Скотников (Егор Осипович) - гравер, работавший на меди резцом, родился около 1780 г., получил образование в Императорской Академии Художеств, в которой главным его наставником был Клаубер. Обучаясь в академии, получил в 1799 и 1801 гг. малую золотую медаль за гравюру "Лукреция" с картины Г. Булоня. В 1804 г. при окончании академического курса был награжден большой золотой медалью за гравюру "Распятие" с картины Ш. Лебрена. В 1809 г., за ту же гравюру "Распятие" признан академиком. Поселившись в Москве, вел очень нетрезвую жизнь, что отразилось на качестве его работ, которые становились все более и более посредственными. Умер в Москве, в 1843 г. Всех его произведений - гравюр с картин и рисунков, портретов, книжных иллюстраций, виньеток и пр. - Д. Ровинский ("Полный Словарь русских граверов") насчитывает 204. Лучшее между ними - вышеупомянутое "Распятие". Кроме того, заслуживают быть упомянутыми гравированные Скотниковым портреты П.С. Валуева , поэта Баратынского (с оригинала К. Брюллова ), И.И. Дмитриева , цесаревича Александра Николаевича (с рисунка О. Кипренского ), четыре воспроизведения картин Эрмитажной галереи, в очерках, помещенные в ее описании изд. Фр. Лабенским, и 24 таких же очерков, в издании галереи гр. Строгонова .
Скотников Егор Осипович
— известный гравер резцом; род. около 1780 г. (мнение Д. А. Ровинского). По данным Петрова (см. его "Сбор. Материалов для истории Имп. Академии Художеств"), год его рождения 1788-й; в этом, без сомнения, кроется ошибка, так как пo этому расчету С. поступил в ученики Клаубера семи лет от роду, а серебряную медаль получил, будучи одиннадцати лет. Правильнее отнести его рождение к 1780 г., как это делает Д. А. Ровинский. В 1795 г. С. поступил учеником в Имп. Акад. Художеств, в класс Клаубера. В 1799 г. за рисунки с натуры был награжден медалью, а в 1801 г. — первою серебряною медалью. В 1802 г. за гравюру на меди по эстампу, представляющую "Лукрецию", удостоен золотой медали второго достоинства. В 1803 г. выпущен из Академии и "за хорошие успехи, добронравие и похвальное поведение" получил аттестат первой степени и шпагу и оставлен при Академии для продолжения образования, не как уже ученик, а как художник; за гравюру же "Лукреция", исполненную им, ему было выдано денежное вознаграждение. В 1805 г. получил первую золотую медаль за "Распятие", гравюру на меди, исполненную им с оригинала Лебрена. В 1806 г. С. было предложено ехать за границу для приобретения больших знаний и развития художественного образования; но в 1807 г. он получил и принял на себя заказ по исполнению 11 гравированных рисунков для журнала путешествия капитана Крузенштерна, а потому от этой поездки отказался. В следующем 1808 г. ему вновь было предложено ехать за границу; но и на этот раз он отказался от поездки, мотивируя свой отказ получением выгодного места гравера при Московской Оружейной Палате, и просил дать ему, по примеру некоторых из его товарищей, звание академика. В 1809 г. совет Академии, не дожидаясь публичного большого собрания, удовлетворил последнее ходатайство и дал С. просимое звание академика "за известные уже дарования его и побуждаясь причинами, по которым ему действительно нужно при определении к новому месту иметь звание академика". В этом же году он уехал в Москву. Там он весьма посредственно награвировал доски для "Описания Московской Оружейной Палаты" и производил работы по заказам Общества истории и древностей российских и частных лиц. Работы свои он ценил довольно высоко; так, например, в 1827 г., при вызове в Синодальную контору, запросил за награвирование доски для антиминса 1500 руб. (такую же цену, впрочем, запросил и гравер Фролов). С. был хороший рисовальщик и бойко владел резцом. По словам Тромонина, Клаубер очень любил его и подарил ему свой портрет. Он подавал большие надежды, но кроме "Распятия" с Лебрена, заслуживающего полного одобрения, ничего серьезного не произвел. В Москве он вел жизнь очень невоздержанную и пил. По словам Д. А. Ровинского (слышавшего это от Тромонина и Е. И. Маковского), С. часто заходил к своему сверстнику Фролову, когда тот гравировал портрет Суворова, по заказу Бекетова, и здесь, за стаканом водки, по целым часам работал на его доске. С. умер в Москве 10 марта 1843 г. Из его работ наиболее замечательны: копии с гравюр Райта, "Распятие", гравюра резцом, в большой лист с картины Е. Лебрена. По поводу этой гравюры в журнале совета Акад. Художеств 22 января 1818 г. записано, что "Скотников просил Академию сделать отзыв о его гравюре “Распятие” с Лебрена, так как он гравюру эту поднес Государю, и ныне для доклада о нем Его Величеству требуется такой отзыв". Определено: академику С. дать свидетельство, что касается до достоинства подносимого им эстампа, то оный действительно отвечает тому таланту, за который С. был в разные времена отмечаем Имп. Акад. Художеств. Кроме этого, им исполнен целый ряд гравюр, подробный перечень которых помещен в "Словаре русских граверов" Ровинского.
