Течение в греческой философии. Возникло в 4 в. до н. э.
Скептики сомневались в возможности познания, выявив следующие противоречия:
- противоречие элиатов: человек, находящийся в плену своих мнений, не может правильно судить о происходящем;
- противоречие Демокрита: ощущения скрывают подлинную структуру бытия;
- противоречие Гераклита: всеобщая текучесть препятствует любому определенному суждению.
Философы-скептики: Пиррон, Тимой Флиунтский, философы Средней (Арнесилай) и Новой (Карнеад) Академий. Итогом скептической мысли являлись сочинения Секста Эмпирика.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
направление др.-гр. философии, основанное Пирроном в к. IV в. до н. э. Видными представителями философии С. были также: ученик Пиррона Тимон Флиунтский, философы Средней (Аркесилай) и Новой (Карнеад) Академии. После краха академ. скептицизма пирронизм был возрожден как самостоятельное направление Энесидемом и Агриппой. Итогом скептич. философии стали соч. Секста Эмпирика.
С. исходили из невозможности достоверного умозрит. знания, т. к. человек, находящийся в мире мнения, не в состоянии судить о мире истины (противоречие элеатов), а также из невозможности постичь истину путем чувственного восприятия, т. к. ощущения скрывают подлинную структуру бытия (противоречие Демокрита). С др. ст., всеобщая текучесть препятствует любому утвердительному и отрицательному суждению (противоречие Гераклита). Лишь в Академии скептицизм превратился в некое подобие филос. доктрины. Предметами философии С. стали: извлечение практической пользы из суждения (Аркесилай), разл. степени вероятности челов. мнения (Карнеад), видимые явления (кажимость) вещей и аргументированная критика т. н. догматических наук (Агриппа, Энесидем и Секст Эмпирик). Гл. положениями скептицизма были: воздержание от суждений или молчание и достижение полной невозмутимости по отношению к миру. Отдельные элементы позитивизма появились лишь у Секста Эмпирика и не получили развития.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Скептики
Скептики
СКЕПТИКИ
• Sceptici,
?????????, называются вообще те философы, которые высказывали свои суждения не в точной и определенной форме, но с известным сомнением и нерешительностью; в частности же это название носили философы александрийского периода, которые были последователями Пиррона Элидского и признавали только субъективные мнения, но не допускали общепринятых истин. Эти позднейшие С., правда, не приминули выставлять как своих предшественников и первых выразителей своего скептического учения Парменида и Зенона, Гераклита, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, высказывавших сомнения в истине чувственного познания, но ни эти, ни софисты не могут по праву называться С., т. к. они, хотя признавали чувственные ощущения ложными, но не отказывали в полной истине умственному познанию. На воззрения Пиррона, первого скептика, имели большое влияние учения Демокрита и Анаксарха. Он сам не оставил своего учения в сочинениях, но оно распространялось только его учениками, в числе которых самый известный Тимон из Флиунта. Этот философ был в то же время плодовитый поэт. Ему приписываются 60 трагедий и 30 комедий, кроме того, еще 3 книги силлов (см. ??????, Силлы), в которых он язвительно насмехается над всеми философами, исключая своего учителя. Философия его и его учителя, к которому он вполне присоединялся в воззрениях, основывалась на двух положениях:
1. что никакое объективно невозможно знание и что поэтому именно
2. истинная мудрость может состоять только в умении руководствоваться в жизни определенными практическими правилами, равнодушно относиться ко всему внешнему.
Из этого воззрения (тождественного с Горациевым nil admirari, ep. 1, 6) должно было произойти непоколебимое душевное спокойствие в жизни, и в нем именно заключается благополучие и счастье. Место собственно пирронейцев во времена Цицерона, кажется, заняли новейшие академики, зато в начале христианского летосчисления опять выступают древнейшие С. Один из первых и известнейших С. был Энесидем; позднее были Зевксипп, Зевксис, Антиох, Менодот, Феод, Геродот, Секст и Сатурний. Секст между ними самый замечательный. Он был врачом, носил прозвище ?????????? по партии, к которой принадлежал, и жил 200-250 гг. от Р. X. Между его сочинениями самые важные книги adversus Mathematicos (против догматиков). И эти младшие С. отрицали возможность объективного знания и в теоретических вопросах не высказывали определенного суждения, но заходили еще далее в оспаривании древнейших и новейших философских учений, преимущественно стоиков, строя свои доводы против возможности точного знания на определенных формулах доказательств (??????).
?????????, называются вообще те философы, которые высказывали свои суждения не в точной и определенной форме, но с известным сомнением и нерешительностью; в частности же это название носили философы александрийского периода, которые были последователями Пиррона Элидского и признавали только субъективные мнения, но не допускали общепринятых истин. Эти позднейшие С., правда, не приминули выставлять как своих предшественников и первых выразителей своего скептического учения Парменида и Зенона, Гераклита, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, высказывавших сомнения в истине чувственного познания, но ни эти, ни софисты не могут по праву называться С., т. к. они, хотя признавали чувственные ощущения ложными, но не отказывали в полной истине умственному познанию. На воззрения Пиррона, первого скептика, имели большое влияние учения Демокрита и Анаксарха. Он сам не оставил своего учения в сочинениях, но оно распространялось только его учениками, в числе которых самый известный Тимон из Флиунта. Этот философ был в то же время плодовитый поэт. Ему приписываются 60 трагедий и 30 комедий, кроме того, еще 3 книги силлов (см. ??????, Силлы), в которых он язвительно насмехается над всеми философами, исключая своего учителя. Философия его и его учителя, к которому он вполне присоединялся в воззрениях, основывалась на двух положениях:
1. что никакое объективно невозможно знание и что поэтому именно
2. истинная мудрость может состоять только в умении руководствоваться в жизни определенными практическими правилами, равнодушно относиться ко всему внешнему.
Из этого воззрения (тождественного с Горациевым nil admirari, ep. 1, 6) должно было произойти непоколебимое душевное спокойствие в жизни, и в нем именно заключается благополучие и счастье. Место собственно пирронейцев во времена Цицерона, кажется, заняли новейшие академики, зато в начале христианского летосчисления опять выступают древнейшие С. Один из первых и известнейших С. был Энесидем; позднее были Зевксипп, Зевксис, Антиох, Менодот, Феод, Геродот, Секст и Сатурний. Секст между ними самый замечательный. Он был врачом, носил прозвище ?????????? по партии, к которой принадлежал, и жил 200-250 гг. от Р. X. Между его сочинениями самые важные книги adversus Mathematicos (против догматиков). И эти младшие С. отрицали возможность объективного знания и в теоретических вопросах не высказывали определенного суждения, но заходили еще далее в оспаривании древнейших и новейших философских учений, преимущественно стоиков, строя свои доводы против возможности точного знания на определенных формулах доказательств (??????).