памятник московской литературы неизвестного автора конца XV - нач. XVI вв., отразил рост самосознания русского народа. Содержит официальную политическую идею независимости московской власти и ее равенства власти византийских императоров. "Сказание" начинается повествованием от раздела земли между потомками Ноя и ведется до римского императора Августа, который, якобы послал своего младшего брата Пруса на берега Вислы, в землю, населенную литовцами. Следовательно, Рюрик является "сущим от рода римска Августа царя". Потомком Пруса являлся Рюрик, которого славяне призвали в 862 г. в Новгород на княжение. От Рюрика же ведут родословную князья киевские, затем московские. В конце "Сказания" сообщается легенда о том, что русские князья (потомки не только византийских императоров, но и римских) получили знаки царской власти. После похода Владимира Мономаха на Византию побежденный Константин Мономах снаряжает к русскому князю посольство во главе с митрополитом Эфесским Неофритом. Послы приносят в дар Владимиру "животворящий крест", "царский венец", "сердоликову крабицу" (кубок) и другие дары с просьбой к князю о мире и любви. В своем обращении Константин говорит о Владимире как о "боговенчанном царе", о его венчании на "вольное и самодержавное царствие". "Сказание" выражало мысль о необходимости объединения всех русских земель под рукой московского государя, возвеличивало авторитет московских князей и широко использовалось для укрепления московской единодержавной власти. "Сказание" было очень популярно особенно в эпоху Ивана Грозного, использовалось им для обоснования принятия им царского титула в 1547 г. "Мы от Августа кесаря родством ведемся", - писал Иван Васильевич шведскому королю.