Скульптура древнегреческая

Найдено 1 определение
Скульптура древнегреческая
   известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая пластика греков VIII - I вв. до н. э.

   Первые памятники С. д. определяются геометр, стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаич. эпоха С. д. приходится на VII - VI вв. (ран. архаика ок. 650 - 580; высокая - 580 - 530; позд.- 530 -500/480). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к сер. VII в. и характеризуется ориентализирующими стилями, из к-рых наиб, значение имел дедаловский, связанный с именем полумиф. скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской и женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксерра»). Сер. VII в. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульпт. храмовая декорация - рельефы и статуи из Принии на о-ве Крит. В дальн. скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией - фронтоны и метопы в дорич. храме, непрерывный фриз (зофор) - в ионическом. Наиб, ранние фронтонные композиции в С. д. происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на о-ве Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаич. рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальн. на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаич. круглой скульптуры - голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афин. Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстрирует архаич. схему т. н. «коленопреклоненного бега», использовавшуюся для изобр. летящей или бегущей фигуры. В архаич. скульптуре принят еще целый ряд условностей - напр., т. н. «архаическая улыбка» на лицах архаич. скульптур. Классич. период С. д. приходится на V - IV вв. (ран. классика или «строгий стиль» - 500/490 - 460/450; высокая - 450 - 430/420; «богатый стиль» - 420 - 400/390; поздняя классика - 400/390 - ок. 320). На рубеже двух эпох - архаич. и классич. - стоит скульптурный декор храма Афины Афайи на о-ве Эгина. Скульптуры зап. фронтона относятся ко вр. основания храма (510 - 500), скульптуры второго вост., заменившие прежние, - к раннеклассич. вр. (490 - 480).

   Центральный памятник С. д. ранней классики - фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (ок. 468 - 456). Др. значит, произв. ранней классики - т. н. «Трон Людовизи», украшенный рельефами. От этого вр. дошел также ряд бронзовых оригиналов - «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Крупнейшие скульпторы ранней классики - Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О твор-ве прославленных гр. скульпторов мы судим, гл. обр., по лит. свид-вам и поздним копиям их произв. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Бе кратковременный расцвет связан с работами на афин. Акрополе, т. е. со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 - 432). Вершиной С. д. были, no-вид., хрисоэле-фантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохран.). «Богатый стиль» свойственен произв. Каллимаха (1), Алкамена, Агоракрита и др. скульпторов к. V в. Его характерные памятники - рельефы баллюстрады храмика Ники Аптерос на афин. Акрополе (ок. 410) и ряд надгробных стел, среди к-рых наиб, известна стела Гегесо. Важнейшие предприятия С. д. позд. классики - декорация храма Асклепия в Эпидавре (ок. 400 - 375), храма Афины Алей в Тегее (ок. 370 - 350), храма Артемиды в Эфесе (ок. 355 - 330) и Мавзолея в Галикарнасе (ок. 350), над скульптурной декорацией к-рого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар. Последнему приписываются также статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. Имеется и ряд бронзовых оригиналов IV в. Крупнейш. скульпторы позд. классики - Пракситель, Скопас и Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма. В эпоху эллинизма С. д. значит, дифференцировалась по школам (ран. эллинизм -ок. 320 - 250; высокий -ок. 250/240-160/150; позд.-ок. 150 - 30). С александрийской школой связана деятельность последователей Праксителя. Пергамская школа представлена статуями галлов («Умирающий галл» и т. н. «Группа Людовизи» - мраморные рим. копии с пергамских бронзовых оригиналов ок. 220), а затем знаменитым фризом Пергамского алтаря´с изобр. Гиганто-махии (ок. 180- 160). С родосской школой связана, no-вид., статуя Ники Самофракийской (ок. 190), а позднее из нее вышли скульпторы Агесандр, Полидор и Афанадор (сер. I в. до н. э.) - создатели «Лаокоона» и мраморов, найденных в 1957 г. на вилле императора Тиберия (14 - 37) в Сперлонге. К этому же вр. относится деятельность скульптора Аполлония из Афин, создателя «Бельведер-ского торса» и, вероятно, статуи Кулачного бойца. Тогда же Аполлоний и Тавриск из Тралл создали группу «Фарнезского быка», описанную Плинием Старшим и дошедшую в поздней римской версии.

   Лит.: Античная скульптура из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина / Ред. Л. И. Акимова, М., 19&1; БлаватскийВ. Д. Греческая скульптура. М.; Л., 1939; Вальдгауэр О. Ф. Античная скульптура. Пг., 1924

   Д.М.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
105.70 кб

Взаимодействие древнегреческой скульптуры и сценического искусства

Суворова Людмила Григорьевна
В работе исследуются предпосылки сценического искусства, их зависимость от способа мышления. В явном виде приводятся свидетельства в пользу идеи о скульптурности сценического искусства классической Греции.
Читать PDF
331.26 кб

Роль древнегреческой архитектуры, скульптуры, литературы и музыки в становлении театра

Суворова Юдмила Григорьевна
В статье рассматриваются характерные черты античной культуры, определена их роль в становлении театра. «Воля к форме», скульптурность, статуарность, ритмичность предстают как следствие детерминации сознания пространственностью.