Скифы

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СКИФЫ
    I.
   • ??????,
         см. ???????, Рабство, 6.
    II.
   • Scyphus,
         ??????, см. Pocula, Бокал.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СКИФЫ
    I.
   • ??????,
         см. ???????, Рабство, 6.
    II.
   • Scyphus,
         ??????, см. Pocula, Бокал.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Скифы
Дикие племена, кочевавшие в восточной части черноморской степи. Ап. Павел упоминает о них вместе с варварами, как о имеющих равное с иудеями и эллинами право на спасение (Кол. 3:11).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Скифы
собирательное название иранских племен. Размещались в районах Средней Азии, откуда начали движение на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. В IV в. до н.э. создали Скифское государство. В III в. до н.э. были вытеснены из Крыма сарматами.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Скифы
общее название основного населения Северного Причерноморья VII- III вв. до н. э. После разгрома готами растворились среди других племен. Скифы создали богатую материальную культуру, прослеживающуюся по многочисленным памятникам, в том числе и в Крыму.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

СКИФЫ
древние племена в Северном Причерноморье (VII в. до н. э.—III в. н. э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. В IV в. до н. э. создали Скифское государство. После разгрома готами Скифского государства растворились среди других племен. От скифов остались многочисленные памятники: курганы, городища.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СКИФЫ
древние племена в Северном Причерноморье (7 в. до н.э.- 3 в. н.э.). По сообщению Геродота, делились на царских С., кочевников, земледельцев, пахаpeй. Воевали с государствами Малой Азии, Закавказья, Персией, Македонией и др. В 4 в. до н. э. создали Скифское государство, которое под ударами сарматов (3 в. до н.э.) переместилось в Крым (столица - Неаполь скифский). После разгрома готами (3 в. н.э.) растворились среди др. племен. Оставили многочисленные археологические памятники (курганы, городища).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СКИФЫ
древние племена, жившие на юге Европейской России в прилегавших к Черному морю степных пространствах. Племена эти были этнически неоднородны. Делились на массагетов, саков и сколотов-праславян. По сведениям Геродота, сколоты были оседлыми земледельцами. По-видимому, именно сколоты стали предшественниками восточнославянских племен, из которых впоследствии сформировался русский народ. В VII в. до н. э. скифские племена создали союз, имевший во многом характер государства, во главе с царем (см.: История русской цивилизации). Скифское царство просуществовало до 2-й пол. III в. и было уничтожено готами.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СКИФЫ
древние ираноязычные племена в Северном Причерноморье (VII в. до н. э. — III в. н. э.). Среди них — царские, кочевники, земледельцы, пахари. В IV в. до н. э. возникло Скифское рабовладельческое государство со столицей в Неаполе Скифском (см. Первые государства на территории нашей страны). Разбито готами в III в. н. э., и скифы растворились среди других народов. Отец истории Геродот (V в. до н. э.) называл скифами все население, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, обитавших в Среднем Приднестровье (скифы — пахари, или борисфеняне, от древнего названия Днепра — Борисфен). Скифские курганы славятся выдающимися памятниками искусства.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Скифы
общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшее из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Согласно Геродоту, скифы занимались скотоводством, земледелием и торговлей. Основная часть скифов вела кочевой образ жизни. Начиная с IV в. до н.э. происходит процесс складывания Скифского рабовладельческого государства (с наследственной властью царя, ограниченной советом союза племен и народным собранием), которое достигло своего расцвета во II в. до н.э. В III в. до н.э. оно было уничтожено готами.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Скифы
общее название основного населения Северного Причерноморья в VII в. до н.э. - III в. н.э., состоявшее из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Расселялись в степях между Дунаем и Доном, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Согласно Геродоту, делились на царских, кочевников, пахарей. Занимались земледелием, скотоводством, обработкой металлов, торговлей. В IV в. до н.э. создали рабовладельческое Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском. Управлялось наследственным царем. Власть царя ограничивалась советом союза племен и народным собранием. Государство было разгромлено готами в III в. После этого скифы растворились среди других племен.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Скифы
Скифы (Scythians), группа индоевроп. племен, к-рые в 7 в. до н.э. на непродолжительное время захватили М. Азию, откуда были изгнаны мидийцами. В 4 в. до н.э. создали гос-во в пределах Юж. России и торговали с греч. городами на сев. побережье Черного моря, но прибл. во 2 в. до н.э. родственные им племена сарматов вытеснили С. в Крым. С.-кочевники были замечательными конниками и лучниками. Ок. 512 г. до н.э. Дарий Великий предпринял попытку покорить С., но те прибегли к тактике выжженной земли, и Дарию пришлось отказаться от задуманного. В 325 г. до н.э. С. разгромили крупный отряд македонцев, после чего заключили мир с Александром Великим. Золотые и бронзовые предметы из скифских царских курганов свидетельствуют о выдающемся мастерстве С.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Скифы
собирательное назв. племен, обитавших в древности у Черного м., на Дону, Днепре и Дунае. Описаны Геродотом. Часть из них осела в Южной России, другие продолжали кочевать, вторгаясь в Переднюю Азию. Уже в 7 и 6 вв. до н. э. С. имели прочные экономич. и культурные связи с греч. городами на берегах Понта. Скифская конница считалась грозной силой. В 514 до н. э. С. отразили нашествие персов. В низовье Днепра С. организовали раннеклассовое государство, управлявшееся аристократией. Оно было поделено на самостоятельные области, жители которых занимались земледелием и скотоводством. С 3 в. до н. э. на С. усиливается давление со стороны наступающих сарматов. В кон. 2 в. до н. э. последнее скифское княжество в Крыму вошло в состав Понтийского царства. Название С. перешло впоследствии на племена сарматов и большинство других кочевников, населявших причерноморские области. Скифское искусство с его стилизованными животными орнаментами, идущими от ранних форм мифологич. мышления, оказало влияние не только на искусство Греции и рим. пров., но также на китайское, южнорусское искусство и искусство готов.

