СКУЛЬПТУРА ВИЗАНТИЙСКАЯ
СКУЛЬПТУРА ВИЗАНТИЙСКАЯ
не во всем отвечала тем требованиям, которые предъявлялись церковью к искусству. Круглая скульптура со свойственной ей пространственной трехмерностью приравнивалась церковниками к идолопоклонству. Но византийцы, называвшие себя ромеями – продолжателями древнеримских традиций, – воспринимали античные мраморные и бронзовые статуи на улицах и площадях Константинополя как напоминание о древности города и о его славном прошлом. Однако скульптурные памятники являлись для них также вместилищами демона, поэтому, проходя мимо них, византийцы крестились. К числу немногих памятников византийской круглой скульптуры относятся колоссальная бронзовая статуя императора Маркиана (450 – 454), вывезенная крестоносцами в 1204 г., конный монумент императора Юстиниана, стоявший на площади Августеон, памятники возничим, выступавшим на ипподроме и одержавшим победы (Порфирию, Уранию), скульптурные портреты византийских императоров от Константина I до Ираклия (юный Аркадий с красивым открытым лицом, мудрый Феодосий II и др.) и высших чиновников империи (временщик Евтропий, V в., старый чиновник и др.), мраморный портрет жены Юстиниана Феодоры, соответствующий словесному описанию Прокопия Кесарийского. Ярче всего византийская скульптура проявилась в резьбе и в рельефах, украсивших капители и карнизы алтарных преград, саркофаги, консульские диптихи, трехстворчатые складни, пиксиды (коробочки для драгоценностей или хранения реликвий) с изображениями библейских и евангельских сцен. В V – VI вв. в искусстве резьбы по слоновой кости славились своим умением александрийские, антиохийские и константинопольские мастера. Александрийские резчики оставались верны античным традициям в выборе тем, сюжетов, в обилии обнаженных тел, в технике высокого рельефа, приближающегося к круглой скульптуре, в повествовательности, свойственной поздней античности (изображение сфинкса и аллегорической фигуры Нила на одной из пиксид VI в.; безбородый Христос, напоминающий Аполлона, в многочастном диптихе из Мурано, на котором воспроизведены Иона, лежащий под деревом рядом с китом, евангельские сцены Исцеление слепого, Исцеление бесноватого – слева от фигуры Христа, Воскрешение Лазаря, Исцеление бесноватого – справа). В искусных образцах резьбы, выполненных антиохийскими мастерами, черты эллинистического искусства (величественность поз, реалистичность деталей) сочетаются с восточными традициями: драматизм и экспрессивность поз, лиц, движений, самые значительные персонажи больших размеров, чем второстепенные, фронтальность изображения, «вертикальная перспектива» – сцена, происходящая в глубине, – расположена над сценой переднего плана (пластинка слоновой кости со сценами Поклонение волхвов и Рождество, хранящаяся в Британском музее, многочисленные металлические ампулы, предназначенные для хранения елея или воды из реки Иордан). Константинопольские мастера, которым покровительствовал император, создавали замечательные изделия из слоновой кости, металла, известняка и мрамора, отличавшиеся новой трактовкой классических мотивов, иной образностью, меньшим числом натуралистических деталей, но их большей проработанностью, стилизацией орнамента, фронтальным и симметричным расположением фигур (резные карнизы и капители колонн, прорезные ажурные плиты алтарных преград церкви святых Сергия и Вакха, храма святой Софии; пластина слоновой кости с изображением архангела Михаила в античном одеянии, хранящаяся в Британском музее; императорский диптих с изображением цирковых сцен, хранящийся в Эрмитаже, консульские диптихи). До сих пор не выяснено происхождение знаменитого трона архиепископа Равенны Максимиана, выполненного из резной слоновой кости около 550 г. Одни исследователи считают его создателями александрийских мастеров (десять пластин со сценами из жизни Иосифа на боковых сторонах трона), другие – константинопольских (величественные изображения Иоанна Крестителя и евангелистов на больших пластинах передней стороны трона и сцен из жизни Спасителя на оборотной стороне). В рельефах, созданных в период иконоборчества, фигуры, изображения живых существ, природные мотивы подверглись значительной стилизации, появился геометрический орнамент, усилилась тенденция к строгим, абстрактным композициям. С восстановлением иконопочитания (843 г.) возродилась система скульптурного декора зданий, свойственная эпохе Юстиниана, и резьба по слоновой кости (реликварий [ставротека] для хранения частиц Истинного Креста с именем императора Никифора Фоки на обороте; фрагмент пластины с изображением сорока мучеников севастийских, отличающимся динамичностью, XII в. и др.).
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012