, Ян ван (Scorel, Jan van) 1495, Схорл, близ Алкмара — 1562, Утрехт. Нидерландский живописец. В юности готовился быть священником, получил хорошее гуманистическое образование. Живописи учился в Алкмаре у К. Бойса, в Амстердаме у Я. Корнелиуса, в Утрехте, возможно, у Госсарта (1517). В 1518—1524 путешествовал по Германии (в Нюрнберге посетил Дюрера), Швейцарии, Италии, Палестине. В 1522—1524 хранитель папских коллекций древности в Риме. С 1524 работал в Утрехте. Скорел известен как один из виднейших представителей романизма — направления, вызванного воздействием на нидерландское искусство художественных идей итальянского Возрождения. В его творчестве ощущается плодотворное влияние венецианского колорита, а также композиционных принципов римской школы. Религиозные композиции Скорела отличаются гармоническим соотношением пространства и фигур, плавной ритмикой, чувством свободы человека в окружающей среде, будь то интерьер, как в картине Принесение во храм (ок. 1528—1530, Вена, Музей истории искусства), или природа (Мария Магдалина, 1529, Амстердам, Рейксмузеум). Последняя картина с ее свежими звучными красками, гармонически-величавой связью фигуры с пейзажем особенно близка произведениям мастеров Высокого Возрождения (недаром за ней закрепилось прозвище Северной Моны Лизы). В исполненных им немногочисленных портретах художник остается верен нидерландским традициям (Портрет Агаты ван Схонховен, 1529, Рим, галерея Дориа-Памфили). Он создал также несколько групповых портретов, подготовивших расцвет этого жанра в голландском искусстве (Паломники в Иерусалиме, Утрехт, Центральный музей; Харлем, Музей Ф. Халса).
Лит.: Levis S. Jan van Scorel. Utrecht, 1960; Friedlander M. Jan van Scorel and Pieter Coeck van Alst. Keyden; Bruxelles, 1975.
Л. Алешина
0.00 байт
Вольтер о «Московии, или скорее зиовии»
В сообщении предлагается объяснение странного топонима Зиовия (Ziovie), употребленного Вольтером в «Опыте о нравах и духе народов».