Петров, "Материалы для истории Имп. Акад. Худ.". — Д. А. Ровинский, "Словарь русских граверов". — Тромонин, "Очерки". — "Московские Ведомости", 1843, № 38. — "Москвитянин", 1843, ч. III. — Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона.
Г. Анненков.
{Половцов}
Скотников, Егор Осипович
— гравер, работавший на меди резцом; род. около 1780 г.; получил образование в Имп. академии художеств, в которой главным его наставником был Клаубер. Обучаясь в академии, получил в 1799 и 1801 по серебр. медали за рисунки с натуры и в 1802 г. мал. золот. медаль за гравюру "Лукреция" с картины Г. Булоня. В 1804 г., при окончании академического курса, был награжден большою золот. медалью за гравюру "Распятие" с картины Ш. Лебрена. В 1809 г. за ту же гравюру "Распятие" признан академиком. Поселившись в Москве, вел очень нетрезвую жизнь, что отразилось на качестве его работ, которые становились все более и более посредственными. Умер в Москве, в 1843 г. Всех его произведений — гравюр с картин и рисунков, портретов, книжных иллюстраций, виньеток и пр. — Д. Ровинский ("Полный Словарь русских граверов") насчитывает 204. Лучшее между ними — вышеупомянутое "Распятие". Кроме того, заслуживают быть упомянутыми гравированные С. портреты П. С. Валуева, поэта Баратынского (с оригинала К. Брюллова), И. И. Дмитриева, цесаревича Александра Николаевича (с рисунка О. Кипренского), четыре воспроизведения картин Эрмитажной галереи в очерках, помещенные в ее описании изд. Фр. Лабенским, и 24 таких же очерков в издании галереи гр. Строганова.
{Брокгауз}
Скотников, Егор Осипович
гравер резцом; родился около 1780 [По Петрову (Алфавит в Сборнике Историч. Общества) неверно показан 1788 год: по этому расчету Скотников поступил в ученики Клаубера 7 лет и получил серебряную медаль 11 лет! (Ошибка эта повторена и в моем Подробном словаре портретов.) Скотников умер в Москве лет 60 с лишком.] года; ученик Академии художеств; с 1795 г. в классе Клаубера; в 1799 и 1801 г. получил 1-ю серебряную медаль за натурные рисунки (в 5-м возрасте); 1802 за гравюру "Лукреция" 2-ю золотую медаль; в 1803 выпущен с аттестатом 1-й степени, оставлен при академии для усовершенствования и получил денежное вознаграждение за свою доску, изображающую Сивиллу [Это и есть Лукреция, гравированная Скотниковым в 1802 году.]. В 1804 г. в декабре получил 1-ю золотую медаль за Распятие, с ориг. Лебрена, a в 1806 назначен для отправки за границу; но в 1808 году от этой отправки отказался, отзываясь тем, что получил выгодное место гравера при Московской Оружейной палате, вследствие чего в июне 1809 произведен в академики и уехал в Москву (Материалы за 100 лет, I, 532) на означенное место. Здесь он весьма посредственно награвировал доски для Описания Московской Оружейной палаты и производил работы по заказам Общества древностей и частных лиц. Работы свои он ценил довольно высоко; так, например, в 1827 году при вызове в Синодальную контору запросил за награвирование доски для Антиминса 1500 рублей (такую же цену, впрочем, запросил и гравер Флоров). Скотников был хороший рисовальщик и бойко владел резцом. По словам Тромонина, Клаубер очень любил его и подарил ему свой портрет (Очерки, 144). Он подавал большие надежды, но, кроме Распятия с Лебрена, заслуживающего полного одобрения, ничего серьезного не произвел. В Москве он вел жизнь очень невоздержную и пил "русскую простоту" походя. Часто заходил он к своему сверстнику Флорову, когда тот гравировал портрет Суворова, по заказу Бекетова, и здесь, за стаканом водки, по целым часам работал на его доске (слышал от Тропинина и Е.И. Маковского). Скотников умер в Москве 10 марта 1843 года. Его работы:
