СКОТОВОДСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СКОТОВОДСТВО
уже в древнейшей греч. традиции облад. стадами счит. знаком особого богатства. Из мелк. рогат. скота наиболее интенсивно в Греции развив. овцеводство; кроме того, существ. разведение крупн. рогат. скота, разведение коз и свиноводство. Фессалия специализир. на коневодстве, а Аттика славил. высокоразв. овцеводством. В с. х-ве Италии С. также занимало важное место. Развед. коров, лошадей (особ. в Апулии), овец и свиней было одним из гл. источ. дохода рим. землевлад. Среди рим. аристократии пастбищное х-во ценилось выше, чем земледелие. До возникнов. денеж. обращения скот имел особое знач. для простого товарообмена. Тот же корень имеет слово пекулий (имущество раба), первонач. обознач. состоящую из скота собственность сына или домаш. раба.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Скотоводство
Уже в древнейшей греч. традиции обладание стадами считалось знаком особого богатства. Из мелкого рогатого скота наиболее интенсивно в Греции развивалось овцеводство; кроме того, существовало разведение крупного рогатого скота, разведение коз и свиноводство. Фессалия специализировалась на коневодстве, а Аттика славилась высокоразвитым овцеводством. В сельском хозяйстве Италии С. также занимало важное место. Разведение коров, лошадей (особенно в Апулии), овец и свиней было одним из гл. источников дохода рим. землевладельцев. Среди рим. аристократии пастбищное хозяйство ценилось выше, чем земледелие. До возникновения денежного обращения скот имел особое значение для простого товарообмена; отсюда лат. назв. денег pecunia от слова pecus — скот. Тот же корень имеет слово peculium (имущество раба), первоначально обозначавшее состоящую из скота собственность сына или домашнего раба.