Источник: Словарь античности. 1989

Скифы
собирательное название кочевых и оседлых ираноязычных племен, а также этническое наименование населения предгорных и степных районов Крыма и Нижнего Днепра. Появились в Крыму в VII-VI веке до н.э. В III веке до н.э. подверглись нападениям сарматов. После распада Великой Скифии были созданы три самостоятельных скифских государства: балканское (Добруджа), днепровское и крымское (Малая Скифия). В состав последнего вошел Крым, исключая Керческий полуостров и Херсонес. Столицей Крымской Скифии стал Неаполь Скифский (территория Симферополя). Известны и названия других скифских крепостей - Хавеи (Хабей), Палакий и Напит, местоположение которых до сих пор точно не локализовано. Скифы почти постоянно воевали с Херсонесом, который был вынужден обращаться за военной помощью вначале в Малую Азию, к понтийскому царю Митридату VI Евпатору в конце II века до н.э., затем - к римлянам в 63 - 64 года н.э. Крымская Скифия перестала существовать в IV веке, а скифы окончательно растворились среди множества племен. Византийцы называли их именем любых иноплеменников, живших к северу от империи, в том числе и славян.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

СКИФЫ
2Мак 4:47, 12:29, 3 Мак 7:5, Кол 3:11) — обитатели Скифии. Под Скифами разумеются все пастушеские кочующие племена, жившие к с. от Каспийского и Черного моря и рассеянные далеко на в. от оных. Об этой громадной стране в древности знали очень мало, известно только, что они жили в пределах Русской Империи, к которой на громадном протяжении причисляются и самые означенные местности. Нация Скифов, по-видимому, состояла из многих различных народностей, большею частью грубых, воинственных, кочевых и не цивилизованных. Скифы принадлежали к потомкам Иафета. В истории Скифских племен особенно сохраняется одна замечательная, выдающаяся черта, именно, стремление делать набеги и вторжения в страны других народов. Быть может, это происходило вследствие их кочевого и разбойнического образа жизни, но при этом особенно живо вспоминаются слова Быт 9:27. “Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых.” Большинство церковных историков согласно утверждают, что в Скифии Евангелие проповедовал ап. Андрей, и таким образом начало Христианства восходит здесь к самым временам апостольским. Здесь известны были в древности епархии: Скифская, Херсонская и другие.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

