СКОВОРОДА
СКОВОРОДА
(англ. frying pan), низкая керамическая чаша с орнаментированным дном, встречается в раннебронзовом веке Кикладских о-вов . Ручка, как правило, раздвоена. Орнамент включает спирали, часто изображаются женские символы, иногда лодки. Назначение С. неизвестно, может быть, они имели ритуальный характер или использовались как зеркала (при наполнении водой), но, безусловно, не для жарения.
Источник: Археологический словарь. 1990
Сковорода
ж. Простейшее ручное золотопромывальное устройство, лоток. — Процесс промывки на сковороде, или лотке, весьма прост, но требует опытности и навыка. Золотоносный песок сначала достаточно обливают водой, тщательно перемешивают с него глинистую массу и вынимают большие камни. Вращательными и сотрясательными движениями сковороды под водою песок приводится в пловучее состояние. Золото при этом постепенно осаждается на дно. ГЖ, 1858, № 2: 262.
Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998
СКОВОРОДА
Лев 2:5, 7:9, 1Цар 2:14, 2Цар 13:9 и др.) — металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. До нас не дошли образцы сковород, какие были в употреблении у Иудеев и мы можем только предполагать, что они имели сходство с подобными же сосудами, употребляемыми в древней и новой Азии и в Египте. Об сковородах для жарения неоднократно упоминается в Ветх. Зав., как то видно из указанных выше цитат. Во 2Макк 7 повествуется, что во время гонения Антиоха Епифана семь сыновей семейства Соломин были осуждены царем на мучения за веру, и что они, по содрании с них кожи, один за другим на глазах матери были изжарены на сковородах.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
СКОВОРОДА
Григорий Саввич (1722, с. Чернухи на Полтавщине – 1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.), украинский философ-просветитель, поэт. Учился в Киево-Могилянской академии. После путешествия по странам Европы был домашним учителем, преподавал в Переяславской семинарии и в Харьковском коллегиуме. С 1769 г. вел образ жизни странствующего нищего философа. Обладая энциклопедическими знаниями, писал философские трактаты: «Диалог, или Разглагол о древнем мире», «Разговор пяти путников об истинном счастии в мире жизни», «Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира» и др., – утверждая, что природа имеет две «натуры»: видимую, материальную, и невидимую, духовную, и обе они познаваемы. Особое значение придавал самопознанию человека, основой счастья которого полагал отвечающий наклонностям индивидуума труд. Сочинил цикл прозаических «Басен харьковских» на сюжеты Эзопа и свои собственные и сборник «Сад божественных песен» (между 1757 и 1785) из 30 философских, гражданственных и сатирических стихотворений, отличающихся экспрессивностью образов, контрастными переходами от патетики к юмору и гротеску, обилием метафор, антитез, сквозных мотивов и символов, опорой на традиции староукраинской песенной лирики. Произведения Сковороды (на староукраинском языке и латыни), распространявшиеся в рукописях, оказали большое влияние на общественную и культурную жизнь Украины кон. 18 – нач. 19 в.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006