Scott) Вальтер (1771, Эдинбург – 1832, Абботсфорд), английский писатель. Юрист по образованию, хорошо знал народ и историю Шотландии, собирал старинные легенды и баллады, изучал историю страны, коллекционировал предметы старины.
Его замок Абботсфорд стал музеем старинного оружия и рыцарских доспехов, рукописей и картин. На писателя оказали влияние исторические события, современником которых он был: битва при Ватерлоо, триумф русских войск в Париже в 1814 г., визит в Англию атамана казаков М. И. Платова. Литературную деятельность Скотт начал с переводов и поэзии: перевел на английский язык драму И. В. Гете «Гец фон Берлихинген», опубликовал шотландские народные песни «Песни шотландской границы» (2 т., 1802). В третий том (1803) вошли оригинальные стихи Скотта, стилизованные под народные баллады. Вслед за этими сборниками появились оригинальные поэмы «Песнь последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813), «Бесстрашный Гарольд» (1817), изображавшие героическое прошлое Шотландии и воспроизводившие «местный колорит» – важнейший художественный прием романтической поэтики, который будет основой исторических романов, главного творческого достижения писателя. Всего Скотт написал 28 романов, несколько рассказов и повестей, в т. ч. готическую «Комнату с гобеленами, или Дама в старинном платье» (1821). Истории Шотландии посвящены романы «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814), «Гай Мэннеринг» (1815), «Антикварий», «Пуритане» (оба – 1816), «Роб Рой» (1818) и др. Об историческом прошлом Англии рассказывают романы «Айвенго», «Монастырь», «Аббат» (все – 1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826). Франция времен Людовика XI изображена в книге «Квентин Дорвард» (1823). Романы Скотта пользовались огромной популярностью и сразу же переводились на европейские языки, А. С. Пушкин назвал Скотта «шотландским чародеем». Новизна нового литературного жанра – исторического романа, в котором автор (историк и художник одновременно) рисовал правдивые картины быта и нравов прошлого, затрагивая при этом проблемы, волновавшие современников, и рассматривая ход истории как закономерный процесс, смело развивал мысль о роли народа в переломные моменты истории. Соединяя описания частной жизни героев с историческими событиями, Скотт рисовал напряженную картину мира; полная неожиданных поворотов интрига удерживала внимание читателя. Скотту принадлежат также литературные произведения на исторические и историко-литературные темы: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (9 т., 1827), «История Шотландии» (3 т., 1829–30), «Жизнеописания романистов» (1821–24).
СКОТТ
СКОТТ
Scott), Вальтер (15.VIII.1771 - 21.IX.1832) - англ. писатель, основоположник историч. романа в мировой лит-ре. Сын состоятельного шотл. юриста дворянского происхождения. В ист. романах С. впервые проявился историч. подход к событиям и характерам. В лучших из его романов развитие сюжета обусловлено крупными историч. конфликтами, воссоздано своеобразие социально-политич. борьбы. Так, события, связанные с мятежами шотл. якобитов в 18 в., отображены в "Уэверли" (1814) и "Роб Рое" (1818), восстание шотл. ковенантеров 1679 - в "Пуританах" (1816); колоритные нравы англ. средневековья (12 в.) нашли отражение в "Айвенго"; конфликты, связанные с формированием единого нац. государства, - в "Квентине Дорварде" (1823), романе из истории Франции 15 в.; третий крестовый поход дал материал для "Талисмана" (1825) и т. д. Общая концепция историч. прошлого, присущая С., несмотря на его консервативные предрассудки, была в своей основе прогрессивной. С. исходил из идеи поступательного развития истории, он придавал большое значение роли народа, понимал, что судьбы отдельных людей детерминированы отношениями собственности, социальными и политич. факторами. Романы С. отличает также мастерство историч. портрета (Мария Стюарт в "Аббате", 1820, Елизавета Тюдор в "Кенилворте", 1821, Яков I в "Приключениях Найджела", 1822, Людовик XI в "Квентине Дорварде", Кромвель и Карл II в "Вудстоке", 1826). Историч. романы С. основаны на тщательном изучении источников - историч. документов, фольклора, археологич. памятников. С. состоял чл. шотл. ист. об-ва. Он создал и собственно ист. соч.: "Жизнь Наполеона Бонапарта" ("The life of Napoleon Buonaparte", v. 1-9, P., 1827, рус. пер., СПБ, 1831-32), "История Шотландии" ("The history of Scotland", v. 1-2, L., 1829-30, рус. пер., СПБ, 1831) и др., однако их ценность неизмеримо ниже его худож. произв. в отношении историч. объективности. Творчество С. оказало большое влияние не только на худож. лит-ру, но и на ист. науку, в частности на франц. историков эпохи Реставрации (особенно на О. Тьерри). Живое, яркое воссоздание в романах С. ист. событий, колорита эпохи и т. д. способствовало пробуждению интереса к истории у широкой публики. Соч.: Waverley novels, v. 1-48, Edin., 1829-32; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-20 (вступ. статья Б. Реизова), М. - Л., 1960-65. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, с. 524; т. 2, М., 1957, с. 582, 591; Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 12, М. - Л., 1949, с. 195; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953, с. 133-35, 342-46; т. 5, М., 1954, с. 19, 25, 40-42; т. 6, М., 1955, с. 35, 258; т. 8, М., 1955, с. 281; т. 9, М., 1955, с. 283-84; т. 10, М., 1956, с. 105-106; Добролюбов Н. A., Собр. соч., т. 1, М., 1961, с. 96; Демешкан Е., Вальтер Скотт как историк, "ИЖ", 1944, No 10-11; Реизов Б. Г., Творчество Вальтера Скотта, М. - Л., 1965; Бельский A. A., Английский роман 1800-1810-х годов, Пермь, 1968, с. 108-247; Buchan J., Sir Walter Scott, L., 1932; Grierson Н., Sir Walter Scott, Bart., L., 1938. А. А. Бельский. Пермь.