литературно-публицистический памятник 16 в. Создано на основе легенд о происхождении рода русских великих князей от римского императора Августа, о получении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха.
СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ
СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ
историческое произведение первой трети XVI в. о корнях русской великокняжеской и царской власти. В "Сказании" рассказывается легенда о происхождении русских вел. князей от римского имп. Августа: из рода легендарного брата Августа - Пруса якобы происходил Рюрик, призванный новгородцами на княжение.
Другая легенда, включенная в "Сказание", повествует о даре греческого имп. Константина Мономаха Киевскому кн. Владимиру Всеволодовичу (Мономаху) - царского венца, скипетра и державы.
Другая легенда, включенная в "Сказание", повествует о даре греческого имп. Константина Мономаха Киевскому кн. Владимиру Всеволодовичу (Мономаху) - царского венца, скипетра и державы.
"СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ"
лит.-публицистич. памятник 16 в., использовавшийся в политич. борьбе за укрепление авторитета великокняж., а затем царской власти. В основе "Сказания" лежат легенды о происхождении рус. вел. князей от рим. имп. Августа, через Пруса, к-рый якобы был родственником Рюрика, и о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от визант. имп. Константина Мономаха. Время появления этих легенд не установлено. Возможно, что они тверского происхождения (А. А. Зимин считает, что они появились в связи с венчанием на престол внука Ивана III - Дмитрия в 1498). В нач. 16 в. (не позднее 1523) легенды были соединены в "Послании" тверского церк. писателя-публициста Спиридона-Саввы, претендовавшего на престол митрополита всея Руси. На основе "Послания" была составлена 1-я ред. "Сказания". Появление ее связано с дипломатич. борьбой против Польско-Литовского гос-ва за погран. земли. Идеи "Сказания" в дипломатич. спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении рус. вел. князей от Августа была помещена как вступит. статья к Государеву родословцу 1555 и включена в Степенную книгу. 2-я ред. "Сказания" была написана как вступит. статья к "Чину венчания" Ивана IV на царство в 1547. Лит.: Жданов И. Н., Повести о Вавилоне и "Сказание о князьях владимирских", СПБ, 1891; Дмитриева Р. П., Сказание о князьях владимирских, М. - Л., 1955 (Исследование и публикация памятника); ее же, К истории создания "Сказания о князьях владимирских", "ТрОДРЛ", 1961, т. 17; Зимин A. A., R. П. Дмитриева, "Сказание о князьях владимирских", М. - Л., 1955, "ИА", 1956, No 3 (рец.). Р. П. Дмитриева. Ленинград.
Сказание о князьях владимирских
Сказание о князьях владимирских – литературно-публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе С. лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой же – якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в С., повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Время появления этих легенд не установлено, и о существовании их до нач. XVI в. ничего неизвестно. В 10-х гг. XVI в. (во всяком случае до 1523 г.) легенды были соединены в церковно-публицистическом Послании Спиридона-Саввы. На основании Послания примерно в это же время (не позднее 1527 г.) была составлена 1-я редакция С. Авторы С. преследовали цель создать произведение, которое могло быть использовано в политической практике Русского государства. Идеи С. были использованы в дипломатических спорах при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была использована составителями Летописи Воскресенской, позднее была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 г., включена в Степенную книгу. Текст С. был вновь переработан в связи с подготовкой венчания на царство Ивана IV, в результате чего появилась 2-я редакция. Рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий был помещен как вступительная статья к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г.
