Скрипица (Георгий) - священник г. Ростова, автор замечательного "Написания о вдовствующих попах", направленного против постановления московского духовного собора 1503 г. об устранении от священнослужения вдовствующих попов; благодаря протесту Скрипицы, постановление это было отменено. Напечатано "Написание" в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей России", 1848, № 8.
Скрипица Георгий
Г. С., протестовавший против этого решения, не известен какими-либо иными выступлениями в публицистике конца XV – начала XVI в.; о нем известно только, что он сам был вдовым священником – «нищим вдовцом». Г. С. указывал, что постановление собора 1503 г. противоречит всем канонам православной церкви: «дерзнули есте сотворити дело велико, каково не бывало, как и стала православная вера». Он указывал на сугубо формальный характер этого постановления: «А вы, господа, всех ереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили: которой поп имеет жену – чист, а не имеет жены – нечист, а чернец, не имея жены, чист... А вы неблагословною виною раздор в церкви священником учинили есте: чернцем попом – достойно служити во градех и в селах, а вдовцом, чистым попом недостойно служити...». В таком предпочтении «чернецов» над белым духовенством автор усматривал сходство с «латинством»: «и в латинской вере ино ереом их быти всем без жен, они бо, кроме божия писания, изобрели себе ересь своей погибели». В ответ на утверждение, что решение это принято ради благочестия – «что попы в жен место наложницы держат», автор указывал, что это зло сотворилось от «нерадения и небрежения» самих высших иерархов, которые не «дозирали» священников, препоручая это дело светским властям – боярам, дворецким, «тиунам» и «доводчикам»; несправедливым иерархам он противопоставлял в качестве окончательной инстанции «царский суд».
Инициатором решения собора 1503 г. о вдовых попах считался Иосиф Волоцкий, которому принадлежит сочинение в защиту его, включенное в Стоглав. Однако выступивший против этого решения Г. С. не обнаруживал никаких черт принадлежности к направлению, которое обычно противопоставляется в научной литературе «иосифлянству» – к «нестяжательству» (главный публицист этого направления Вассиан Патрикеев упомянул о решении о «попех вдовыех» лишь между прочим – в более поздней полемике с Иосифом). Выступление Г. С. свидетельствует о существовании в конце XV – начале XVI в. публицистов независимого направления, противостоявших церковной верхушке.
О соборном решении 1503 г. см.: ААЭ, т. 1, № 383; ПСРЛ. СПб., 1853, т. 6, с. 49; Стоглав. СПб., 1863, гл. 77–81.
Изд.: Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попах // ЧОИДР, 1848. год 3-й. № 6, отд. 4, с. 45–54.
Лит.: Голубинский. История церкви. М., 1900, т. 2, ч. 1, с. 619–623; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947, с. 107–109; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 279; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 425; Zorn J. М. The Disciplinary Rulings of the Council of 1503 // The Council of 1503: Source Studies and Questions of Ecclesiastical Landowning in XVIth-Century Muscovy / Ed. by E. L. Keenan and D. G. Ostrowski. Cambridge Mass., 1977, p. 45–56 (ротапринт).