СКИФЫ
общее название народов, населявших древнюю Скифию; оно перешло и к более поздним жителям той же территории, Греки, например, называли Скифами даже, германские в основе, племена Готов, пришедшие в Европейскую Скифию через сто лет после Р. Хр.
Из наименований скифских племен у Персов и Греков в истории сохранились названия "Сака" и "Сайи-Сайхи", что, очевидно, имеет одно и то же значение в разных произношениях. На переломе двух эр греческий географ Страбон знает в Закавказье область Саков (Сакасену) и помещает в ней народ Коссайхов: "Косайхи, как и соседние горцы, по большей части воины-лучники. Все время они проводят в набегах по той причине, что сами они владеют страной малой и неплодородной. Поэтому они принуждены питаться при помощи нападений на другие племена и в силу необходимости стали сильным народом, т.к. каждый из них-воин". Русский историк А. Попов (История о Донском Войске) в 1814 г. утверждал, что по-персидски "Козак значит Скифа". Судя по этому, Страбон в своей Географии отмечает появление на исторической арене военного народа, первоначальное имя которого почти однозвучно с нашим. Имена Коссайхи, Коссака, Касака, очевидно, получилось от приставок косновным скифским наименованиям Сайхи и Сака эпитетов со скифским же значением: "Кос" - "белый" и "Ка" -"главный, высокий". Такое решение подтверждается преемственностью археологических культур на Казачьей земле, особенно в погребениях с конем, практиковавшихся у Казаков долго и после принятия христианства. У наших предков сохранялось также много скифских свойств в выездке коня, в скифско-казачьей боевой "лаве", в фасонах одеяния и головных уборов и даже в антропологическом типе. Не предполагая тесного сожительства, такую "конвергенцию" объяснить невозможно.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Скифы
греч. Skythai)
   общее название северопричерноморских племен VII - III вв. до н.э., родственных савроматам, массагетам и сакам. Основная территория расселения с. - степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым, - вошла в науку под названием Скифии. Согласно Геродоту, с. делились на три группы: царские с., жившие между Днепром и Доном; с.-кочевники, занимавшие территорию правобережья Нижн. Днепра и степной Крым; с.-земледельцы, проживавшие между Ингулом и Днепром.
   Ранние и тесные контакты с. с античными городами Сев. Причерноморья (торговля хлебом, скотом, пушниной и рабами) ускорили у них процесс образования классов. Скифский союз племен постепенно перерос в своеобразное государство. Царь Атей завершил в 40-х гг. IV в. до н.э. процесс объединения с. (от Азовского моря до Дуная). В конце III в. до н.э. с. вынуждены были несколько уступить натиску сарматов. Их столица была перенесена с места совр. Каменского городища (вблизи Никополя) в Крым. Расцвет Неаполя Скифского и стремление активно участвовать в торговле причерноморским хлебом усилили экспансию с. во владения Ольвии и Херсонеса, однако она была сдержана войском понтийского царя Митридата во главе с полководцем Диофантом. С. просуществовали в Крыму вплоть до нашествия готов во 2-й пол. III в. н.э.
   Геродот. История. Л., 1972. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. Л., 1979; Граков Б.Н. Скифы. М., 1971; Грантовский Э.А. Проблемы изучения общественного строя скифов // ВДИ. 1980. № 4; Ельницкий Л.А. Скифия евразийских степей. Историко-археологический очерк. Новосибирск, 1977; Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. Л., 1985; Смирнов А.И. Скифы. М., 1966; Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975; Хазанов А.М. Золото скифов. М., 1975; Шелов Д.Б. Социальное развитие скифского общества // ВИ. 1972. № 2.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СКИФЫ
ираноязычный народ, населявший степи Северного Причерноморья с 8–7 вв. до н.э. по 3 в. н.э. В 7–3 вв. до н.э. у С. господствовал кочевой уклад жизни. Сведения о них содержатся у греческих и латинских писателей и в ассиро-вавилонских клинописных документах. Наиболее полные оставлены Геродотом, посетившим Ольвию около 450 г. до н.э. Известно о вытеснении скифами киммерийцев и их военных походах в страны Передней Азии, совершавшихся через Кавказ под предводительством Партатуэя (Прототий Геродота) и Мадия с 70-х гг. 7 в. до начала 6 в. до н.э., когда они были частично уничтожены мидийцами. Уцелевшие С. вернулись в причерноморские степи. В конце 6 в. до н.э. персидский царь Дарий с огромным войском (700 000 человек, по Геродоту), переправившись через Боспор и Дунай, вторгается в скифские владения. Победа над Дарием способствовала сплочению С., укреплению их политического объединения, стоявшего, вероятно, на пороге классовых отношений и государственности. Сложение у С. государства многие исследователи относят ко времени правления царя Атея (погиб в 339 г. до н.э.). Судя главным образом по археологическим источникам, 4 в. до н.э. был временем наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории скифского царства, обладавшего в это время крупным ремесленным, торговым и, вероятно, административным центром — Каменским городищем. Основу экономики скифского царства 4 в. до н.э. составляла, как полагают исследователи, торговля зерном, вывозившимся в греческие города Северного Причерноморья, преимущественно в города Болгарского царства. Эта торговля находилась в руках скифской военной знати, представители которой получали за вывозимый хлеб различные предметы роскоши, изделия из драгоценных металлов, в т.ч. и высокохудожественные шедевры греческих ювелиров и торевтов. Все эти вещи в изобилии представлены в царских курганах С. Жизнь этого процветающего царства внезапно обрывается в середине 3 в. до н.э., что увязывается с сообщением Диодора о превращении Скифии в безлюдную пустыню в результате вторжения сарматов. Однако С. не были уничтожены полностью. Ко 2 в. до н.э. происходит возрождение их государства, занимавшего теперь только степи Крыма и земли по нижнему течению Днепра и Буга. В Крыму же находилась и столица нового царства, остатки которой открыты на городище Керменчик, расположенном на окраине Симферополя. Ученые отождествляют это городище с крепостью Неаполис (упомянутой Страбоном) и называют его Неаполем Скифским. В царстве этого периода господствует оседло-земледельческий уклад. Вещевой комплекс культуры поздних С. имел сарматский облик. В 3 в. скифское царство уничтожено готским нашествием, столица и многие поселения были разгромлены. В эпоху Великого переселения народов С. окончательно растворились среди множества племен.

