Сказание о иконе Богоматери Владимирской
СКАЗАНИЕ О ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ
памятник московской литературы сер. XVI в., повествующий о чудесах Владимирской иконы, защитницы русского народа и “заступления державы Русския”. Это монументальное произведение приурочено к празднику сретения (торжественной встречи) иконы Божией Матери в Москве и чудесного избавления Русской земли от нашествия Тимура (26 августа). С. было написано для “Степенной книги”, созданной в 60-е гг. XVI в. трудами митрополита Афанасия, которого, очевидно, и следует считать автором этого произведения. В начале С. излагается история иконы, которую, по преданию, при жизни Богородицы написал евангелист Лука. Увидев икону, принесенную к ней евангелистом Лукой, Богородица сказала: “Благодать моя с тобою. Отныне ублажат меня все роды”. И с тех пор благодать всегда пребывает с этой иконой. Во второй главе кратко сообщается, что из Палестины икона была перенесена в Константинополь, где находилась до 2-й четв. XII в. В княжение великого киевского князя Юрия Долгорукого она была привезена неким купцом из Константинополя в Киев на одном корабле вместе с другой чтимой иконой Богородицы, именуемой Пирогощей. В последующих трех главах повествуется о знамениях, совершавшихся от Владимирской иконы в Вышгороде, в Девичьем монастыре, куда она была доставлена из Киева, и о том, как сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, задумав уйти на великое княжение в Ростовскую землю, со слезами молил ее быть ему заступницей в его путешествии. Источником рассказа о чудесах иконы в Вышгороде и по пути во Владимир послужило древнее “Сказание о чудесах Владимирской Богоматери” — произведение владимирской литературы конца XII в., написанное в окружении. Андрея Боголюбского (см.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери.— СПб., 1878). Некоторые из чудес связаны с судьбой самого князя: по его молитвам Богородица спасает княжеского проводника, тонущего в разлившейся реке, воскрешает затоптанную конем беременную жену попа Николы, спасает людей, придавленных упавшими воротами, посылает больной жене великого князя здоровое чадо. Достойно почтив и украсив икону драгоценным окладом, князь Андрей помещает ее в соборной церкви во Владимире — и с тех пор она получает название Владимирской. В С. использовано еще одно произведение владимирской литературы конца XII в.— “Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года” (опубликовано В. О. Ключевским вместе со “Сказанием о чудесах...”). С небольшими изменениями оно почти целиком вошло в текст С. как одна из его глав. В ней рассказывается об успешном походе Андрея Боголюбского на волжских болгар и о том, как лучи божественного света просияли от иконы Спаса и пречистой его матери, покрыв собою все войско великого князя. По преданию, такое же видение было явлено в тот день греческому царю Мануилу, одержавшему победу над сарацинами. В память об этом событии царь Мануил и великий князь Андрей Боголюбский установили празднование Всемилостивому Спасу (1 августа). Повествуя далее о нашествии Батыя и о разорении им Владимира, автор отмечает, что Владимирская икона уцелела, чтобы сохранять Русскую землю благодатью, проистекающею от нее по древнему обетованию: “Благодать моя с тобою”. Рассказывая о главном событии С.— перенесении в 1395 г. иконы из Владимира в Москву и о чудесном избавлении Руси от нашествия Тимура,— автор следует тексту Повести о Темир-Аксаке в редакции Никоновской летописи. Написанное в составе Степенной книги С. бытовало и как самостоятельное произведение: исследователям известно более 50 его списков XVI—XIX вв. В 80-х гг. XVI в. С. было включено в Лицевой Летописный свод, миниатюры которого впоследствии были использованы в качестве иконографических образцов при росписи ярославских церквей. Изд.: Степенная книга // ПСРЛ.— 1913.— Т. 21, ч. 2.— С. 424—440; Никоновская летопись // ПСРЛ.— 1965.—Т. II.—Прил. С. 243—254. Лит.: Гребенюк В.П. 1) “Повесть о Темир-Аксаке” и ее литературная судьба в XVI—XVII ве-ках//Русская литература на рубеже двух веков (XVII—начало XVIII в.).—М., 1971.—С. 197— 206; 2) Лицевое “Сказание об иконе Владимирской Богоматери” // Древнерусское искусство. Рукописная книга.—М., 1972.—Сб. 1.—С. 338—363; Жучкова И. Л. Сказание об иконе Богоматери Владимирской // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 2.—С. 360—362. Л. М. Панченко