Я. С. Лурье
— священник г. Ростова, автор известного "Написания о вдовствующих попех", благодаря которому было отменено постановление собора 1503 г. об устранении вдовствующих попов от служения. Этот факт имеет общее значение и находится в связи с внутренней политикой и жизнью того времени. Правительство Иоанна III поставило на очередь вопрос об улучшении нравственного состояния духовенства и мирян и об отношениях гражданской и духовной власти. Оба эти вопроса привлекали внимание как правительства, так и общества. К улучшению нравов духовенства ревностно стремились: митрополит Феодосий, хотевший, по словам летописца, силою навести духовенство на Божий путь, новгородский архиепископ Геннадий, настаивавший на необходимости школ для духовных лиц, и киевский митрополит Иосиф, старавшийся воскресить строгую монастырскую жизнь. Этот вопрос об улучшении быта обсуждался и на соборе 1503 г. На нем митр. Симон с архиеп. Геннадием и с шестью епископами, ссылаясь на правила св. апостолов и отцов, запретил вдовым попам и диаконам служить ввиду того, что многие из них, не переставая священнодействовать, держали наложниц. Затем было установлено наказание таким вдовым священнослужителям, а те, кто "после своих жон живет чисто", также отстраняются от служения, если не идут в монастырь, но сохраняют часть своих прав. Было принято и несколько других мер, направленных к той же цели, как, напр., запрещение жить в одном и том же монастыре чернецам и черницам. Такая мера была не первой и не последней. Еще в 1468 г. псковичи самовольно по всей своей волости отстранили от службы овдовевших священников и диаконов, и когда архиеп. Иона хотел за это наложить на них епитимью, митр. Феодосий запретил ему это. Также спустя 6 лет после Московского собора, на Виленском соборе (1509 г., 18 янв.), под председательством киевского митр. Иосифа, в VI статье "о попех, не имущих жен", было постановлено почти то же самое. Но постановлением собора 1503 г. остался недоволен С., сам вдовый поп, и направил прямо против него свое большое "Написание". "Не оскорбляйте и не осужайте свяшенников, — пишет между прочим С. членам собора, — кроме богословных вин. Вы же, господа, осудили есте всех ереев и дияконов, настоящих и будущих, смертию жен их... Писано: священнику, впадшему в блуд, не священствовати... А о чистых ереех и дияконех где писано отлучити от священства и нужею постричися?.. А вы, господа, всех ереев и дияконов безо испытания, на лица зря, осудили: который поп имеет жену — чист, а не имеет жену — нечист"... Далее он останавливается на вопросе о причинах понижения нравственного уровня духовенства. "От кого то зло сталось в нашей земле?" — спрашивает он и объясняет это "нерадением и небрежением" высшего духовенства, тем, что "священноначальники" управляют церковью "по обычаю земных властителей" — через бояр, дворецких, тиунов и пр. "Вам достоит пасти церковь", говорит С., "священниками благоразумными, а не мирским воинством". И эти слова не прошли бесследно: на соборе 1551 г. светская власть в духовном управлении была значительно ограничена в пользу духовенства. С. останавливается также на других, более мелких постановлениях собора. Его послание напечатано с предисловием О. Бодянского под заглавием: "Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попех" в "Чтениях Общества Истории и Древн. Рос. при Имп. Моск. университете", 1848 г., № 6, отд. IV, 45—54, в виде свода трех списков XVII в.: 1) рукописи Моск. духовной академии, в 4 д., № 177, стр. 466—75, 2) рукописи Моск. главного архива Мин. Иностранных Дел, в 4 д., № 2, стр. 47—61, и 3) из рукописной Кормчей М. П. Погодина. Эти списки указывают на некоторое распространение "Написания".
Филарет Гумилевский, "Обзор русской духовной литературы", 1884 г., стр. 122. — П. М. Строев, "Библиологический Словарь и черновые к нему материалы", под ред. А. Ф. Бычкова, 1882 г., стр. 60, 428. — А. Ф. Бычков, "Описание церковно-славянских рукописей", стр. 70. — С. М. Соловьев, "История России с древнейших времен", изд. "Обществ. Пользы", I, 1878—79, и указатели к ней М. С. Соловьева и Шилова. — "Акты Арх. Эксп.", т. I, № 382—383. — "Софийский Временник", ч. II, 271, и "История Российская" В. Н. Татищева, ч. IV — определение собора. — Н. И. Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", I, 336. — В. С. Иконников, "Опыт русской историографии", 1892 г., 1272. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXX, 270. — В. Межов, "История русской и всеобщей словесности. Библиографические материалы", № 7748. — Указатели И. Забелина и С. Белокурова к издан. Общ. Ист. и Древн. Poсс.
А. Купалов.
{Половцов}
Скрипица, Георгий
— священник гор. Ростова, автор замечательного "Написания о вдовствующих попех", направленного против постановления Московского духовного собора 1503 г. об устранении от священнослужения вдовствующих попов; благодаря протесту С. постановление это было отменено. Напечатано "Написание" в "Чтениях Московского общества истории и др. росс." за 1848 г., № 8.
{Брокгауз}