1. Цесаревич Александр Николаевич (Александр II) и великая княжна Мария Николаевна; копия с гравюры Райта; 1826. — 2. Цесаревич; с рис. Колышкина 1828 г. 2-bis Баратынский, при его Стихотворениях, М., 1835 (с ориг. К. Брюллова). — 3. П.С. Валуев; 1811, редкий лист. — 4. Дмитрий Самозванец; копия с Килиановского оригинала (1839 г.). В 1-х отпечатках на нижнем поле находится портрет Марины Мнишек, в контуре; таких отпечатков, по уверению М.А. Оболенского, было сделано всего 12 (но, вероятно, гораздо более этого числа);
первое издание этих портретов, в 400 экземп., сгорело в печатне y Слюжинского. — Вообще лист этот и в позднейших отпечатках попадается не часто. — Доска хранится в Архиве Министерства иностранных дел. — 5. И.И. Дмитриев (1818); при 5-м издании его сочинений. — 6. Д.Е. Кашкин; с рис. Кинеля, 1825 г. — 7. А.Е. Лазарев, с ориг. Тропинина; в 1-х отпеч. последние две строки подписи (их всего 6) награвированы иголкой; во 2-х они усилены резцом. — 8. Г. Лесток, к Истории медицины Рихтера; немецкое изд. М., 1819 г. — 9. Д.М. Львов, 1834 г. — 10. Ф.А. Малиновский, 1812 г. При его книге: "Избранные поучения юношам, М. 1813". — 11. Имп. Мария Феодоровна в трауре; с ориг. Райта, 1827 г. 11а. Минас-Медичи, 1825; во 2-х отпечатках лицо совершенно переделано. — 12. Гр. А.И. Марков, 1827. — 13. М.Н. Муравьев, с ориг. Монье, 1810 г. — 14. В. кн. Николай Павлович (Николай I), с рисунка Кипренского, 1818; 2-е отпеч. с титулом императора. — 15. Кн. М.А. Оболенский, семи лет; гравир. в 1812 г. — 16. Гр. Н.П. Румянцев. — 17. Гр. М.М. Сперанский: "рис. и грав. Е. Скотников 1822"; редкий лист. — 18. Д.И. Фонвизин, 1829. — 19. Кн. Н.Б. Юсупов: "рисовал и гравировал Егор Скотников" (1816). 1-е отпеч. прежде герба и подписи; Юсупов без ленты; 2-е с гербом и стихами; в 3-х стихи заменены подписью: "Действительный Тайный..."; 4-е отпеч. позднейшие, с доски, покрытой царапинами. — 20. Памятник Суворову; "Гравир: ученик 5-го возр. Скотников". 15.10 х 10.9. Грав. резцом и лависом; во 2-х отпеч. лавис счищен.
21—31. Десять портретов (и печать) в контурах, к неизданной книге Малиновского: "Биографические Сведения о управлявших в России иностранными делами Министрах; составленное Малиновским" (в 1816 г.): 1) А.Л. Ордын-Нащокин; 2) А.С. Матвеев; 3) B.C. Волынский; 4) Кн. В.В. Голицын; 5) Гр. Ф.А. Головин; 6) Гр. Г.И. Головкин; 7) Гр. А.И. Остерман; 8) Кн. А.М. Черкасский; 9) Гр. А.П. Бестужев-Рюмин; и 10) Гр. М.И. Воронцов; 11) Государственная печать, которую B.C. Волынский носил на шее. — Доски в Московском Архиве Мин. иностранных дел.
32. Лукреция, с посвящением гр. А.С. Строганову, с его гербом и 1802 годом: "С картины Г. Булона. — Рисов. и Гравировал Имп. Ак. Худож. Учен. 5 возр. Е. Скотников". В лист. Доска в Акад. художеств. Новые отпечатки (очень хорошие) продаются там по 1 р.