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
Сказание о иконе Богоматери Владимирской
Сказание о иконе богоматери Владимирской – рассказ о чудесах святыни Русского государства Владимирской иконы богоматери. Повествование открывается обширным торжественным вступлением в котором кратко пересказываются основные события: «Месяца августа в 26 день. Повесть на сретение чюдотворного образа пречистыя владычица нашея богородица и приснодевы Мариа, его же написа богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную богородицю при животе ея; и како божественная та икона бысть в Рустей земли: первое во граде Киеве и в Вышеграде, преславно в церкви на воздусе являяся, и како преиде во град Владимерь, и отнеле же нарецашеся икона Владимерьская, и ея же ради вины прииде в боголюбивый царствующий град Москву и паче надежда сугубо чюдесно избавление нам содеа от нахождениа безбожнаго и зловернаго царя Темирь-Аксака; и о составлении монастыря, иде же сретоша той пречистый богоматери образ» (ГБЛ, Волок. собр., № 632, л. 226–265).
До нашего времени сохранилось более 50 списков произведения XVI–XIX вв., не считая С. в многочисленных списках Степенной книги, Летописном своде Лицевом и в некоторых других летописях. Относительно времени создания С. в исследованиях высказывались разные мнения. Так, С. К. Шамбинаго указал на сходство произведения с литературой XIV в., считая, что его автор был одновременно и создателем Повести о Темир-Аксаке. Н. И. Тотубалин, напротив, отметил поздний характер С. по сравнению с Повестью о Темир-Аксаке, но не пытался датировать произведение. В. П. Гребенюк, посвятивший С. несколько исследований, пришел к выводу, что оно было написано непосредственно для Лицевого свода Ивана Грозного, составленного в 1553, 1554–1560 гг. (Гребенюк В. П. Лицевое «Сказание...». С. 340, 342). Однако, по мнению Б. М. Клосса, работа над Лицевым сводом проходила позднее, в 1568–1576 гг. (Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 245–249, 265), а к этому времени С. уже было написано и читалось в Степенной книге, созданной, по мнению исследователей, в 1560–1563 гг., и в рукописных сборниках, датируемых по филиграням 50-ми гг. XVI в.: 1) ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, ф. 304, № 793, сборник 1-й трети XVI в.; листы, на которых помещен отрывок С. (6 об.–7 об.), написаны иным почерком, чем весь сборник, и датируются 1559 г.; 2) ГБЛ, Волок. собр., № 632, сборник житий святых 1540–1550-х гг.
Создавая большое компилятивное произведение, автор привлек к работе значительное количество источников, основными из которых стали: Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери XII в., Повесть о Темир-Аксаке в редакции Летописи Никоновской и рассказ о завоеваниях Тимура до похода на Русь, по-видимому, также из Никоновской летописи. Для необходимых дополнений и уточнений создатель С. использовал Повесть о Темир-Аксаке редакций А (типа Летописи Софийской II) и Б из Летописного свода Московского великокняжеского кон. XV в. Из летописных источников, подобных известиям Никоновской летописи и статьям, предшествующим Комиссионному списку Летописи Новгородской I младшего извода, он черпал сведения, отсутствующие в главных источниках: смерти Юрия Долгорукого, чуде и строительстве церквей в Боголюбове, подробностях строительства Успенского собора во Владимире и явлении Владимирской иконы великому князю Всеволоду за Суздалем. Из нелетописных источников (Сказание о чудесах иконы Римляныни и Сказание о иконе богоматери Тихвинской) автор составляет рассказ о чудесах и явлении на Тихвине Лидской иконы богоматери. В С. он также упоминает о создании Успенского собора Киево-Печерского монастыря, о покровительстве богородицы митрополиту Петру и Сергию Радонежскому.