Источник: Археологический словарь. 1990

СКИФЫ
общее назв. ираноязыч. населения, обитавш. в 7 в. до н.э. — первые века н.э. в Сев. Причерноморье и состоящ. из разных племен. Наиболее обстоят. сведения о С. оставил греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). По словам Геродота, С., обитавшие первонач. в Азии, в 7 в. до н.э. были вытесн. оттуда др. народами. Переселивш. в Сев. Причерноморье, они изгнали живших здесь ранее киммерийцев. По данным ассир. источ,, киммерийцы и С. с 8 в. до н.э. соверш. набеги на страны Др. Востока и участв. в борьбе между Ассирией, Мидией и Ново-Вавилонским царством. По Геродоту, С., вытеснив киммерийцев из Сев. Причерноморья в М. Азию, последов. за ними и, завоевав Мидию, Сирию и Палестину, господств. в Передней Азии 28 лет. В нач. 6 в. мидийские войска разбили и изгнали их оттуда. К северу от Черного м. С. образов. вместо разгромл. ими киммерийск. союза новое политич. объед., в к-рое вошли мн. из местных племен. В состав Скифии в 5 в. до н.э. входили не только кочевые племена степей Причерноморья от Днепра до Дона, но и оседлые земледел. племена, к-рые занимали низовья Днепра и местности по Днестру, Бугу и днепровск. правобережью и, по словам Геродота, сеяли хлеб не только для себя, но и на продажу. Во главе скифск. союза Геродот назыв. царских С., кочевников, считавших всех остальных С. своими рабами; они жили в степях между Днепром и Доном. В степном Крыму и Ниж. Приднепровье обитали С.-кочевники, подвласт. С. царским и отличавш. от последних. По берегам низовьев Днепра жили С.-земледельцы, или борисфениты (р. Днепр назыв. Борисфеном), по Бугу обитали племена каллипидов и алазонов, а севернее, до верховьев Буга, жили племена, назыв. Геродотом скифами-пахарями. Из соседних племен ближе всего к С. стояли савроматы (сарматы), к-рые говорили на яз., сходном со скифским. В 6 в. до н.э. Скифия представл. большую политич. силу. Перс. царь Дарий, стремивш. к мировому владыч. и пытавш. овладеть Скифией, воевал со С., но безуспешно. С. хар-рны бронз. шлемы местных или греч. образцов, чешуйч. панцири, обитые железом или медью широкие пояса; в р-нах, соседних с греч. городами — металл. поножи для защиты голеней. Щиты были небольшие, круглые, четырехугол. и овальные со срезан. концами. В наступат. вооруж. господств. небольшой сложный лук. Стрелы снабжались бронз., железн. и костян. наконечниками. Лук носили с левой стороны в налучии (горите), иногда украш. золотыми и серебр. пластинами с воен. миф. сценами или с изображ. зверей. Распростр. было копье, имевшее ок. 2 м длины, с железн. наконеч., лавролистной или узколистной формы. Нередки дротики с длинным стержнем, заканчив. коротким жалом. Мечи короткие, со сплошной железной ручкой, иногда покрытой золотой насадкой с навершием в виде бруска, овала, лапы хищной птицы или двух обращ. друг к другу орлиных головок. Крестовина меча имела форму сердца, бабочки, трапеции или треугольника и часто украш. изображ. зверей. Ножны нередко покрыв. золотом с изображ. разных сцен и животных, как на горитах. Необход. предметом у С. был железный нож с горбатой спинкой, имевший обычно костяную ручку. Конское снаряж. состояло из узды с бронз. (7 — 6 вв. до н.э.) и железн. (6 — 2 вв. до н.э.) удилами, сначала со стремявидн., а затем с круглыми неподвиж. петлями на внешних концах. В эти петли продевались псалии. Узда украш. бронз. серебр. или золотыми бляхами с резными изображ. зверей. Такие же украш. и колокольчики были на груди у коня. Мягкие седла украш. золотыми полосками. С. вели оживл. торговлю с греками, в 6 в. до н.э. основавш. на сев. побережье Черно-го м. ряд городов-колоний. В обмен на скот, кожи, меха, зерно и т.п., а также рабов. С. получ. от греков ткани, вино, оливк. масло, различ. украш. и т.п. К 5 в. до н.э. С. еще сохран. первобытнообщ. строй в его последней переходной к класс. обществу фазе — воен. демократии. Действующ. органами этого строя были: нар. собрание, совет старейшин и племенные вожди. Наибольшим почитанием у С. пользов. богиня Табити — покровительница домаш. очага. Верхов. божеством у них считался Папай, его греки сравнив. с Зевсом. Почитался еще бог войны, к-рому С. приносили человеч. жертвы. С образов. сильных фракийских госуд. С. были вытесн. из Зап. Причерноморья. С нач. 4 в. до н.э. с В. их теснят сарматы. В кон. 3 — 2 вв. до н.э. Скифия, весьма сокращ. в своих размерах и охватывающая степной Крым и нижнее Поднепровье, оформл. как рабовлад. госуд. С первых веков н.э. этнонимы С. и сарматы почти сравнялись; в дальнейшем С. стали назыв. готов, славян и даже печенегов, т.е. все народы, с к-рыми встреч. греки и римляне в Сев. Причерноморье.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Скифы
общее название основного населения Северного Причерноморья, состоящего из родственных племен северо-иранской языковой группы индоевропейской семьи. Скифы были родственны савроматам, сакам и массагетам (См. Савроматы, Саки, Массагеты). Одни исследователи считают их потомками срубной культуры (См. Срубная культура) эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 в. до н.э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья. Начало истории скифов отмечено войной с киммерийцами (См. Киммерийцы), которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья в 7 в. до н.э. и походами в Малую Азию. С 70-х годов 7 в. до н.э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н.э. были вытеснены оттуда мидийцами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавка зе. Основная территория расселения скифов – степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница не ясна. Скифы разделились на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы, жившие между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их – алазоны, а еще севернее – скифы-пахари. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скотом, хлебом, мехами, рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племен, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царем. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царем Дарием I в 512 г. до н.э. На рубеже 5 – 4 в.в. до н.э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м годам 4 в. до н.э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная. Археологическое исследование Каменского городища (См. Каменское городище) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торговоэкономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к 4 в. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, так называемых царских курганов, достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов), лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи – акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты (См. Акинаки, Гориты), обложенные золотыми пластинами и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречалась медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее. В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 г. до н.э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, но скифы уничтожили его войско. К концу 3 в. до н.э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов (См. Сарматы), пришедших из-за Дона. Столица была перенесена в Крым, где на р. Салгир (близ Симферополя) возник город Неаполь скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-ой половины 3 в. н.э. и было уничтожено готами (См. Готы). Скифы оставили неизглади мый отпечаток в истории. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия) и военного дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов юга России. Искусство скифов представляет собой одну из самых ярких областей художественной культуры Северного Причерноморья. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле (См. Звериный стиль): обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и др. Наряду с изображением фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись на невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли злых и добрых духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. См. Железный век, Зивие , Келермесские курганы, Карагодеуашх, Костромская станица, Куль-Оба, Массагеты, Мелитопольский курган, Мельгуновский курган, Неаполь скифский, Нестеровский могильник, Осетины, Пастырское городище, СентешВекерзуг, Сколоты, Солоха, Толстая могила, Чернолесская культура, Чертомлык.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СКИФЫ
греч. Skutai) - общее название осн. населения Сев. Причерноморья 7-3 вв. до н. э. С. состояли из родств. племен североиран. языковой группы индоевроп. семьи. По принадлежности к одной языковой группе, а также по материальной и духовной культуре они были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Осн. источники по С. - свидетельства греч. (особенно Геродота) и рим. авторов, древневост. док-ты и данные археологии. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 в. до н. э. с терр. Поволжья на З. Другие полагают, что осн. ядро С. вышло из Ср. Азии или Сибири и смешалось с местным населением Сев. Причерноморья. Начало истории С. отмечено их войной с киммерийцами, к-рые были вытеснены С. из Сев. Причерноморья к 7 в. до н. э., и походами С. в страны Др. Востока. С 70-х гг. 7 в. до н. э. С. (ашкузы, ишкузы в древневост. документах), преследуя киммерийцев, вторглись в М. Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии 28 лет, но в нач. 6 в. до н. э. были изгнаны оттуда индийцами. Следы пребывания С. отмечены и на Сев. Кавказе. По возвращении из дальних походов С. усмирили восстание рабов или, скорее, подвластных им племен. Осн. терр. расселения С. - степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым. Сев. граница неясна. С. разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были С. царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью ниж. Днепра и в степном Крыму обитали С.-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили С.-земледельцы. В бассейне Юж. Буга близ г. Ольвия жили каллипиды, или эллино-С., севернее их - алазоны, а еще севернее - С.-пахари. Остальные племена Скифии, по сообщению Геродота, не принадлежали собственно С., хотя близки были им по образу жизни и культуре. Границы расселения отд. племен Скифии (особенно С.-пахарей) неясны. Тесные отношения с рабовладельч. городами Сев. Причерноморья, интенсивная торговля С. скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Скифский союз племен постепенно перерождался в своеобразное гос-во рабовладельч. типа во главе с царями. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и нар. собранием. Шло выделение воен. аристократии, дружинников и жреческой прослойки: существовало рабовладение. Политич. сплочению С. способствовала их война с перс. царем Дарием I в 514-513 до н. э. На рубеже 5-4 вв. до н. э. царь Атей устранил др. скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. 4 в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского м. до Дуная. Археологич. исследование Каменского городища (возникло на Ниж. Днепре близ г. Никополя в кон. 5 в. до н. э.) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось адм. и торг.-экономич. центром степных С. Резкие изменения в социальном строе С. к 4 в. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. царских курганов, достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов сопровождало богатое оружие: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, в колчанах или горитах, обложенных золотыми пластинами, копья и дротики с жел. наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греч. расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греч. мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее. Скифские курганные древности всемирно известны. Одни из них представляют шедевры др.-греч. прикладного иск-ва, особенно ювелирного дела и торевтики, другие - своеобразное прикладное иск-во самих С. Мн. скифские вещи из металла и кости выполнены в т. н. зверином стиле. Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных, характерные для иск-ва С., имели не только декоративное, но и культовое значение.