33. Ветры подземные, напав на Цибелу, Матерь богов, хотят лишить ее царства; посвящено гр. А.С. Строганову, с его гербом и 1803 годом: "С рисунка Г. Доеня первого живописца Его Импер. Величества". Справа то же по-французски. Гравировано резцом и лависом, в большой лист. Доска в Академии художеств. Отпечатки продаются по 1 р.
34. Распятие, гравюра резцом, в большой лист; 1-е отпеч. с подписями одних мастеров, с 1808 годом и гербом: "Пис. Е. Лебрюнь. Рис: и Грав: Е. Скотников под Смотрением Г. Клаубера"; то же по-французски. Во 2-х отпеч. по сторонам герба посвящение императору Александру I. За этот лист Скотников получил 1-ю золотую медаль и звание академика. Доска в Акад. художеств; новые отпечатки, еще довольно исправные, продаются по 1 р. 50 коп.
По поводу этой гравюры в журнале Совета Ак. худож. "22 Генв. 1818 г." (л. 3) записано, что "Скотников просил Академию сделать отзыв о его гравюре Распятие с Лебрена, так как он гравюру эту в 1809 году поднес Государю, и ныне для доклада о нем Его Величеству требуется такой отзыв". — Определено: "Г-ну Академику Скотникову дать от Академии свидетельство... что касается до достоинства подносимого им эстампа, то оный действительно отвечает тому таланту, за который г-н Скотников был в разные времена отличаем Императорскою Академиею Художеств".
35—43. Девять досок в Атлас Крузенштерна в 1803—1808 гг. (Атлас вышел в 1813); a именно: №№ 8—10, 53, 77—79, 82 и 97. — См. Клаубер.
44—47. Четыре контурные картинки в Эрмитажную галерею, изд. Лабенским в 1805 году; №№ 32, 34, 38 и 49. — См. Саундерс.
48—71. 24 контурные картинки для галереи графа Строганова; a именно: №№ 3, 7, 12, 15, 16, 26, 27, 30, 32, 33, 35, 36, 39, 62, 66, 68, 72, 75, 77, 79—83. Здесь представляется полное описание этого издания, так как большая часть картин гравирована и рисована самим Скотниковым: "Collection d´extampes d´après quelques tableaux de la galerie de son exe. mr le Comte A. Stroganoff gravées au trait par des jeunes artistes de l´Academie des Beaux-Arts à St.-Petersbourg. Les explications sont tirées du Catalogue raisonné fait par le proprietaire lui même. Imprimé chez Drechsler a St.-Petersbourg. 1807". (Это 1-e издание книги.) Книга, в большой лист, разделена на два отдела: картины и скульптура. Впереди помещен: 1) Портрет гр. А.С. Строганова, грав. Клаубером.
2) Статуя Екатерины II, окруженная эмблемами наук и художеств; с подписью: "Queerebat Minervam sculptor | Catatinam invenit. | dessiné par O: Kiprensky. — Gravé par M. Iwanoff. | tassard | de la Collection de S.E. Monsieur le Comte de Stroganoff". — Затем идут гравюры с картин; под каждой находится подпись: "de la Collection de S.E. Monsieur le Comte de Stroganoff"; при каждой приложен отпечатанный на особом листе текст; нумеров и оглавления к ним нет. — Вот перечень их:
3) Венера и купидон: "dessiné par O: Kiprensky. — Gravé par E. Sconticoff. | Raphael d´urbino".
4) Святое семейство: "dessiné par E. Sconticoff. — Gravé par M. Iwanoff. | andré del sarto".
5) Святое семейство: те же мастера "... | angelo bronzino".
6) Божия Матерь на коленях пред младенцем Христом, лежащим в яслях: то же "... | benvenuto de garofalo".
7) Чудо с манною в пустыне: "dessiné et Gravé par E. Scotnicoff. | Jules romain".
8) Деревенская жизнь: "dessiné et Gravé par M. Iwanoff. | dominique feti".
9) "Sujet allégorique sur les arts libéraux; dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par A. Floroff. I bernardo strozzi".
10) Пейзаж; dessiné et gravé par S. Galactionow. | claude gelee dit le Lorrain.
11) Пейзаж b героическом стиле: "dessiné et gravé par St. Galactionow. | gaspre dughet dit le poussin".
12) Мастерская плотника; "dessiné et gravé par E. Scotnicoff. | annibal carrache".
13) Святое семейство; "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par A. Floroff. | augustin carrache".