Рассказы о чудесах богородичных икон имели большое публицистическое значение. Автор С. стремился подчеркнуть общегосударственную значимость культа Владимирской иконы, покровительствовавшей еще в XII в. Киеву и Владимиру, а с кон. XIV в. столице Русского государства – Москве. Мысль об особом покровительстве богородицы столице, об избранности Москвы среди других русских городов становится доминирующей в С. Сообщая о перенесении иконы Владимирской богоматери из Царьграда в Киев, а также сравнивая ее историю с историей «хождения» из Византии в Рим византийской святыни – Лидской иконы богоматери, впоследствии «поселившейся» на Руси, в районе Тихвина, автор С. развивает основное положение теории «Москва – третий Рим» – идею о византийском наследии.
Большинство списков произведения без изменений передают текст С. Степенной книги, но в рукописных сборниках встречается его расширенный вариант, в котором основной текст дополняется рассказом о «демократических» чудесах Владимирской иконы, заимствованным из Сказания XII в. (ГИМ, Синод. собр., № 555, сборник житий и похвальных слов, кон. XVI – 1-я пол. XVII в., л. 864–889).
Обширный круг источников, использованных автором, мастерство их обработки, торжественность и эмоциональность стиля, общегосударственное значение выдвинутых идей указывают на образованность и незаурядные литературные способности создателя С. Не исключено, что автором его мог быть митрополит Макарий или составитель Степенной книги царский духовник, протопоп Благовещенского собора Афанасий.
Идейная направленность С. существенно повлияла на его жанр. По определению П. Г. Васенко, это торжественное Слово, читаемое в особо торжественные дни (Васенко П. Г. «Книга Степенная Царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904. Ч. 1. С. 228, примеч. 3). Но уже в XVI в. произведение переписывали в сборники для ежедневных чтений. История Владимирской иконы была переработана для статей кратких летописцев, она пересказывалась в известиях о чудесах богородичных икон, а миниатюры Лицевого свода стали образцами для Росписей ярославских церквей и клейм икон Владимирской богоматери.
Изд.: ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. Прил. С. 243–254; СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 424–440.
Лит.: Шамбинаго С. К. Исторические повести // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. Гл. 2, § 2. С. 220–222; Тотубалин Н. И. Повесть о Темир-Аксаке // Русские повести XV–XVI веков / Сост. М. О. Скрипиль. М.; Л., 1958. С. 378–385; Гребенюк В. П. 1) «Повесть о Темир-Аксаке» и ее литературная судьба в XVI–XVII веках // Русская литература на рубеже двух веков (XVII – начало XVIII в.). М., 1971. С. 185–206; 2) Лицевое «Сказание об иконе Владимирской богоматери» // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 338–363.
И. Л. Жучкова
До нашего времени сохранилось более 50 списков произведения XVI–XIX вв., не считая С. в многочисленных списках Степенной книги, Летописном своде Лицевом и в некоторых других летописях. Относительно времени создания С. в исследованиях высказывались разные мнения. Так, С. К. Шамбинаго указал на сходство произведения с литературой XIV в., считая, что его автор был одновременно и создателем Повести о Темир-Аксаке. Н. И. Тотубалин, напротив, отметил поздний характер С. по сравнению с Повестью о Темир-Аксаке, но не пытался датировать произведение. В. П. Гребенюк, посвятивший С. несколько исследований, пришел к выводу, что оно было написано непосредственно для Лицевого свода Ивана Грозного, составленного в 1553, 1554–1560 гг. (Гребенюк В. П. Лицевое «Сказание...». С. 340, 342). Однако, по мнению Б. М. Клосса, работа над Лицевым сводом проходила позднее, в 1568–1576 гг. (Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 245–249, 265), а к этому времени С. уже было написано и читалось в Степенной книге, созданной, по мнению исследователей, в 1560–1563 гг., и в рукописных сборниках, датируемых по филиграням 50-ми гг. XVI в.: 1) ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, ф. 304, № 793, сборник 1-й трети XVI в.; листы, на которых помещен отрывок С. (6 об.–7 об.), написаны иным почерком, чем весь сборник, и датируются 1559 г.; 2) ГБЛ, Волок. собр., № 632, сборник житий святых 1540–1550-х гг.
