СЛАВЯНЕ древние
СЛАВЯНЕ древние
большая группа племен, предков совр. слав. народов Цент., Юж. и Вост. Европы, говоривших на яз., принадлеж. к индоевроп. языковой семье. Источ. по истории С. явл. археол. и лингвистич. памятники, известия греко-рим. и визант. авторов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), а также раннеср.-век. летописей, хроник и араб. авторов. Древнейшие ист. известия о С. относятся к 1 — 2 вв. н.э. и связыв. с именем венедов, обитавших в пределах т.н. «Европ. Сарматии», между Карпатами и Балт. м., восточнее германцев (Плиний Старший, Птолемей). В кон. 1 в. венеды были известны Тациту, локализовавш. их между бастарнами и феннами (финнами) т.е., по-видимому, на В. от Вислы. В Пейтингеровых таблицах венедо-сарматы указаны по соседству с бастарнами, гетами и даками, живш. в низовьях Дуная и на Карпатах. Иордан помещал венедов в басс. Вислы. Среди венедских племен, обитавших севернее Карпат, во 2 в. Птолемею были известны суовены. В нач. 6 в. о «славянах» говорит визант. автор Псевдо-Кесарий Назианский; с сер. 6 в. наименов. «славяне» неоднократно встреч. в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. 7 в. относится первое упомин. о славянах (сакалиба) в араб. источ. (Абу Малик аль-Ахталь).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СЛАВЯНЕ древние
большая группа племен, предков совр. слав. народов Центр., Юж. и Вост. Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевроп. семье. Источниками по истории С. являются археол. и лингвистич. памятники, известия греко-рим. и визант. авторов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), а также раннесредневек. летописей, хроник и араб. авторов. Древнейшие ист. известия о С. относятся к 1-2 вв. н. э. и связываются с именем венедов, обитавших в пределах т. н. "Европейской Сарматии", между Карпатами и Балт. м., восточнее германцев (Плиний Старший, Птолемей). В кон. 1 в. венеды были известны Тациту, локализовавшему их между бастарнами и феннами (финнами), т. е., по-видимому, на восток от Вислы. В Пейтингеровых таблицах венедо-сарматы указаны по соседству с бастарнами, гетами и даками, жившими в низовьях Дуная и на Карпатах. Иордан помещал венедов в басс. Вислы. Среди венедских племен, обитавших севернее Карпат, во 2 в. Птолемею были известны суовены (soyobnnoi). По мнению ряда исследователей, это назв. распространилось впоследствии в Юж. Европе в качестве наименования всех С., тогда как зап. соседи С. долго пользовались наименованием венеды (нем. Wenden, Winden, финск. ven?j?, vene?). В нач. 6 в. о "славянах" говорит визант. автор Псевдо-Кесарий Назианзский; с сер. 6 в. наименование Sklabnnoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) в араб. источниках (Абу Малик аль-Ахталь). Данные языкознания, гидронимии и т. н. лингвистич. географии связывают древних С. с областью Центр. и Вост. Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на З., в басс. Вислы, в Верх. Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Сев. соседями С., по данным сравнит.-историч. языкознания, были германцы и балты, составлявшие вместе со С. сев. группу индоевроп. племен. Вост. соседями С. были западноиран. племена (скифы, сарматы), юж. - фракийцы и иллирийцы, зап. - кельты. Такие представления о территории древних С. были обстоятельно обоснованы Л. Нидерле. В наст. время остается, однако, дискуссионным вопрос о древнейшей "родине" С. По мнению нек-рых польск. лингвистов (Т. Лер-Сплавинский, М. Рудницкий), она находилась на Одере и Висле; большинство исследователей (К. Мошиньский, Г. Улашин, Ф. П. Филин и мн. др.) помещают ее к В. от Вислы. По предположению большинства сов., польск. и чехословацких археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельч. племен шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Сев. Причерноморья и Прикарпатья по Центр., Сев. и Вост. Европе. В последующее время С. были представлены несколькими генетически связанными между собой археологич. культурами, особое значение среди к-рых имели тшцинецкая культура, распространенная в 3-й четв. 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13-4 вв. до н. э.) и поморская культура (6-2 вв. до н. э.) на терр. совр. Польши. В Поднепровье нек-рые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 - нач. 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей Геродота. Предположительно со С. связывают подгорцевскую и милоградскую культуру (7 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Существовавшие с кон. 1-го тыс. до н. э. в басс. Вислы пшеворская культура, а на Припяти, в Среднем Поднепровье - зарубинецкая культура связываются с венедами (среди пшеворских группировок были и германцы). Это были культуры развитого железного века, их носители занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. Вероятно, у нек-рых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной. Во 2-4 вв. н. э., в результате движения на юг герм. племен (готы, гепиды), целостность терр. С. была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. на западных и восточных. Осн. масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на С. и С.