14) Оконченный эскиз Кореджиевой ночи; "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | antoine corrège".
15) Св. семейство; "dessiné par O. Kiprensky. — Gravé par E. Scotnicoff. | antoine corrège".
16) Богородица с кроликами; "dessiné par O. Kiprensky. — Gravé par E. Scotnicoff. | frederic baroche".
17) Божия Матерь; "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | Jules — césar procacini".
18) Св. семейство; "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | bartolomeo schidone".
19) Христос на Масличной горе: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | guido reni dit le guide".
20) Бегство в Египет; "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | francois albane".
21) Плодородие; "dessine par E. Scotnicoff. — Grave par M. Iwanoff. | carlo cihnani".
22) Развалины; "dessiné et gravé par Schmide. | jean-paul panini". 3.10½ x 5.9½.
23) To же; "dessiné et gravé par Chmide. | jean-paul panini". 3.9½ x 5.9.
24) Портрет Андрея Дориа; "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par A. Floroff. | Jacques tintoret".
25) Портрет: "Aloysius carzonus naupacti legatus | provisoroz supremus aetoliae. | dessiné par Terebeneff. — Gravé par St. Galactionow. | Tintoret".
26) Царство невинности: "dessiné et Gravé par — E. Skotnikoff | allessandro marchesini".
27) Царство удовольствия: "dessiné et Gravé..." (то же).
28) Портрет старика: "dessiné par M. Terebeneff. — Gravé par St. Galactionoff. | D.D. Velasquez".
29) Школьный учитель: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par Kolmann. | bartolome etienne murillos".
30) Битва центавров с лапифами: "dessiné et gravé par E. Scotnicoff. | luca giordano".
31) Аллегорическая картинка: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par A. Floroff. | lucas giordano".
32) Аллегорич. картинка с портретом Екатерины II: "dessiné et gravé par E. Scotnicoff. | François solimene".
33) Аллегорич. картинка: "dessiné par E. Korneeff gravé par E. Scotnicoff. | paul mathey".
34) Портрет Рубенса и его сына: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | pierre paul rubens".
35) "Enlèvement de Dejanire; dessiné par O. Kiprensky. — Gravé par E. Scotnicoff. | pierre paul rubens".
36) Вакханалия: "dessiné par E. Korneeff. — Gravé par E. Scotnicoff. | pierre paul rubens".
37) Женский портрет: "dessiné par M. Terebeneff. — Gravé par St. Galactionow. | p.p. rubens".
38) Портрет: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par I. Kolmann. | antoine van dyck".
39) Тот же портрет, оконченный резцом: "dessiné par E. Korneeff. — Gravé par E. Scotnicoff. | antoine van dyck".
40) Портрет молодого человека во фламандском костюме: "dessiné par A. Egoroff. — Gravé par M. Iwanoff. | bartholome van-der-helst".
41) Урок пения: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | Gererdo de la notte".
42) Философ в размышлении: "dessiné et Gravé par M. Iwanoff. | rembrant van ryn".
43) Молодой человек в костюме францисканца: "dessiné par A. Egorow. — Gravé par M. Iwanoff. | rembrant van ryn".
44) Портрет Эразма: "dessiné par E. Corneef. — Gravé par M. Iwanoff. | jean holbein".
45) Крещение Христа: "dessiné et Gravé par S. Galactionow. | corneille poelembourg".
46) Пейзаж: "dessiné et Gravé par — S. Galactionow. | jean asselin".
47) Портрет кардинала Ришелье: "dessiné par E. Corneeff. — Gravé par M. Iwanoff. | philippe Champagne".
48) Рыболовы: "dessiné et gravé par — S. Galactionow. | david teniers le jeune".
49) Красивая деревня: "dessiné et gravé par — S. Galactionow | david teniers le jeune".
50) Развалина среди прекрасного пейзажа: "dessiné et gravé par — V. Ossipoff. | bartholome breenberg".
51) Виноторговцы: "dessiné et Gravé par — S. Galactionow. | philippe wouwermans".
52) Пейзаж: "dessiné et gravé par S. Galactionoff | Adrien van-den-Velde".
53) Пейзаж: "dessiné et gravé par — T. Kolmann. | adrien van-den-velde".
54) Путешественники (пейзаж): "dessiné et gravé par — S. Galactionow. | Jean Hackert et Adrien Van-Den-Velde". B экземпляре сего Сборника изд. 1807 года y E.E. Рейтерна гравюра эта имеет следующие подписи: "dessiné et gravé par T. Kolmann. Adrien, van-den-Velde".