Создавая большое компилятивное произведение, автор привлек к работе значительное количество источников, основными из которых стали: Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери XII в., Повесть о Темир-Аксаке в редакции Летописи Никоновской и рассказ о завоеваниях Тимура до похода на Русь, по-видимому, также из Никоновской летописи. Для необходимых дополнений и уточнений создатель С. использовал Повесть о Темир-Аксаке редакций А (типа Летописи Софийской II) и Б из Летописного свода Московского великокняжеского кон. XV в. Из летописных источников, подобных известиям Никоновской летописи и статьям, предшествующим Комиссионному списку Летописи Новгородской I младшего извода, он черпал сведения, отсутствующие в главных источниках: смерти Юрия Долгорукого, чуде и строительстве церквей в Боголюбове, подробностях строительства Успенского собора во Владимире и явлении Владимирской иконы великому князю Всеволоду за Суздалем. Из нелетописных источников (Сказание о чудесах иконы Римляныни и Сказание о иконе богоматери Тихвинской) автор составляет рассказ о чудесах и явлении на Тихвине Лидской иконы богоматери. В С. он также упоминает о создании Успенского собора Киево-Печерского монастыря, о покровительстве богородицы митрополиту Петру и Сергию Радонежскому.
Рассказы о чудесах богородичных икон имели большое публицистическое значение. Автор С. стремился подчеркнуть общегосударственную значимость культа Владимирской иконы, покровительствовавшей еще в XII в. Киеву и Владимиру, а с кон. XIV в. столице Русского государства – Москве. Мысль об особом покровительстве богородицы столице, об избранности Москвы среди других русских городов становится доминирующей в С. Сообщая о перенесении иконы Владимирской богоматери из Царьграда в Киев, а также сравнивая ее историю с историей «хождения» из Византии в Рим византийской святыни – Лидской иконы богоматери, впоследствии «поселившейся» на Руси, в районе Тихвина, автор С. развивает основное положение теории «Москва – третий Рим» – идею о византийском наследии.
Большинство списков произведения без изменений передают текст С. Степенной книги, но в рукописных сборниках встречается его расширенный вариант, в котором основной текст дополняется рассказом о «демократических» чудесах Владимирской иконы, заимствованным из Сказания XII в. (ГИМ, Синод. собр., № 555, сборник житий и похвальных слов, кон. XVI – 1-я пол. XVII в., л. 864–889).
Обширный круг источников, использованных автором, мастерство их обработки, торжественность и эмоциональность стиля, общегосударственное значение выдвинутых идей указывают на образованность и незаурядные литературные способности создателя С. Не исключено, что автором его мог быть митрополит Макарий или составитель Степенной книги царский духовник, протопоп Благовещенского собора Афанасий.
Идейная направленность С. существенно повлияла на его жанр. По определению П. Г. Васенко, это торжественное Слово, читаемое в особо торжественные дни (Васенко П. Г. «Книга Степенная Царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904. Ч. 1. С. 228, примеч. 3). Но уже в XVI в. произведение переписывали в сборники для ежедневных чтений. История Владимирской иконы была переработана для статей кратких летописцев, она пересказывалась в известиях о чудесах богородичных икон, а миниатюры Лицевого свода стали образцами для Росписей ярославских церквей и клейм икон Владимирской богоматери.
Изд.: ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. Прил. С. 243–254; СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 424–440.
Лит.: Шамбинаго С. К. Исторические повести // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. Гл. 2, § 2. С. 220–222; Тотубалин Н. И. Повесть о Темир-Аксаке // Русские повести XV–XVI веков / Сост. М. О. Скрипиль. М.; Л., 1958. С. 378–385; Гребенюк В. П. 1) «Повесть о Темир-Аксаке» и ее литературная судьба в XVI–XVII веках // Русская литература на рубеже двух веков (XVII – начало XVIII в.). М., 1971. С. 185–206; 2) Лицевое «Сказание об иконе Владимирской богоматери» // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 338–363.
И. Л. Жучкова