Имя автора С. до нас не дошло. Однако в научной литературе высказано несколько предположений о возможном авторе этого произведения. Догадки об авторе определяются временем, которым исследователи датируют С. И. Жданов относил его к кон. XV в., считая, что Спиридон-Савва для своего Послания воспользовался уже существовавшим текстом С. По мнению И. Жданова, в кон. XV в. автором такого произведения скорее всего мог быть Пахомий Серб, который много трудился по заказу московского правительства (Жданов И. Повесть... С. 111–112). А. А. Зимин тоже считает, что С. было создано в кон. XV в., но появление его связывает с конкретными политическими обстоятельствами – организацией торжественного венчания Иваном III своего внука Дмитрия (1498 г.). А. А. Зимин не называет никакого определенного лица как возможного автора, но и не считает создателем С. Пахомия Серба. В последнее время А. А. Гольдберг высказал новую догадку об авторе первоначальной редакции С., которая, как он считает, до нас не дошла и была написана в кон. 1510 – нач. 1520-х гг. Этим автором, по его мнению, мог быть Дмитрий Герасимов, литературно образованный и занимавшийся переводческой деятельностью русский дипломат, «способный воплотить в конкретной форме новые историко-политические идеи, сложившиеся в московских правящих кругах» (Гольдберг А. Л. К истории... С. 211). Как в случае с Пахомием Сербом, так и с Дмитрием Герасимовым нельзя признать высказанную догадку за установленный факт, который был бы серьезно аргументирован. Безусловно одно: С. было создано в среде, тесно связанной с великокняжеской властью, если и не непосредственно, то через какое-то высокопоставленное лицо. Впервые легенды по тексту С. были использованы как официальная версия в Воскресенской летописи. Изучение обстоятельств создания этой летописи поможет в выявлении литературного круга, где было написано С.
Изд.: Жданов И. Повесть о Вавилоне и «Сказание о князьях владимирских» // И. Жданов. Русский былевой эпос. СПб., 1895. С. 62–150; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 171–213.
Доп.: Haney J. А. V. Moscow – Second Constantinople, Third Rome or Second Kiev? (The Tale of the Princes of Vladimir) // Canadian Slavic Studies. 1968. Vol. 3, N 2. P. 354–367 (пер. на англ. яз.).
Лит.: Зимин А. А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128–138; Гольдберг А. Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 204–216; Дмитриева Р. П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // Там же. С. 217–230.
Р. П. Дмитриева
Имя автора С. до нас не дошло. Однако в научной литературе высказано несколько предположений о возможном авторе этого произведения. Догадки об авторе определяются временем, которым исследователи датируют С. И. Жданов относил его к кон. XV в., считая, что Спиридон-Савва для своего Послания воспользовался уже существовавшим текстом С. По мнению И. Жданова, в кон. XV в. автором такого произведения скорее всего мог быть Пахомий Серб, который много трудился по заказу московского правительства (Жданов И. Повесть... С. 111–112). А. А. Зимин тоже считает, что С. было создано в кон. XV в., но появление его связывает с конкретными политическими обстоятельствами – организацией торжественного венчания Иваном III своего внука Дмитрия (1498 г.). А. А. Зимин не называет никакого определенного лица как возможного автора, но и не считает создателем С. Пахомия Серба. В последнее время А. А. Гольдберг высказал новую догадку об авторе первоначальной редакции С., которая, как он считает, до нас не дошла и была написана в кон. 1510 – нач. 1520-х гг. Этим автором, по его мнению, мог быть Дмитрий Герасимов, литературно образованный и занимавшийся переводческой деятельностью русский дипломат, «способный воплотить в конкретной форме новые историко-политические идеи, сложившиеся в московских правящих кругах» (Гольдберг А. Л. К истории... С. 211). Как в случае с Пахомием Сербом, так и с Дмитрием Герасимовым нельзя признать высказанную догадку за установленный факт, который был бы серьезно аргументирован. Безусловно одно: С. было создано в среде, тесно связанной с великокняжеской властью, если и не непосредственно, то через какое-то высокопоставленное лицо. Впервые легенды по тексту С. были использованы как официальная версия в Воскресенской летописи. Изучение обстоятельств создания этой летописи поможет в выявлении литературного круга, где было написано С.
Изд.: Жданов И. Повесть о Вавилоне и «Сказание о князьях владимирских» // И. Жданов. Русский былевой эпос. СПб., 1895. С. 62–150; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 171–213.
Доп.: Haney J. А. V. Moscow – Second Constantinople, Third Rome or Second Kiev? (The Tale of the Princes of Vladimir) // Canadian Slavic Studies. 1968. Vol. 3, N 2. P. 354–367 (пер. на англ. яз.).
Лит.: Зимин А. А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128–138; Гольдберг А. Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 204–216; Дмитриева Р. П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // Там же. С. 217–230.
Р. П. Дмитриева