55) Ha берегу моря: "dessiné et gravé par — Galactionow. | nicolas berghem".
56) Сборы на охоту: "dessiné et gravé par — S. Galactionow | nicolas berghem".
57) Отдых охотников: "dessiné et gravé par — S. Galactionow. | paul potter".
58) Пейзаж с отдыхающим стадом; тех же мастеров.
59) Водяная мельница; то же; "...Jacques ruisdael".
60) Турок: "dessiné par E. Corneeff. — Gravé par M. Iwanoff. | gaspard netscher".
61) Птицелов: "Anno 1663, | dessiné par E. Corneeff. — Gravé par M. Iwanoff. | gaspard netscher".
62) Поклонение царей: "dessiné et gravé par E. Scotnicoff. | gerard lairesse".
63) Олицетворенная веселость: "dessiné par E. Scotnicoff. | Gravé par Kolmann. | gerard berkeiden".
64) He тронь меня: "dessiné par E. Scotnicoff. | Gravé par M. Iwanoff. | adrien van-ver-verf".
65) Бегство в Египет: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par A. Floroff. | chretien dietrich".
66) Весталки, осужденные на смерть: "dessiné et gravé par E. Scotnicoff. | henry fuger".
67) Отдых в Египте: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par Kolmann. | nicolas poussin".
68) Вакханалия: "dessiné et gravé par E. Scotnicoff. | nicolas poussin".
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
69) Святое семейство: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | nicolas poussin".
70) Христос пред погребением: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par Kolmann. | nicolas poussin".
71) Св. Сесилия: "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par M. Iwanoff. | eustache le sueur".
72) Благовещение; "dessiné et gravé par E. Scotnicoff. | eustache le sueur".
73) Плодородие (женщина с двумя малютками на руках); "dessiné par E. Scotnicoff. — Gravé par Kolmann. | francois le moine".
74) Волнующееся море: "dessiné et gravé par — S. Galactionow. | Joseph vernet".
75) Живопись: "тщанием Андрея Матвеева 1725 год. | dessiné par E. Korneeff. — Gravé par E. Scotnicoff. | andré matvejeff".
76) Портрет гр. Строганова в виде камеи: "С. Leberechte. | dessiné par E. Karneeff. — Gravé par M. Iwanoff".
77) Греческая гробница: "dessiné par E. Karneeff. — Gravé par E. Scotnicoff. | sarcophage grec".
78) To же: "dessiné par E. Karneeff. — Gravé par M. Iwanoff. | sarcophage grec".
79) Греческий диск: "dessiné par E. Karneeff. — Gravé par E. Scotnicoff. | disque grec".
80) Статуя Венеры (Venus victrix): "dessiné par A. Egoroff. — Gravé par E. Scotnicoff. | venus victrix".
81) Античная ваза: "dessiné par E. Karneeff. — Gravé par E. Scotnicoff. | vase antique".
82) Барельеф, представляющий вакханалию: "dessiné par E. Karneeff. — Gravé par E. Scotnicoff. | francois flamand".
83) To же; с теми же подписями.
84) и 85) Каноп; египетское божество, — лицевая и оборотная сторона его: "dessiné par E. Karneeff. — Gravé par Kolmann. | canope antique"; и: "rever du canope".
Bo втором издании этой Галереи, с тем же текстом и с заголовком: "St.-Petersbourg, de l´imprimerie de A. Pluchart 1835", — прибавленo еще две гравюры, гравированные с тенями Галактионовым, a именно:
86) Архангел Михаил: "Dessiné par Chamchin. — Gravé S. Galactionow. | GuidoReni. de la Collection de S.E. Monsieur le Comte de Stroganoff".
87) Старик и старуха греют руки над жаровней: "Dessiné par Essacoff. — Gravé par St. Galactionow. Gerard de la Note; de la Collection de S.E. Monsieur le Comte de Stroganoff". Текста к этим двум картинкам нет. К некоторым экземплярам Строгановской галереи бывает приложен перспективный вид ее, гравированный в контуре. Я слышал, что существует еще издание этой галереи в четвертку, на плохой синей бумаге, — но сам такого издания не видал.
73. Одна контурная доска в книгу: "Произведения Воспитанников Академии Художеств 1805. Таблица VI, Распятие". См. Воробьев.
