СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА
культура степей к с. от Черного моря и Каспия.
VII-III вв. до н.э. Курганы с богатым набором золотых, серебряных и электровых сосудов, изготовленных в античных городах С. Причерноморья и других местах. Бронзовые котлы, железные кинжалы и мечи, дисковидные зеркала из полированного металла. Знаменит "звериный стиль" в искусстве, изображающий животное в движении, иногда в прыжке. В III в. до н.э. исчезают под давлением сарматских племен. О скифах много сведений сообщили античные авторы, особенно Геродот (V в. до н.э.). Это были ираноязычные кочевники. Во II в. до н.э. возрождается скифское государство в Крыму со столицей Неаполь (у Симферополя, городище Кременчик).

Источник: Археологический словарь. 1996

СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА
представляет собою термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших, по данным Геродота, территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом бассейны нижнего и среднего течения рек Буг, Днепр и Дон) и Северного Кавказа (Прикубанье) в 7–3 вв. до н.э. В ее ареале выделяется много локальных вариантов, которые могут сопоставляться с данными Геродота о расселении скифских и различных нескифских народов. Для С. к. характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Обычные мужские захоронения сопровождаются определенным набором оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения. Бронзовые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками — ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве являются выразительными элементами С. к. Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии (скифо-сибирского мира), С. к. является самым западным вариантом этой культурной общности. В 7–5 вв. до н.э. С. к. представлена яркими памятниками кочевников на территории Северного Кавказа (Костромской, Келермесские и Ульские курганы). Отличительной особенностью С. к. на лесостепной территории и в Северном Причерноморье является возникновение множества городищ и поселений, среди которых выделяется Бельское городище. Эта особенность связана с оседлым бытом населения данного района. Однако здесь нашли широкое распространение и яркое воплощение основные признаки С. к., определяющие ее единство с культурами кочевников степей Евразии. Культура в области степей Северного Причерноморья, где жили скифы, в ранний период представлена небольшим количеством погребальных памятников в основном с довольно бедным инвентарем. С конца 5 в. до н.э. их количество резко возрастает и среди них выделяются царские курганы, дающие представление о расцвете здесь С. к. в 4 в. до н.э. С конца 5 в. до н.э. появляются свидетельства об оседлости части скифского населения — возникают поселения по берегам Днепра, на морском побережье и создается ремесленный и торговый центр на Каменском городище. В период походов скифов на восток и сразу после них С. к. испытывала влияние Передней Азии, в 6–5 вв. до н.э. и особенно в 4 в. до н.э. — влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. до н.э. С. к. исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен (табл. 19; фото 78–83).

Источник: Археологический словарь. 1990