В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в зап. владения С., осадил Ольвию, но С. уничтожили его войско. К кон. 3 в. до н. э. С. значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица С. была перенесена в Крым, где на р. Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, С. продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во 2 в. до н. э., когда С. стремились захватить в свои руки внеш. торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политич. активность С. была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во 2-й пол. 1 в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее С. вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским царством. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-й пол. 3 в. н. э. и было уничтожено готами. С. окончательно потеряли свою самостоятельность и этнич. своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название "С." перестало носить этнич. характер и применялось к разл. народам Сев. Причерноморья. С. оставили неизгладимый отпечаток в древней истории России. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия) и воен. дела, своеобразная культура и иск-во оказали значит. влияние на историю и культуру последующих народов Юга России.

Лит.: Латышев В. В., Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. 1-2, СПБ, 1893-1906; Ростовцев М. И., Скифия и Боспор, Л., 1925; Жебелев С. A., Сев. Причерноморье. Исследования и статьи по истории Сев. Причерноморья антич. эпохи, М. - Л., 1953; Смирнов А. П., Скифы, М., 1966; Граков Б. Н., Скiфи, К., 1947; Minns E. Н., Scythians and Greeks, Camb., 1913; RiceT. T., The Scythians, L., (1957); Rotratz J., Die Skythen in S?dru?land, Basel, 1963.

