(р. 30.03.1931) — спец. в обл. соц. филос. и истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в пос. Молочное Вологодской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1954), асп. того же ф-та (1957). В 1958 защитил канд. дисс, в 1968 — докт. дисс. В 1974 присвоено звание проф. С 1958 работал в ж. "Философские науки" — ст. ред., зам. гл. ред. Вел преп. работу на филос. ф-те МГУ. В 1974—1986 — советник министра культуры СССР, в 1986—1988 — помощник первого зам. Предс. Верховного Совета СССР. С 1988 — зам. директора ИНИОН РАН. В 1997 назначен рук. Центра гуманит. науч.-информац. иссл. В науч. публикациях С. дан анализ осн. ист.-филос. концепций XIX—XX вв., определены осн. тенденции и этапы формирования ист.-филос. мысли — от диалектич. концепции Гегеля до позитивистской критики истории филос., выявлены тенденции возрождения метафизики в зап. филос. мысли во второй половине XX в. Им раскрыта связь соц. самосознания с ист. временем, объективные основания самоидентификации, исследован действительный смысл реальности идеального, специфика истины самосознания. Разработку новых методол. подходов к проблеме соц. самосознания С. органически соединил с нестандартным анализом ряда актуальных проблем филос. истории, таких как перцепция страха в условиях возрастающего техн. могущества человека и появления возможности самоуничто-жениячеловечества, новые формы массового насилия и нестандартные его мотивы, ист. типы толерантности. Им дано определение гос. эзотеризма как скрытого механизма принятия жизненно важных для об-ва решений, не подлежащих открытому демократическому обсуждению. В своих работах 90-х гт. С. дал оригинальный анализ проблем информац. культуры, осн. ее составляющих, функций и механизмов влияния информац. полей, видов информац. катастроф, типов информац. обеспечения и предпосылок адекватности стратегического мышления в условиях информац. об-ва. Были выделены осн. типы информац. обеспечения органов гос. власти: закрытый, догматический и прагматический. С. обосновал необходимость перехода к науч.-аналитическому типу информац. обеспечения, учета в информац. деятельности потенциальных угроз, предотвращение к-рых обеспечивается опережающей информацией. С. раскрыл противоречивый характер процесса деидеологизации, росс. плюрализма. Дал анализ особенностей панацейного мышления, традиционно определявшего механизмы соединения официальной идеологии с массовым сознанием. Признаки панацейного мышления определяются им как общая вера в наличие реального спасительного феномена, с помощью к-рого решаются осн. соц. проблемы. Пана-цейное мышление выступает в форме веры, хотя использует аргументы науч. мышления. С. показал, что панацейное мышление является одним из источников кризиса демократических и рыночных преобразований. С. является организатором и рук. науч.-информац. изд., играющих важную роль в формировании совр. направлений росс. обществоведения и гуманит. знания. Под его руководством, начиная с 1990, подготовлено девять томов ежегодника "Человек: образ и сущность (гуманит. аспекты)", в к-рых дается комплексное освещение таких актуальных для обществ. жизни России тем, как культура самосознания, правовые и нравств. основы цивилизованной власти, природа насилия, толерантность, история и совр. формы эзотеризма, совр. интерпретации понятий души и совести. С. является предс. ред. колл. сер. "Лики культуры". Серия сыграла важную роль в создании информац. базы введенного в вузах России учебного курса культурологии. С 1992 является шеф-ред. бюллетеня реферативно-аналитической информации "Россия и мусульманский мир". Как рук. Центра гуманит. науч.-информац. иссл. С. организует работу по подготовке энцикл. и справочных изд. С. — акад. Междунар. академии информатизации, Междунар. академии наук информации, информац. процессов и технологий, Академии гуманит. иссл.
Соч.
: Обретает ли метафизика "второе дыхание"? М., 1966; Social progress and ideology. M., 1972; История и антиистория. М., 1976; Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983; Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. М., 1989; Цивилизованная власть: политические и нравственные основания // Ежегодник "Человек: образ и сущность". № 3. М., 1992; Возвращение эзотеризма? // Октябрь. 1996. № 3; Виртуальное бытие и информационная культура // Теория и практика общественно-научной информации. Вып.12. М., 1996; Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1996. № 3; Информационная культура и национальная безопасность // Научно-техническая информация. Сер.1. 1997. № 9; Общество и насилие // Октябрь. 1997. № 11; Информационная культура и общественные науки // Библиография. 1998. № 4; Россия: истина жизни. Информационная культура и политика мулътикультурализма // Культурология XX век. Дайджест 111(7). М., 1998; Информационная культура и цельное знание. ИНИОН РАН. М., 2001; Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание. ИНИОН РАН. М., 2001.