюдо...»), читающейся в Прологе и Великих Минеях Четиих под 26 ноября. Апокриф оказал влияние на произведения Иоанникия Галятовского, на его «Небо Новое» (Небо Новое. Львов, 1665. Л. 52 об.–53 об.) и «Мессию правдивого».
Изд.: Калужняцкий Е. И. Обзор славяно-русских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах львовских. Киев, 1877. С. 21, 25–28; Веселовский А. 1) Амфилох – Evalach. Эпизод Grand St.-Grald в славянском апокрифе // ЖМНП. 1889, апр. С. 370–382; 2) Разыскания в области русского духовного стиха. XVII. Амфилог – Evalach в легенде о св. Грале // СОРЯС. 1889. Т. 46, № 6. С. 331–349.
Лит.: Сумцов Н. Ф. Очерки истории южно-русских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С. 104–107; Ka?uzniacki E. Die Legende von der Vision Amphilog’s und der ????? ’????????? des Gregorios Dekapolites // AfslPh. Berlin, 1903. Bd 25. S. 101–108.
M. А. Салмина