74—94. 21 картинка в книгу: "Les peuples de la Russie... Rechberg, 1812", c рисунков Карнеева, гравир. акватинтой.
I т. 29. Вотячка; 34. Татарка казанская; 35. Татарский агун; 37. Томская татарка; 38. Томский татарин; 39. Томская татарская девка; 43. Князь ногайских татар; 46. Киргизский султан; 47. Киргизская султанша.
II т. 2. Шаманка телеутских татар; 10. Черкешенки; 11. Черкесская пляска; слева представлен генерал Спренгпортен с женою, справа играет на гитаре Карнеев; 12. Черкес Закубанец; 16. Калмыцкая девка; 17. Внутренность калмыцкой юрты; 18. Калмыцкая борьба; 22. Монгольский лама; 23. Идолы братских татар; 40. Ташкинская девка; 41. Индейской брамин. — Дервиши; их священный танец Мевлевшады; в числе зрителей Карнеев.
95—145. 1814. 51 картинка, к мифологии Жувансо, перевод Пфеллера; М., 1814. 8°; гравированы лависом. В предисловии переводчик говорит, что он для большей наглядности прибавил к своему переводу картинки, которых в подлиннике не находится. Картинки не перенумерованы; внизу подпись: "Сатурн, стр. 52" и т. д.
150. Одна таблица в книгу: "Корсунския врата"; I. "Изображение Корсунских врат. М., 1830" (остальные 8 гравюр А. Осипова).
151. Заглавный лист с гербом гр. Н.П. Румянцова (Non solum armis) в книгу: "Памятники Росс. Словесности XII века; Москва 1821".
152—154. 1841. Три изображения древнего венца и изображение шапочки, с подписью: "Ри. Ф. Солнцев. — Гр. Е. Скотников; 40". В "Памятниках Москов. Древности Снегирева, Москва 1841 г.". Гравировано в манере скотниковской Цибеллы; работа контуров напоминает также работы И. Иванова. Мною книга куплена после смерти Тромонина, за работу Скотникова.
146—149. 1815. История Наполеона в 4 картинках, гравиров. акватинтой; работа очень похожая на мифологию Жувансо и на Цибеллу Скотникова; без имени мастера: 1) I. Маршалы объявляют Наполеону, что он должен жить на острове Эльба; с цензурным пропуском: "Москва. 13 августа 1815"; 2) II. Наполеон перед отъездом из Фонтенебло прощается с орлом; 3) III. Наполеон путешествует к острову Эльба; 4) IV. Приезд Наполеона на остров Эльба. — См. А. Афанасьев, который награвировал 5-ю картинку к этой сюите: "Смерть Наполеона".
155—159. 5 контурных картинок для: "Избрания на Царство Царя Михаила Феодоровича" — деланных с драгоценной рукописи, хранящейся в Московском Архиве иностранных дел; остальные 15 досок гравированы Моисеевым († 1 хромолитографиров. рисунок). Издано в Москве 1856, в огромный лист. Рисунки сделаны не верно, в чем можно убедиться из нескольких рисунков, снятых с той же рукописи посредством фототипий в превосходном издании Московских видов г. Найденова. Доски в Москов. Архиве иностр. дел.
Картинки и виньетки
160. Положение во гроб: "Гравир. Е. Скотников ученик И. А. X." 1-е отпеч. до подписей.
161. Христос исцеляет расслабленного; без всякой подписи. Обе доски в Ак. худ. Приписывают Скотникову еще 6 контурных досок, находящихся в Акад. художеств, — три из римской истории, две из русской и одна из новейшей (взрыв корабля); но положительных известий о их происхождении не имеется; a одна из досок (Архимандрит...) может быть положительно отнесена к работам М. Иванова.
162. "Оливиер Кромвель. | Гр. Е. Скотников с Эстампа гравированного Древетом с картины Вандерверфа". При романе Вальтера Скотта: "Вудсток, перевод Герасимова, Москва 1829".
163. "Кот Бурмосеко | Восточная повесть I Москва | 1831". С виньеткой: "Рис. Ф. Кинель — Гр. Е. Скотников"; 16°.
164. К I части книги: "Юрий Милославский | или | русские в 1612 году 11 часть | Москва. Издание 1829 года"; с виньеткой: "Милославский заставляет Копычинского съесть гуся".
165. Виньетка туда же, ко II ч. "Кирша связывает человека".