Источник: Словарь античности. 1989

СКОТОВОДСТВО
отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашнего скота. Для русского крестьянина было характерно бережное отношение к естественному миру, умелое его использование с учетом местных особенностей и задач воспроизводства истраченного. Духовной основой развития скотоводства являлось глубоко укоренившееся в народе понятие, что всякое животное есть творение Божие и в этом своем качестве заслуживает доброго отношения. Общеизвестно теплое, любовное отношение к Буренушке и Сивке-Бурке - главной скотине каждого крестьянского двора. В жизни основной массы русских заметно проявлялось желание приобщить в той или иной форме домашних животных к святыням, освятить их и, таким образом, очистить и защитить от вражьих нападок.
Повсеместно было принято освящать лошадей хотя бы один раз в году. Приурочивалось это событие, согласно местной традиции, к разным праздникам: на первый Спас (1 августа: Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице); на день свв. Флора и Лавра (18 августа), считавшихся покровителями лошадей; в первое воскресенье после дня первоверховных апп. Петра и Павла и к некоторым другим дням.
В Зарайском у. Рязанской губ. "первого августа, в праздник Происхождения древа св. Креста, известного в народе под именем первого Спаса, или Спаса Мокрого, бывает крестный ход на воду. К ручью или реке, куда совершается этот ход и где освящается вода, сводят и пригоняют на ближний луг лошадей со всего прихода. Дело это обыкновенно поручается мальчишкам, которые, как и везде, - великие любители верховой езды. Они обыкновенно гонят и сами скачут во весь конский дух, и потому съезд этот сопровождается великим шумом и криком. Но когда из церкви при колокольном звоне с хоругвями и иконами двинется крестный ход, тогда все приходит в порядок и водворяется тишина: лошадей сидящие на них верхами мальчишки-коноводы становят в две или три линии, оставляя между ними довольно широкий проход. По окончании молебна и освящения воды священник идет в сопровождении причетника с водосвятной чашей, или кандеей, и, проходя по рядам лошадей, кропит их св. водою; кропит и лошадей, запряженных в телеги приехавших к обедне прихожан, кропит лошадей, запряженных в экипажи приехавших господ. Потом образа и хоругви возвращаются в церковь, молившиеся расходятся и разъезжаются, а лошадей с прежним шумом и криком и непременно вскачь мальчишки разгоняют по домам. В иных местах, где есть порядочная река, священник не кропит лошадей водою, а просто их перегоняют вплавь, через освященные воды реки".
В др. районах освящение коней происходило не у водоемов, а прямо у церкви. В Вельском у. Вологодской губ., например, в воскресенье после Петрова дня крестьяне задолго до заутрени съезжались в село со всего прихода. Полагалось с каждого двора привести на погост если не всех лошадей, то хотя бы одну. Ехали на тарантасах, запряженных по большей части тройками; иногда в одну тройку впрягали лошадей, принадлежавших разным людям. Можно было приехать и верхом. Приезжали крестьяне и из соседних (ближних) приходов. Съезд продолжался во время заутрени и обедни. После молебна участники обряда "чуть не бегом" бросались отвязывать коней и верхом подъезжали к церковной паперти, где стоял ушат с освященной водой, и священник ковшом плескал на лошадей в первом ряду. Зрители спешили отойти в сторону. Всадники старались обмыть голову коня, особенно глаза, уши и ноздри. Затем каждый объезжал вокруг церкви и останавливался опять против паперти, в последнем ряду, ожидая, когда до него снова дойдет очередь. Когда вода в ушате кончалась, все участники выезжали из церковной ограды и устремлялись на буево - большую площадь недалеко от церкви. Там начиналось своеобразное катанье - состязанье в верховой езде.
В Бирючинском у. Воронежской губ. на свв. Флора и Лавра священник служил молебен и окроплял лошадей св. водой. В отличие от предыдущих вариантов, здесь в этот день "не только работать, но и ездить на лошадях считают за грех".
Всю домашнюю живность вместе - от лошадей и коров до птицы - принято было кропить крещенской водой на Богоявление. Это делал каждый хозяин отдельно, на своем дворе, сразу после возвращения от ранней обедни. Освящение стада общины в целом приурочивалось ко дню св. Георгия - 23 апреля, в связи с первым выгоном на выпас. (Выгонять на луг первый раз стадо нельзя было без решения сходки.) При этом выгоняли скотину ветками вербы, освященными на Вербное воскресенье.
Последний сноп ярового овса сохраняли в доме на почетном месте, под иконами: ставили в передний угол полавошника. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы хозяин или хозяйка раздавали этот сноп всему скоту. В жаркое время июня - средолетье, межень, - которое считалось опасным со стороны нечистой силы, выпуская скот на пастбище, рисовали на каждом животном смолою кресты, "дабы избавить его от влияния нечистой силы".
Мы далеко не исчерпали перечень благочестивых обычаев, связанных со скотоводством, но и названных уже довольно, чтобы представить себе стремление освятить, очистить домашних животных. Отношение к скоту как к твари Божией и предание своей скотоводческой деятельности (как и всякой другой) на волю Божию не исключало, а, напротив, предполагало использование в уходе за животными широкого круга знаний, накопленных в практике. При этом учитывалась и экономическая выгода разведения той или иной породы, применения того или иного приема содержания скота.
Крестьянская семья, которая много должна была знать о природе, чтобы успешно провести весь цикл работ от сева до жатвы по различным культурам, одновременно заботилась и о скоте, без которого русский хлебопашец не мыслил свое хозяйство. В представлениях русских земледелие было тесно связано со скотоводством, и "первейшую пользу" от содержания скота крестьяне видели в получении навоза для удобрения полей.
О знаниях в скотоводстве говорит уже обильность, многообразие в русском народном языке названий, относившихся к различным стадиям роста и биологического поведения телят и коров. Приведем лишь некоторые из них, по В.И. Далю. До года называли - теленок, телок, бычок, теля, телка, телушка; молодую корову, еще не телившуюся, - яловка; яловая корова - без теленка, недойная; стельная (телая) - корова, которая должна в срок отелиться; дойная - дающая молоко; корова ходит межмолок (межумолок) - перед новотелом, когда не доят; переходница - не стельная корова, осталась в данном году яловою; нетель - всегда яловая; корова о двух (и более) телятах - это определение возраста (с прибавкою трех лет к числу телят, т.е. в данном случае корова пяти лет). Отъемыш - отсаженный от матери теленок; двулеток, однотравок, бушман и пр. - теленок двух лет; трехлеток, гунак и пр. - теленок трех лет; телец - молодой бычок от двух до трех лет; телица, юница - молодая корова от двух до трех лет и пр.
Приемы ухода за скотом, различавшиеся по видам, породам и возрасту, имели, кроме того, заметные местные отличия и основывались на детальнейшем знании особенностей развития домашних животных и птицы. В формировании, например, знаменитой холмогорской породы скота сыграла роль техника разведения, содержания и ухода, учитывающая специфику природных условий. Здесь следует отметить: первый отел в возрасте около трех лет (т.е. когда животное вполне сформировалось); учет крестьянами значения "запуска" - отдыха коров от доения перед последней лактацией; особый "бычий" промысел - выделение в отдельное стадо быков-производителей; тщательность отбора телят для племенного разведения - по нескольким показателям; выкармливание телят "выпойкой", т.е. отниманием от матери и обильным продолжительным кормлением молоком. Взрослый скот кормили сеном с заливных лугов, с приготовлением его "запариванием" (иногда делалось даже специальное помещение в нижней части крестьянского дома для приготовления теплого корма скоту - "паревня") и с солевой подкормкой. Зимнее стойловое содержание крупного рогатого скота в теплых хлевах, которые строили на севере под одной крышей с жилым домом, сопровождалось регулярным внимательным досмотром.
Способы зимнего содержания скота отличались у русских крестьян большим многообразием - в зависимости от географических условий и задач конкретного вида скотоводства. В Тверской губ. скотный двор покрывали на зиму соломенной крышей. Животных, особенно нуждавшихся в тепле, помещали в отдельных мшенниках (омшаниках) или брали в жилую избу. Во Владимирской губ., как и в Тверской, в стужу скот содержался "в огороженных заборами и плетнями, покрытых соломою дворах". При этом годовалых телят, овец, свиней помещали отдельно - в утепленных омшаниках. Коров для обогрева и на время дойки забирали в избу. На Рязанщине, как сообщал наблюдатель во 2-й пол. XVIII в., "каждый крестьянин содержит скот зимою под навесами. Где есть лесные места, то сии навесы огорожены бывают забором, а в безлесных - плетнем и от ветру и снегу скважины затыкают мохом и соломою". Для русского крестьянского овцеводства было характерно использование крытых утепленных овчарен, что позволяло проводить стрижку овец дважды в году - осенью и весной. Это давало шерсть лучшего качества.
Разнообразные источники свидетельствуют, что для очень не схожих в природном отношении районов и для различных по степени обеспеченности групп русского крестьянства общими были тщательность ухода за скотом и умение учесть многие, иногда совсем неожиданные воздействия, приспособиться к сложным условиям.
М.М. Громыко

