Скрябин (Александр Николаевич) - талантливый русский композитор и пианист. Родился в 1871 г. в Москве; окончил курс в московской консерватории, где был профессором фортепианной игры. Главные произведения С.: симфония e-dur и c-moll (первая с участием хора в финале на слова "К искусству"), концерт для фортепиано, мазурки, прелюдии, ноктюрны. В фортепианных его пьесах заметно влияние Шопена; оркестровые его произведения примыкают к Вагнеру.
Скрябин Александр Николаевич
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды я др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.
Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя - Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького. Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г. Копюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее - с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.
За десятилетие (1882-92) композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота» (хотя ощущается порою воздействие Ф. Шопена, которого так любил юный Скрябин и, по воспоминаниям современников, прекрасно исполнял). Все выступления Скрябина-пианисту - на ученическом ли вечере или в дружеском кругу, а позднее - на крупнейших эстрадах мира - проходили с неизменным успехом, он умел властно захватить внимание слушателей с первых же звуков рояля. По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М. Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он - весь порыв и священное пламя». В эти годы сочинены 12 этюдов и 47 прелюдий; 2 пьесы для левой руки, 3 сонаты; Концерт для фортепиано с оркестром (1897), оркестровая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии с ясно выраженной философско-этической концепцией и др.
Годы творческого расцвета (190308) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам. Все больший интерес проявляет он к философии - вновь обращается к идеям известного философа С. Трубецкого, знакомится в Швейцарии с Г. Плехановым (1906), изучает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Плеханова. Хотя мировоззрения Скрябина и Плеханова стояли на разных полюсах, последний высоко оценил личность композитора. Покидая Россию на несколько лет, Скрябин стремился освободить больше времени для творчества, отвлечься от московской обстановки (в 1898-1903 гг. он помимо всего прочего преподавал в Московской консерватории). Душевные переживания этих лет были связаны и с изменениями в личной жизни (уход от жены В. Исакович - прекрасной пианистки и пропагандиста его музыки - и сближение с Т. Шлецер, сыгравшей далеко не однозначную роль в жизни Скрябина). Живя в основном в Швейцарии, Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом.
Накаленность общественной атмосферы в России не могла не повлиять на чуткого художника. Подлинными творческими вершинами стали Третья симфония («Божественная поэма», 1904), «Поэма экстаза» (1907), Четвертая и Пятая сонаты; сочинены также этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая») и др. Многие из этих сочинений близки «Божественной поэме» по образному строю. 3 части симфонии («Борьба, Наслаждения, Божественная игра») спаяны воедино благодаря ведущей теме самоутверждения из вступления. В соответствии с программой симфония повествует о «развитии человеческого духа», который через сомнения и борьбу, преодоление «радостей чувственного мира» и «пантеизма» приходит к «некоей свободной деятельности - божественной игре». Непрерывное следование частей, применение принципов лейтмотивности и монотематизма, импровизационно-текучее изложение как бы стирают грани симфонического цикла, приближая его к грандиозной одночастной поэме. Заметно усложняется ладогармонический язык введением терпких и острозвучащих гармоний. Значительно увеличивается состав оркестра за счет усиления групп духовых и ударных инструментов. Наряду с этим выделяются отдельные солирующие инструменты, связанные с тем или иным музыкальным образом. Опираясь в основном на традиции позднеромантического симфонизма (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также П. Чайковского, Скрябин создал вместе с тем произведение, утвердившее его в русской и мировой симфонической культуре как композитора-новатора.
«Поэма экстаза» - сочинение, небывало смелое по замыслу. Оно имеет литературную программу, выраженную в стихах и сходную по идее с замыслом Третьей симфонии. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста:
И огласилась вселенная
Радостным криком
Я есмь!
Обилие в пределах одночастной поэмы тем-символов - лаконичных выразительных мотивов, многообразное их развитие (важное место принадлежит здесь полифоническим приемам), наконец, красочная оркестровка с ослепительно яркими и праздничными кульминациями передают то состояние духа, которое Скрябин и называет экстазом. Важную выразительную роль играет богатый и колоритный гармонический язык, где уже преобладают усложненные и остронеустойчивые созвучия.
С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели - создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение - поэма «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). В Петербурге «Прометей» был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С. Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу «Прометея» (или «Поэмы огня», как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина. Он полностью обновляет здесь свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы. В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем. «Прометей - это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», - так говорил о своей «Поэме огня» Скрябин. Одновременно с обдумыванием и сочинением «Прометея» создаются для фортепиано Шестая-Десятая сонаты, поэма «К пламени» и др. В последние годы жизни композитор работал над «Предварительным действом», он записал текст и сочинил музыку, но не зафиксировал ее. Напряженная во все годы композиторская работа, постоянные концертные выступления и связанные с ними разъезды (нередко с целью материального обеспечения семьи) постепенно подрывали и без того некрепкое здоровье.
