Славина (Мария Александровна, в замужестве баронесса Медем) - известная русская оперная певица, меццо-сопрано, родилась в 1858 г.; музыкальное образование получила в Императорском Санкт-Петербургском театральном училище и Санкт-Петербургской консерватории. В 1879 г. состоялся ее дебют в роли Амнерис в опере "Аида". В 1897 г. Славина пожалована званием солистки Его Величества. Славина выступала в 42 ролях, между прочим в роли Кармен, графини (в "Пиковой даме"), Ортруды (в "Лоэнгрине"), Ратмира (в "Руслане и Людмиле"). Обладая хорошими голосовыми средствами и темпераментом, Славина выделяется своей тонкой артистической игрой.
Славина Мария Александровна
(в замужестве баронесса Медем) — известная русская оперная певица, меццо-сопрано; род. в 1858 г.; музыкальное образование получила в Имп. спб. театральном училище и СПб. консерватории. В 1879 г. состоялся ее дебют в роли Амнерисы в опере "Аида". В 1897 г. С. пожалована званием солистки его величества. С. выступала в 42 ролях, между прочим и Кармен, графини (в "Пиковой даме"), Ортруды (в "Лоэнгрине"), Ратмира (в "Руслане и Людмиле"). обладая хорошими голосовыми средствами и темпераментом, С. выделяется своею тонкою артистическою игрою.
{Брокгауз}
Славина, Мария Александровна
(по мужу баронесса Медем) — выдающаяся оперная певица (меццо-сопрано); род. 1858; музыке училась СПб. театральном училище и СПб. консерватории. По окончании последней дебютировала 1879 на Имп. Мариинской сцене в "Аиде" (Амнерис); с тех пор поет на той же сцене, являясь одним из лучших украшений ее (Кармен, графиня в "Пиковой даме", Ратмир и др.).
{Риман}
Славина, Мария Александровна
(по мужу Медем) [5 (17).6.1858, Петербург— 1.5.1951, Париж] — арт. оперы (меццо-сопрано и контральто) и драмы, педагог. Род. в артистической семье (отец и мать, Н. Родина, драм. актеры). С девяти лет обучалась сначала на балетном, а затем надрам. отд. Петерб. театр. уч-ща. В годы учебы выступила в балетном дивертисменте в петерб. Мариинском т-ре. Позднее, когда у нее обнаружились вокальные данные, занималась пением сначала у композитора, дирижера петерб, Итал. оперы, педагога Э. Гаммьери, в 1877—79 — в Петерб. конс. (у Н. Ирецкой, затем у К. Эверарди, к-рые определили ее голос как сопрано; ф-п. — у Петерсона, позднее совершенствовалась у Ф. Черни). По предложению Э. Направника, верно определившего ее голос как меццо-сопрано, в 1879 дебютировала в партии Амнерис (впоследствии ставшей одной из ее лучших партий) на сцене Мариинского т-ра, где выступала до 1917. В 1902 получила звание "Засл. артистка имп. театров". Дважды гастролировала в Харьков. опере. В 1917 дебютировала как драм. актриса на сцене петрогр. Александрийского т-ра в пьесе "Холопы". В первые годы работы в Мариинском т-ре совершенствовалась в вокальном искусстве за границей у Джонсон (ученицы М. Маркези), после чего у певицы установился естественный диапазон и развилась сила голоса. Обладала гибким, мощным голосом "бархатистого" тембра редкой красоты, виртуозной колоратурой. Ее исп. отличали музыкальность, первоклассная вокальная школа, техничность (с легкостью исп. трели, рулады) и разнообразие тембровой палитры. Вокальное мастерство и драм. дарование позволяли певице создавать художественно цельные муз.-сцен. образы. С равным успехом выступала в драм., лирич., героич., комич. партиях, а также в ролях травести. Оперный репертуар включал ок. 60 партий.