166. К III ч.: "Кирша y кудесника", под каждой подпись: "Рис. В. Баранов. Гра. Е. Скотников".
167—169. При издании Юрия Милославского 1838 г. (М. изд. 5-е) приложены другие виньетки правильной четырехугольной формы, с подписью одного Скотникова (рис. Зеленцов), a именно:
167. К I ч.: Милославский и Копычинский за столом (то же, что и предыдущая виньетка, но в другую сторону и больше).
168. Ко II ч.: Бегство Киши.
169. К III ч.: Милославский в келии Авраамия Палицына.
170 и 171. Две картинки (из 4-х; 2 остальные работы Чесского) при 3-м изд. 1839 г. "Последний Новик" Гр. Е. Скотников.
172. Картинка к пьесе Княжнина: "Федом Милашка ты моя!.. Гра. Е. Скотников".
173. Виньетка на заглавном листе: "Песталоцциева | Метода воспитания": "Гр. Е. Скотников". Лист, кормящий птенцов. В две строки подпись: "Le coeur d´une mère est | le chef d´oeuvre de la nature".
174. Янычар в церемониальном платье (то же по-франц.): "Doc. XLV Pl. XLV".
175—177. Заглав. лист и 2 картинки: 1. "Северная Лира | Гравировал Е. Скотников Москва (1827)". Лира в облаках. 2. Смерть Свенона. 3. Турчанка играет на гитаре, турок поет (обе с подписью Скотникова).
178—181. Четыре картинки с подписями Скотникова к книге: "Гаю-Киу-Чуэн, китайский рассказ в 4-х частях М. 1832". Гравюрки в очерках представляют сцены из китайской жизни.
182—186. Четыре заголовка, с виньеткой на каждом, к роману: "Шемякин суд | часть первая (2-я, 3-я и 4-я) | Москва | 1832"; 8°. Виньетки гравированы резцом с подписью: "Рис. М. Лопыревский — Гр. Е. Скотников".
187. Св. боярин Михаил и Федор Черниговские, с древнего образа: "Рисовал и гравировал Егор Скотников 1839". В контуре.
188. "Иоанн Арндть. — Гра: Е. Скотников". 8°.
189. "ПЛАТΩN — Грав. Скотников". Бюст; 8°.
190. "Гиппократ. — Рис. К. В. — Грав. Е. Скотников". Бюст; 8°.
191. "Св. Нерсес, — St. Nerses. — В Москве Гр. Скотников". Внизу вирши на армянском языке; 8°.
192. Монах подносит меч спящему витязю; на щит его ударяет луч звезды: "Грав. Е. Скотников"; 8°.
193. Рыцарь, стоящий подле замка, со сложенными на груди руками: "Гр. Е. Скотников".
194. Картинка из Трагедии: "рис. и гра. Е. Скотников — в Москве 1826".
195. "Вид Нижняго-Новгорода в начале XVII века. Рис. Браун — Гр.: Скотников". 8°.
196. "Часть внутренности Кремля | в начале 17-го столетия". Тех же мастеров.
197. Заглавный лист: "Киргиз-Кайсак | повесть. Москва 1830"; подписи те же, что на № 183.
198. Виньетка в книгу: "Семь чудес света".
199. Виньетка, Дитя (читает), мать и нянька: "Рис. Ф. Кинель. Гр. Е. Скотников". У П.Я. Дашкова.
200. Ермак; с рис. К. Брюллова; с вензелем Оленина. К трагедии Хомякова "Ермак", М., 1832 г. 8°.
201. Патент на звание члена Московского Общества истории и древностей российских; гравир. одной крепкой водкой, с видами Новгорода и Киева внизу и вензелем A/i в лучах. Без имени Скотникова; гравирован им (по документам Общества) около 1811 года.
202. Дворянская грамота с вензелем H/I вверху и аллегорическими изображениями искусств внизу: "Рис. Д. Индейцев. — Гр. Академик Е. Скотников". Грав. резцом (около 1826 года). Imp. fol.
П.П. Бекетов упоминает еще две гравюры
203. Образ нерукотворенного Спаса, гравированный для него на серебряной доске; 8° и
204. Контур в лист, в вышину с картины Рафаэля: Рождество Христово.
{Ровинский}
Скотников, Егор Осипович
воспитанник И. А. Худ., ее академик гравир., назначенный пенсионер, служ. в Москве; род. 1788 г., † 1843 г. 10 марта.
{Половцов}