Мф 19.12)-кастраты; мужчины, лишенные хирургическим путем яичников с целью исключить возможность произвести потомство. (См. евнух)
СКОПЦЫ
скопцы
СКОПЦЫ
одна из изуверских старых русских сект, выделившаяся из христоверия (см. Христоверы) в 60—70-х гг. XVIII в. и получившая первоначально распространение среди оброчных крестьян в ряде центральных губерний России. Основатель — К. Селиванов. Аскетизм у С. принял крайнюю форму выражения и требовал от верующих «огненного крещения» — кастрации. Различались 2 степени кастрации, соответственно и 2 ступени посвящения: первое убеление — «малая печать» и большое убеление — «большая печать». Считалось, что именно С. будут составлять 144 тысячи избранных «ангелоподобных» людей, которые, согласно Евангелию от Матфея, останутся после страшного суда. В идеологии С. отразились настроения пессимизма и отчаяния, которые усилились среди крестьян в 70-х гг. XVIII в. после поражения восстания Е. Пугачева. У С., как и христоверов, моления происходили в форме радения. Их тайные законспирированные общины назывались «кораблями». Царские власти преследовали С, неоднократно ссылали их.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СКОПЦЫ
религ. секта, возникшая в России в кон. 18 в. Основателем секты считается Кондратий Селиванов. По вероучению, культу и структуре орг-ции С. близки к хлыстам. В основе вероучения С. лежит утверждение, что единств. условием спасения души является "борьба с плотью" путем оскопления (кастрации). Свои общины С. называют "кораблями", молитвенные собрания - "радениями". В 19 - нач. 20 вв. в Тамбовской, Курской, Орловской губ., в Сибири имелись сотни "кораблей" во главе с "кормщиками", к-рые обладали неогранич. властью над "голубями" (членами секты). В 1872 насчитывалось 5444 С. Принадлежность к секте С., как изуверской, каралась по рус. уголовному законодательству ссылкой в Сибирь. Очень небольшие группы С. сохранились в Центр. России и Сибири. Как правило, оскопление не производится ("духовные" С.). От членов секты требуется отправление культа, сохранение аскетич. образа жизни. В СССР существование сект, подобных С., запрещено. Лит.: Волков H. H., Секта скопцов, Л., 1930. См. также лит. к ст. Сектантство.
СКОПЦЫ
старорус. секта, возникшая в последней четверти 18 в. в крест. среде под влиянием поражения восстания Е. Пугачева путем выделения из христоверия. Осн. отличием от христоверов является требование «огненного крещения», т. е. кастрации, оскопления, придающего человеку ангелоподобный вид. С нач. 19 в. секта имела централиз. орг-цию с разбросанными по всей России общинами. В Пенз. крае С. получили распространение в Пенз. и Пенз. у. (Оленевка, Ахлебиновка). Законами Росс. империи секта была отнесена к «наиболее вредным», поэтому местные власти неоднократно возбуждали против С. уголовные дела. В нач. 1860-х гг. в Пенз. окружном суде слушались 4 дела о С., по к-рым проходило 33 чел. Решением Пенз. уголовной палаты от 13 февр. 1867 группа крестьян дер. Ахлебиновка (14 чел.) была приговорена к ссылке в Сибирь за принадлежность к секте. Несмотря на репрессии, скопчество продолжало распространяться среди населения Пенз. губ., но уже тайно. По сведениям 1893 здесь насчитывалось б. 70 последователей секты. Прекратило свое существование в крае, по-видимому, в 1920-х гг. Лит: ПЕВ. 1889. № 17; 1898. № 20; 1913. № 23. А. Б. Никонов.
Источник: Пензенская энциклопедия.