Сказание о двенадцати пятницах – апокриф, известный А. Н. Веселовскому в двух редакциях – Элевферьевской (о прении Элевферия с Тарасием) и Климентовской (в которой апокриф атрибутируется святому Клименту). С. носит различные названия («Обретение о 12 пятницах святаго Елферия», «Сказание Елеуферьево 12 пятниц» и др.), начальные слова обычно сходны: «В западной стране есть земля Даура, в ней же град велик...» или: «В стране западней в граде некоем бе множество жидов...».
Наиболее распространена в Древней Руси Элевферьевская редакция. В ней рассказывается, как между христианином Елферием (Элевферием) и евреем Тарасием ведется диспут о вере. Сын Тарасия Малх в отсутствие отца поведал Елферию о символическом значении пятницы: в пятницу Адам преступил заповедь бога, в пятницу Каин убил Авеля, в пятницу был распят Христос, в пятницу погибли Содом и Гоморра и т. д. Вернувшийся Тарасий убивает сына и сам кончает самоубийством. В разных версиях отдельные пятницы соотносятся с различными событиями священной истории. Климентовская редакция С. отразилась в духовных стихах (см.: Бессонов П. Калики перехожие: Сборник стихов и исследование. М., 1864. Ч. 2, вып. 6. С. 120–157). Согласно разысканиям А. Н. Веселовского, символическое значение пятницы отразилось в христианских апокрифических легендах разных народов – у французов, англичан, греков, немцев и т. д.
Изд.: [Порфирьев И. Я.] Почитание среды и пятницы в древнем русском народе // ПС. 1859, февр. С. 181–198; Тихонравов. Памятники. Т. 2. С. 323–338; Мили?еви? М.Ђ. Живот Срба сељака // Гласник српског. ученог друштва. У Београду, 1867. Књ. 5. Св. 22. С. 90–93; Jagiс V. Prilozi k historije knji?evnosti naroda hrvatskoga i srbskoga. U Zagrebu, 1868. S. 55–57; Novakovi? St. Dvanaest petaka // Starine. U Zagrebu, 1872. T. 4. S. 24–28; Лавров П. А. Апокрифические тексты // СОРЯС. 1899. Т. 67. С. 107–110; Франко. Апокрифы. Т. 4. С. 81–88.
Лит.: Веселовский А. Опыты из истории развития христианской легенды. IV. Сказание о 12-ти пятницах // ЖМНП. 1876, июнь. С. 326–367,
М. А. Салмина