К. Ф. Смирнов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Скифы

Основную массу современного Геродоту населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, о которых он сообщает целый ряд обстоятельных сведений. По данным Геродота, подтверждаемым и материалами археологии, скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона. Хотя материальная культура, получившая распространение на всей этой обширной территории, в различных райовах обладала известными местными особенностями, но в целом в ней, безусловно, обнаруживаются черты типологической общности. Эта общность сказывается и в типах повсеместно распространенной скифской керамики,и в типах оружия, конских наборов, и в характере погребального обряда. По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот прежде всего называет каллипидов и алазонов— ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвии; из этого города он в основном вел свои наблюдения. Обращает на себя внимание, что первое из этих двух племен — каллнпидов — Геродот считает возможным назвать и другим именем — «эллино-скифы», настолько они уже, очевидно, ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-пахари, населявшие оба берега Буга и территорию на запад от Нижнего Днепра, и скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времени Геродота не была этнически единой, в ее состав входили и не родственные скифам племена. Так, невидимому, не скифского происхождения были земледельческо-скотоводческие племена, жившие в лесостепи.
Уровень хозяйственной жизни у большинства племен Скифии достиг уже сравнительно большой высоты. Геродот сообщает, что алазоны сеяли и употребляли в пищу помимо хлеба также лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-пахари сеяли хлеб не только для собственных нужд, но и на продажу, которая, надо думать, осуществлялась ими при посредничестве греческих купцов. Вспашка земли, как правило, производилась скифскими земледельцами при помощи запряженного волами плуга.
Судя по материалам раскопок многочисленных скифских городищ того времени, в частности большого Каменского городища близ Никополя, урожай снимался железными серпами, зерно измельчалось в зернотерках. Обнаруженные во время раскопок кости животных свидетельствуют о разведении жителями городищ крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицы. Сохранившиеся в городищах остатки землянок и глинобитных построек, так же как и устройство погребальных камер в некоторых больших скифских курганах, позволяют составить некоторое представление о жилищах оседлого населения, но более детальное их устройство пока еще остается нам неизвестным.
Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которых Геродот считает самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Геродот подчеркивает, что эти племена добывали себе пропитание но земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивали в повозках. Более подробно об особенностях их кочевого быта пишет современник Геродота, неизвестный нам по имени автор одного приписываемого Гиппократу медицинского трактата. Он также обращает внимание на то, что у скифов «...нет I домов, а живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные и шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома,— одни на два, другие на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В возы эти запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках живут женщины, а мужчины едут верхом на конях». У скифов-кочевников животноводство достигло относительно высокой ступени развития, и они в V—IV вв. владели огромными стадами и табунами скота. Распределение этого скота между соплеменниками не было равномерным.
Большие скифские курганы поражают богатством своего погребального инвентаря. Наряду с местными вещами в курганах постоянно встречаются и художественные изделия работы греческих, нередко первоклассных, мастеров. Это наглядно свидетельствует о тесных связях племенной знати с греческими городами-колониями. С другой стороны, роскошные погребения племенных вождей — «царей», как их называют греческие писатели, — и племенной знати составляют резкий контраст с рядовыми скифскими погребениями, часто лишенными почти всякого инвентаря. Процесс социально-имущественного расслоения в скифском обществе зашел уже довольно далеко. Свою роль в этом сыграли и торговля с греками и постоянные военные столкновения между племенами, которые сопровождались захватом военной добычи и пленных. Однако последние, невидимому, большею частью перепродавались при посредничестве греческих купцов за пределы страны. О рабах родом из Скифии упоминают и греческие писатели и надписи в городах Балканской Греции. В самой Скифии труд несвободных находил лишь ограниченное применение — преимущественно в хозяйстве кочевников — и рабство имело еще патриархальную форму. В общественном производстве ведущая роль принадлежала свободному человеку. В Скифии времени Геродота классовое общество и государство еще не сложились, но устои древнего родо-племенного строя в рассматриваемое время уже были значительно поколеблены. Энгельс подчеркивает, что родовая организация дальше племени не пошла и союз племен означает уже начало ее подрыва. Между тем среди скифских племен, несомненно, уже назревала потребность в объединениях более широкого характера. Завоевательные вторжения скифов в Малую и Переднюю Азию и их победоносная борьба с персидскими войсками Дария были бы немыслимы при отсутствии крупных племенных объединений. Следует, однако, решительно отвергнуть мнения тех буржуазных ученых, которые эти племенные объединения скифов наделяют чертами чуть ли не государств феодального времени и представляют их в виде мощной «Скифской державы», якобы возникшей в Северном Причерноморье еще в VII в. до н. э. Объединения скифских племен, как и другие племенные союзы этой эпохи, отличались непрочностью и изменчивостью своего состава, что, естественно, отражалось и на характере власти возглавлявших их вождей: эта власть, очевидно, нередко была лишь номинальной.
Объединения племен такого типа стали приобретать характер объединений государственных лишь во второй половине IV в. до н. э., когда в Северном Причерноморье возник большой племенной союз под главенством скифского царя Атоя. В короткий срок Атею удалось подчинить своей власти ряд соседних фракийских племен и города западнопонтийских греков. Но объединение Атея просуществовало очень недолго: после того, как Атей был наголову разбит войсками Филиппа II Македонского, оно сразу же распалось. В конце III в. до н. э. возникает более прочное объединение скифских племен с центром в Крыму.
Вопрос об этническом происхождении и языке скифов очень сложен. Геродот с полной определенностью пишет, что все скифы говорили на одном, очевидно, общем для всех племен языке. Однако у скифов не существовало своей письменности. Поэтому единственным источником сведений об их языке являются произведения античных писателей и надписи античной эпохи. До нашего времени дошли в греческой и латинской транскрипции главным образом названия скифских племен, имена божеств, личные имена, топонимические наименования. Истолкование этих скудных фрагментарных данных вызвало существенные разногласия. В конце XIX — начале XX в. был высказан целый ряд взаимно исключающих друг друга предположений о монгольском, славянском и иранском происхождении скифов. В настоящее время разработка этого вопроса значительно двинулась вперед, и среди ученых преобладает взгляд о принадлежности скифского языка к так называемой североиранской группе языков.
Существующие в современной науке представления о культуре скифов основаны как на свидетельствах античных писателей, так и на непосредственных памятниках этой культуры: скифских городищах и курганах, разбросанных по всему югу нашей страны, многочисленных находках скифской керамики разнообразных форм и видов, изделий из бронзы, железа и драгоценных металлов, оружия— наконечников скифских стрел и копий, скифских железных мечей — акинаков и т. д. Вещи скифского типа получили распространение не только на территории самой Скифии, их находят и далеко за ее пределами, например на Кавказе, в Сибири и даже в Передней Азии. Сильное влияние скифской культуры испытало на себе в V в. до н. э. население лесостепной полосы Восточной Европы, а южнее — население Фракии.
Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях, преимущественно греческой работы, найденных в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба (Керчь), Чертомлыцкий, Солоха (Нижний Днепр) и ряд других. В своих произведениях на скифские сюжеты греческие мастера-художники с поразительным реализмом дали образы скифов в мирном и военном быту. Сражались скифы преимущественно на конях, хотя в дальнейшем, по мере роста оседлости, появляется и скифская пехота. Геродот дает очень подробное и живое описание военных обычаев скифов, но, может быть, несколько преувеличивает их воинственность.
От Геродота же в основном известна и религия скифов. Характерные ее черты — отсутствие храмов и особой касты жрецов, отсутствие антропоморфных изображений богов. Олицетворением, например, наиболее почитаемого у скифов бога войны был воткнутый в землю железный меч, перед которым приносились жертвы. Характер погребального ритуала свидетельствует о том, что у скифов существовала вера в загробную жизнь. Попытка Геродота, перечисляющего по именам скифские божества, перевести их на язык греческого пантеона не может быть признана удачной. Видимо, религия скифов была настолько своеобразна, что не могла найти себе прямых параллелей в религиозных представлениях греков.
Еще большее своеобразие скифской культуры раскрывается в так называемом скифском зверином стиле. Изображения зверей на вещах, выполненных в этом стиле, чаще всего трактуются не в положении покоя, а в напряженной борьбе или движении: сплетенные в борьбе тела, оскаленные зубы и т. д. Вещи, выполненные в различных вариантах звериного стиля, встречаются не только в Северном Причерноморье, их находят также в погребениях лесостепной полосы Восточной Европы, на территории большей части Сибири, особенно Западной Сибири. Существенно отметить, что вещи в зверином стиле изготовляли но только местные, но и греческие и восточные мастера, ориентировавшиеся на вкусы скифов.
На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками. Было бы, однако, ошибочным переоценивать это влияние. Оно коснулось главным образом скифской знати, теснее других слоев скифского общества связанной торговыми узами с прибрежными городами-колониями. Племена, жившие в непосредственной близости к этим городам, также испытали на себе более заметное воздействие греческого культурного уклада, чем племена, населявшие отдаленные от них территории. Следует также подчеркнуть, что и сами греческие поселенцы оказались под заметным воздействием местной культуры. Явления ассимиляции и синкретизма весьма характерны для исторической жизни северочерноморских городов-колоний.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. 1957