Скрябин скончался скоропостижно, от общего заражения крови. Весть о его ранней кончине в расцвете творческих сил поразила всех. В последний путь его провожала вся артистическая Москва, присутствовало много учащейся молодежи. «Александр Николаевич Скрябин», - писал Плеханов, - «был сыном своего времени. ...Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает п»о»с»т»о»я»н»н»о»е значение и делается н»е»п»р»е»х»о»д»я»щ»и»м». /Т. Ершова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
Источник: 100 великих музыкантов. 2002
— талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e-dur и c-moll (первая с участием хора в финале на слова "К искусству"), концерт для фортепиано, мазурки, прелюдии, ноктюрны. В фортепьянных его пьесах заметно влияние Шопена; оркестровые его произведения примыкают к Вагнеру.
{Брокгауз}
Скрябин, Александр Николаевич
— даровитый композитор и пианист, род. 29 декабря 1871 в Москве; воспитывался в кадетском корпусе, но затем поступил в московскую консерваторию, которую и окончил 1892 по классу фп. Сафонова (золотая медаль), после чего некоторое время жил за границей, где выступал со своими фортепианными сочинениями в Париже, Брюсселе, Амстердаме и др. В 1898—1903 С. состоял профессором игры на фп. при московской консерватории, в настоящее же время всецело посвятил себя композиции. В своих сочинениях С. отчасти примыкает к Шопену (в области фп.) и Вагнеру (в области оркестра); крупная музык. индивидуальность его не лишена некоторого оттенка изысканности, напряженности, даже болезненности. Сочинения С.: А. Для оркестра: "Rêverie" op. 24; две симфонии: E-dur op. 26 (с участием хора в финале, на слова "К искусству") и С-moll op. 29; В. Для фп. с орк.: концерт fis-moll op. 20; С. Для фп.: 3 сонаты (op. 6, op. 19 соната-фантазия; op. 23), Allegro appassionato (op. 4), концертное allegro op. 18, фантазия (op. 28), этюды (op. 8, 12 №№), Impromptus (op. 7, 10, 12, 14), мазурки (op. 3—10 №№, op. 25—9 №№), прелюдии (op. 11—24 №№; op. 13—6 №№; op. 15, 16, 17—17 №№; op. 22; op 27), польский (op. 21), кроме того, ноктюрны, вальс (op. 1) и др. Крупные сочинения С. исполнялись не только в России, но и за границей (Париж, Берлин и др.).
{Риман}
Скрябин, Александр Николаевич
(род. 6.I.1872 в Москве, ум. 27.IV.1915 там же) — рус. композитор, пианист. Интерес к музыке проявил в 5 лет (играл по слуху, импровизировал), в 11 лет начал заниматься у Н. Зверева, Г. Конюса. Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории, где его основными педагогами были С. Танеев (композиция), В. Сафонов (фп.). В 1895—96 по инициативе мецената М. Беляева совершил успешную концертную поездку по зарубежным странам (Бельгия, Франция, Голландия, Германия). С 1898 по 1903 проф. Московской консерватории по классу фортепиано. С 1904 по 1909 жил в Швейцарии, предпринимая неоднократно поездки в другие страны (в частности, зимой 1906/07 концертировал в США). В 1910 вернулся в Москву. В последующ. годы часто и успешно выступал с авторскими концертами в разных городах России (выделяется большая поездка по Волге с орк. С. Кусевицкого в 1910) и за рубежом (Бельгия, Голландия, Англия). Последний авторский концерт состоялся в Петербурге за несколько дней до смерти. Творчество С. (основная область — фортепианная музыка) отличается глубоким своеобразием, художественной самобытностью, последовательным новаторством, огромным эмоциональным богатством, философской содержательностью. Его творческий путь принято делить на 3 периода: первый (до 1900) характеризуется тонким лиризмом, задушевностью, ясностью формы, изяществом фактуры, преемственной связью с классической музыкой (заметны соприкосновения с П. Чайковским, Ф. Шопеном, позднее с Ф. Листом, Р. Вагнером); второй (1900—07) — усилением творческих исканий, особенно в сфере гармонии, нарастанием драматизма, героических порывов к борьбе за этические идеалы и наряду с этим еще большей утонченностью в лирике; третий (1907—14) — поворотом (под влиянием идеалистических философских концепций) в сторону крайнего индивидуализма, отрыва от реальной действительности. Творческие находки и достижения С. оказали значительное влияние на музыку последующего поколения отечественных и многих зарубежных композиторов.
Соч.: 222 соч., в т. ч. 3 симфонии (I — с хоровым финалом — 1900, II — 1902, III — "Божественная поэма" — 1904), поэма "Мечты" (1898), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" ("Поэма огня", 1910) с уч. фп. и хора; Концерт для фп. с орк. (1897); многочисл. произв. для фп., в т. ч. 10 сонат, 19 поэм, 90 прелюдий, 26 этюдов, 21 мазурка, вальсы и др.