1-я исп. партий: Ганны ("Майская ночь"), Фатимы ("Кавказский пленник"), Гиты ("Гарольд"), Княгини ("Чародейка"), Дашутки ("Горюша"), Кончаковны ("Князь Игорь"), Графини ("Пиковая дама"), Клитемнестры ("Орестея"), Уберты ("Корделия", 2-я ред.), Анджелы ("Франческа да Римини" Э. Направника); в Петербурге — Рафаэля ("Рафаэль"); в Мариинском т-ре — Ольги ("Евгений Онегин"), Хафизы ("Фераморс"), Любаши ("Царская невеста"), Рагды ("Урвази — утренняя звезда"), Рафаэля ("Рафаэль"), Далилы ("Самсон и Далила"), Лолы ("Сельская честь"), Лауры, Адорно ("Джоконда"); на рус. сцене — Эпихарисы ("Нерон"), Андриано ("Риенци"), Кармен ("Кармен"), Стефано ("Ромео и Джульетта"), Парсеиды ("Эсклармонда"), Мистрисс Куикли ("Фальстаф"), Вальтрауты ("Гибель богов"), Фрики ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Клитемнестры ("Электра"), Лучшие партии: Ратмир ("Руслан и Людмила", в этой партии не имела себе равных), Кончаковна, Любаша ("Царская невеста"), Ганна ("Майская ночь"). Графиня ("Пиковая дама"). Хафиза (вершина творчества певицы), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фидес, Амнерис, Кармен (в постановке М. Петипа), Далила. Ортруда. Вальтраута ("Гибель богов"), Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Др. партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Марина Мнишек и Федор ("Борис Годунов"), Груня ("Вражья сила"), Изяслав, Нежата, Лель, Любовь, Морозова ("Опричник"), Няня ("Евгений Онегин"); Орфей, Джамиле. Паж Урбан, Зибель. Партнеры: И. Ершов, И. Мельников, Ф. Стравинский. Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у А. Аренского, Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, А. Коутса, Э. Крушевского, К. Кучеры. Э. Направника, П. Чайковского.
На конц. эстраде выступала редко. Исп. сольные партии в Реквиеме В. А. Моцарта, Реквиеме Дж. Верди (1-я исп. в России: Павловск, 25 июля 1881, п/у К. Зике).
Талант арт. высоко ценили П. Чайковский, А. Аренский, С Танеев, Н. Римский-Корсаков. Ей посвятили свои романсы Э. Направник ("Первая разлука", 1895; 1-я исп. баллады "Тамара", 1883), А. Глазунов ("Делия").
Искусство певицы сыграло немалую роль в развитии рус. оперного исполнительства. Наряду с И. Ершовым и Ф. Литвин С. была яркой представительницей новаторского искусства в муз. т-ре. Помогала молодым певцам — М. Черкасской (в работе над партией Февронии), Л. Андреевой-Дельмас (в работе над партией Кармен). Е. Николаевой, М. Маркович Давала частные уроки пения М. Рокольской и С Акимовой (1910—II). В 1919—20 проф. Петрогр. конс. С 1920 жила в Париже, где нек-рое время преподавала в Рус. конс. (почетный проф.: здесь у нее занималась И Громова). Гастролировала в Монте-Карло, Буэнос-Айресе, Париже (т-р "Опера комик").
Портрет певицы худож. Э. Липгарта — в ЛГТМ.
Соч.: Автобиография (машинопись) — в ГПБ, ф. 1110, оп. 1, ед. хр. 272.
Лит.: Финдейзен Н. Мария Александровна Славина // РМГ. 1898. № 1; Очерк деятельности М. А. Славиной на сцене Мариинского театра // Театр и искусство. 1898. № 2; Мария Александровна Славина// Ежегодник имп. театров: Сезон 1902—1903. Прилож. 3; 25-летие артистической деятельности М. А. Славиной //РМГ. 1903. № 6: У.М.А. Славиной: 35-летний юбилей артистки М. А. Славиной//Петерб. газета. 1912. № 124, С. 585; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 60—69; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — [Л.], 1949. С. 39, 146, 149—154, 157; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873— 1889. —Л., 1973. С. 42—43, 212, 228—230, 307; Его же Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904, — Л., 1974. С. 45, 63—65, 103—104; Его же Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 140, 312, 320; Акимова С. Воспоминания певицы. — Л., 1978. С. 26—29, 48, 50; Вайнштейи Л. Мария Славина // Муз, жизнь. 1985. № 2; Григорьева А. П. М. А. Славина в операх П. И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. — Ижевск, 1985. с. 54—64.
Славина,
Мария АлександровнаРод. 1858, ум. 1951. Певица (меццо-сопрано). Пела на сцене Мариинского театра. Среди партий — Графиня ("Пиковая дама", первое исполнение), ("Князь Игорь", первое исполнение), Кармен ("Кармен") и др. В 1920 г. эмигрировала.