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу А. А. Туаллагова «Скифы и сарматы Северного Кавказа»

Читать PDF
0.00 байт

Другая партия октября, или «Скифы» русской революции (новая книга о левых эсерах)

Штырбул Анатолий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Поздние скифы и сарматы в свете данных палеофенетики

Мовсесян Алла Арменовна
Проведен сравнительный анализ дискретно-варьирующих признаков в краниологических сериях поздних скифов и сарматов.
Читать PDF
0.00 байт

Скифы и средняя Европа историческая интерпретация археологической действительности

Хохоровски Ян
Автор знакомит с характерными чертами скифоидных культурных объединений в Средней Европе. Главным признаком скифских влияний на оседлые, земледельческие общества центра Европы были, однако, военные грабительские набеги.
Читать PDF
0.00 байт

Скифы на Кавказе

Дзидзоев В. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Боспор и скифы от Агаэта до Савмака

Молев Е. А.
Взаимоотношения античных государств Северного Причерноморья и окрестных варварских племен, прежде всего скифов, представляют значительный интерес с точки зрения формирования новых образцов государственности на периферии античного
Читать PDF
0.00 байт

Боспорский рельеф со сценой сражения: скифы илиамазонки?

Селиванова Л. Л.
This article re-examines a famous relief (dated to the 4th century BC or later) found on the site «Yubileynoe I» on the Taman peninsula (Krasnodar territory, Temryuk region) during the excavations in 1983-1990.
Читать PDF
0.00 байт

99. 01. 026. Членова Н. Л. Центральная Азия и скифы. I. дата кургана Аржан и его место в системе кул

Медовичев А. Е.
Аржан (курган)
Читать PDF
0.00 байт

2009. 02. 036. Гутнов Ф. Х. Ранние скифы: очерки социальной истории / Ин-т цивилизации. - Владикавка

Александри О. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Киммерийцы и скифы в Передней Азии

Чочиев Г.В.
В статье рассматриваются миграции и вторжения кочевых народов киммерийцев и скифов из Северного Причерноморья в Переднюю Азию в VIII-VI вв. до н.э.
Читать PDF
0.00 байт

"со мной будут скифы. . . ": среднеазиатские конные лучники в армииалександра македонского

Клейменов Александр Анатольевич, Иванов Сергей Сергеевич
Статья посвящена контингенту конных лучников, присутствовавшему в армии Александра Македонского в период его азиатской экспедиции.
Читать PDF
0.00 байт

Древние племена в исторических источниках (скифы, огузы, усуни)

Арзыбаев Тыныстан Кадырович
На наш взгляд скиф или вернее скуз является дериватом древне-тюркского этнонима аскыз, его усеченной формой. Аскыз, в свою очередь, по нашему мнению, должен представлять стяжение двух этнонимов, асык и аз, т. е.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика «Трех разговоров» в творчестве А. Белого, А. Блока («Двенадцать», «Скифы»)

Степанов Андрей Николаевич
Рассматривается место «Трех разговоров» В. Соловьёва в поэзии, критике и эстетике А. Белого, А. Блока. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» и стихотворения «Скифы» обусловлено влиянием книги «Трёх разговоров» В.
Читать PDF
0.00 байт

Русские "скифы": эволюция обравза

Орехов В. В.
В статье очерчивается история литературного и межлитературного функционирования образа русских "скифов", актуализирующегося в культуре в периоды противостояния между Россией и Европой.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 01. 022. Леонтьев Я. В. «Скифы» русской революции. Партия левых эсеров и её литературные попут

Коновалов В. С.

Похожие термины:

  • Скифы, упадок Урарту и возвышение лидии. Первое Армянское государство

    Окончательный уход основных сил киммерийцев в Малую Азию, упадок Фригии и серьезные войны, в которые одновременно вынуждена была ввязаться Ассирия па востоке, в Мидии, а также на юге, в Египте, позв
  • Урарту и закавказье. Киммерийцы и скифы

    В связи с освоением металлургии железа, развитием земледелия и ремесла ускоряется процесс общественного развития племен, населявших Армянское нагорье и Закавказье. В конце II — начале I тысячелет
  • Киммерийцы и скифы

    В конце VIII в. на Кавказе происходят значительные перемены. Как уже говорилось, урарты оказываются в это время перед лицом нового врага. Племена киммерийцев, а затем и скифов, населявшие степи Восто
  • Скифы и сарматы

    Древнегреческий писатель Геродот, «отец истории», посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., говорит о том, что к северу и западу от кочующих скифов живут оседлые земледельческие племена. Под