Скрябин, Александр Николаевич
[25.12.1871(06.01.1872) — 14(27).04.1915)] — композитор, пианист, философ-мистик. Автор новаторских музыкальных произведений: "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" (1910), ряда сонат, прелюдий. Род. в Москве. Отдавая дань семейной традиции, окончил 2-й Моск. кадетский корпус в 1889, но в дальнейшем к военной службе отношения не имел. В 1892 окончил Моск. консерваторию по классу фортепиано. Проф. Моск. консерватории (1898—1903). Много концертировал в России, Зап. Европе, Америке. Формирование филос. мировоззрения С. пришлось на период расцвета рус. поэтического символизма. Вместе с тем уникальность личности С. в рус. и мировой культуре обусловлена редким фактом синтеза музыкального и филос. видения мира. По словам А.Бандуры, С. являлся величайшим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков-философов. Филос. С. выросла из искусства, а искусство продолжило филос. мира и человека. Музыкально-филос. интуиция привела С. к необходимости осмысления эзотерической филос. традиции, в первую очередь теософии. О серьезности занятия С. теософией говорят многочисленные пометки, оставленные им на страницах томов "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской. В 1904 С. принимал участие во Втором междунар. филос. конгрессе (Швейцария) как его полноправный участник. С. хорошо знал произведения Канта и Фихте, в посл. десятилетие жизни изучал инд. (и буддистскую) филос. Свойственная С. полифоничность восприятия многоплановой симфонии мира не могла быть выражена ни в какой иной форме, кроме мистической: "камень и мечта сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны",— писал он. Обилие изученных С. в 1904—1906 филос. текстов привели к переходу от идей соотношения бытия и сознания к идее мистической демиургической миссии музыки в иерархии Мироздания. Убедившись в тождестве собственного мистического опыта с опытом Е.П.Блаватской, С. придает ему осознанные музыкальные формы. С. выражает единство истока музыки и физ. мира в мистическом экстазе бытия, отказываясь от общей тональной структуры в пользу структуры, имеющей геометрические свойства кристалла (звук и кристалл). Словесно (стихотворная "Поэма экстаза", созданная параллельно симфонической поэме, и грандиозное "Предварительное Действо", оставшееся без партитуры) и в музыке поэмы "Прометей" С. решает магическую проблему ускорения эволюции, цель к-рой — дематериализация и начало новой истории мира и человека. Это попытка трансформации человека в сверхчеловека, человечества — в богочеловече-ство. Трансформируя себя, человек трансформирует Мироздание.
Я чувств низведанных бушующий поток
,Я предел. Я вершина.
Я ничто
Я чувство
Я мир
, я блаженство,Я жажда блаженства
Сознание гордое
Силы божественной
Я Бог!
Я ничто
, я игра, я свобода,я жизнь
Я предел
,я вершина
Я Бог...
Антропологич. взгляды С. несут в себе следы орфизма, неоплатонического гнозиса и герметизма. Суть их синтеза в том, что С. строит филос. личного разума, творящего мир. Осн. здесь — своеобразная постановка проблемы трансцендирующих способностей человека, основанных на универсальности абсолютной дух. природы человека (человек суть носитель Света и вселенского Добра, Прометей-огненосец). Поэтому творч. в филос. С. доминирует над познанием: творч. — акт сверхчувственный, трансформационный; трансформация образов реальности в творч. — не что иное, как пересоздание самой реальности. "Все есть мое творчество... Все, что существует в моем сознании. Все есть моя деятельность, которая в свою очередь есть только то, что она производит... Мир (время и пространство) есть процесс моего творчества...". Идеи рус. космизма четко просматриваются в понимании С. космич. сущности человеч. творч.: любое творч. приобщает к космич. мировому процессу.
Чувствуя себя посвященным в тайнознание, С. придавал исключительное значение инициации средствами звука. Основываясь на теософской гипотезе принадлежности звука сверхчувственному миру (звук — творящий логос), С. создавал язык музыки, способной перевести человека и Вселенную в нематериальное состояние, а роль композитора отождествлял с Демиургом, освобожденным от власти материи. Врожденная способность самого С. к синестетическо-му восприятию мира определила дух. пейзаж вселенской Мистерии как светозвуковой. Впервые в музыкальной практике С. ввел в симфоническую поэму "Прометей" партию света. Идея абсолютной победы Света имеет у С. свои особенности: речь идет о трансформации в Свет всего сущего и глубоком гуманизме — бунте против физ. несвободы человека и апелляции его к титанической божественной природе. Смерть предстает для С. уничтожением физичности. Романтическая мистика душевности (лирическая музыка) заменяется космич. мистикой Духа, суровым дыханием обновления Вселенной. Филос. искусства С. несет в себе черты мистико-религ. подхода и соответствует духу символического синтеза и филос. всеединства (Всеискусство универсального Синтеза). Искусство по С. есть религия, бесконечно длящийся литургический акт, связь с космосом через абсолютную музыку. Искусство представляет собой эзотерический вид творч.; его тайные знаки и смыслы раскрываются в звуках и ритме — "заклинании времени". Искусство и есть истинная жизнь природы. Широту музыкально-мистического опыта, лежащего в основании филос. С., отмечал А.Ф.Лосев (Мировоззрение Скрябина // Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С.734—779). Скончался С. в Москве.
Е.В.Зорина
Соч.
: Записи А.Н.Скрябина // "Русские пропилеи" Т.6. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал М.Гершензон. М., 1919; Переписка А.Н.Скрябина и М.П.Беляева. 1894—1903. Пг., 1922; Письма А.Н.Скрябина. М., 1923.