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Кочевое скотоводство и оседлость тувинцев в советский период

Самарина Наталья Геннадьевна
Описывается процесс седентаризации тувинцев, обращается внимание на прочность кочевых традиций среди тувинцев, прослеживается роль русских поселений и модернизации сельского хозяйства на оседлость.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство в хозяйстве племен именьковской культуры

Вязов Леонид Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство у населения Волго-Камья в позднем бронзовом веке

Лыганов Антон Васильевич
Статья посвящена исследованию вопроса о развитии скотоводства первобытных племен ВолгоКамья в поздний бронзовый век (XVI-IX вв. до н.э).
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство у современных алтайцев

Тюхтенева Светлана Петровна
В статье сделана попытка рассмотреть скотоводство у современных алтайцев не только как традиционную отрасль экономики, но и как важную часть картины мира.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство барабинских татар в 1880 1900-е гг

Мягков Д. А.
В результате исследования определены структура и размеры скотоводства барабинских татар в 1880-1900-е гг. На основе статистических материалов выявлены различия в скотоводстве у разных локальных групп барабинских татар.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство в северных районах центральной Азии на примере вер-холенских бурят

Маншеев Доржа Михайлович
В статье рассмотрено развитие скотоводства верхоленских бурят в XIX в. В работе определены факторы, влиявшие на ход развития скотоводства верхоленских бурят.
Читать PDF
0.00 байт

Глобализация и традиционное скотоводство монгольских кочевников

Энхтувшин Батболдын , Курас Леонид Владимирович, Цыбенов Базар Догсонович
В статье рассмотрен ряд вопросов, посвящённых современному состоянию традиционного скотоводства монголов в условиях глобализации.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство на северо-востоке центральной Азии в XVII-XVIII веках

Маншеев Доржа Михайлович
В статье проанализированы труды русских и иностранных путешественников о скотоводстве бурят XVII-XVIII веков.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство как основа жизни народа Саха

Михайлова Эльвира Андреевна
Аннотация: в статье рассматривается место Саха ынага (якутской аборигенной коровы) в жизни якутов (народа Саха). Подчеркивается ее главенствующая роль в хозяйстве.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство в структуре дворянских хозяйств среднего Поволжья в начале XX века (по материалам Пензе

Федосеев Роман Васильевич
В статье рассматривается состояние скотоводства в хозяйствах поместных дворян среднего Поволжья в начале XX века. Исследуются трудности, с которыми сталкивались хозяева, развивая данную отрасль.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство как основной вид экономической деятельности жителей Каралал (союз вольных общин нагорно

Азизова Пасихат Магомедовна
В статье отмечается, что наряду с земледелием, другой основной отраслью хозяйства жителей Каралала, являющейся такой же древней, как и земледелие и развивавшейся в теснейшей связи с ним, было скотоводство.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство у современных алтайцев

С. П. Тюхтенева
В статье сделана попытка рассмотреть скотоводство у современных алтайцев не только как традиционную отрасль экономики, но и как важную часть картины мира.
Читать PDF
0.00 байт

Скотоводство у башкир-катайцев на территории инзерского бассейна в XIV - начале XXI века

Воробьёва С.Л., Хасанова З.Ф.
В статье на основе анализа этнографических, архивных и археологических данных рассматриваются особенности развития скотоводства у башкир-катайцев с древности и до наших дней.
Читать PDF
0.00 байт

Этноархеологические исследования скотоводства казахского типа

Поклонцев Александр С.
Представлены результаты этноархеологического исследования особенностей скотоводства и состава стада у казахов с целью сопоставления с данными по саргатской культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Регулирующие хозяйственно-правовые функции дагестанской общины (в связи со скотоводством). Xv11-xix

Османов М. О.

Похожие термины:

  • Скотоводство древних славян

    Вместе с земледелием все славяне занимались скотоводством. Археологические раскопки говорят о том, что древние славяне знали лошадь, быка, овцу, козу, свинью, собаку; из птицы – курицу. По словам Ио
  • Возникновение земледелия и скотоводства

    Совершенно иначе пошла жизнь тех племен, которые еще каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к ск