-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3-4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие черняховские древности. Нек-рые археологи (Э. А. Сыманович, М. Ю. Брайчевский) считают их славянами, другие - полиэтничной группировкой, включавшей слав. элементы. В кон. 5 в., после падения державы гуннов, началось движение С. на юг: к Дунаю, в Сев.-Зап. Причерноморье и их вторжения в балканские провинции Визант. империи. Племена С. разделялись тогда на две группы - актов (вторгавшихся на Балканский п-ов через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на визант. провинции с С. и С.-З.). Во время первых вторжений С. на Балканский п-ов они были названы в письм. источниках древним именем дакофракийского населения низовьев Дуная - гетами (о вторжении С. на Балканский п-ов см. в ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского п-ова была результатом не переселения, а расселения С.; они удержали все свои другие земли в Центр. и Вост. Европе. Более того, во 2-й пол. 1-го тыс. С. заняли Верх. Поднепровье и его сев. периферию, принадлежавшие ранее вост. балтам и финно-угорским племенам, а также земли по ниж. Эльбе и юго-зап. побережью Балт. м. (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этнич. группу Европы. Современники славяно-визант. войн (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Феофилакт Симокатта и др.) сообщают многочисл. данные о С. того времени, их расселении, быте, обществ. строе, языч. религии, воен. предприятиях. С. описываются как обитатели лесов, устраивавшие свои хижины у озер и болот в труднопроходимых местах; С. не имели городов, занимались с. х-вом. Маврикий о С. пишет: "У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах?), в особенности проса и пшеницы"; они "сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране". Славяне "...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве..." (Прокопий из Кесарии, Война с готами, III (VII), 14, 22; рус. пер., М., 1950). Как анты, так и склавины распадались на отдельные плем. группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие "племена" С., перечисленные в "Повести временных лет" (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, дулебы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.). В 7-8 вв. среди объединений С., проникших на Балканский п-ов, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и мн. др. В ист. источниках сохранились имена слав. воен. вождей: Боз, Пирагост, "Мезамир сын Идаричев, брат Калагаста", Добрит, Хвалибудий и др. Опасаясь объединения С., византийцы стремились использовать в своих целях их политич. разобщенность, поддерживали в среде С. межплем. конфликты. Языческая религия С. описана Прокопием, отчасти известна и из описаний вост.-слав. племен в "Повести временных лет" и из церк. поучений. "Они считают, - сообщает Прокопий, - что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают и реки, и нимф (русалок. - Ред.), и всякие другие существа, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания" (там же, III (VII), 14, 24). Нек-рые черты древнеслав. мифологии восстанавливаются на основе письм. источников 6-12 вв., археологич. и этнографич. сведений. К числу древнейших форм религии относятся семейно-родовые культы предков - "родителей" (пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, к-рые связаны и с плодородием. Общинные земледельч. культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки, масленица и т. п.). К земледельч. культам имели отношение небесные божества Сварог и Даждь-бог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились: леший (duch lisny - польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница (pripoldnica - лужицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В кон. 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные. Свидетельства письм. источников подтверждаются археологич. памятниками С. 6-7 вв., к-рые хорошо известны на терр. СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами- полуземлянками, отдельные городища-замчища, могильники и курганы с остатками трупосожжений, в т. ч. отдельные могилы знати с богатым инвентарем и клады, содержащие нередко драгоценности византийского происхождения. И письм., и археол. данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. С. порывают с родовым строем. Этот процесс был обусловлен изменениями в экономич. жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования, в появлении ремесел. С. занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства произ-ва и образованию классов. В итоге расселения С. по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этнич. и языковая общность С. начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трех славянских группировок - западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших слав. гос-в (Первое Болгарское царство (см. в ст. Болгария), Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь) в конце 1-го тыс. н. э. начали формироваться средневековые слав. народности. См. карту на отд. листе к стр. 737. Источн.: Иордан, О происхождении и деяниях гетов. Getica, M., 1960; Прокопий из Кесарии, Война с готами, М., 1950; Феофилакт Симокатта, История, М., 1957; Мишулин А. В., Древн. славяне в отрывках греко-рим. и визант. писателей по VII в. н. э., "ВДИ", 1941, No 1. Лит.: Погодин А. Л., Из истории слав. передвижений, СПБ, 1901; Шахматов A. A., Древнейшие судьбы рус. племени, П., 1919; Нидерле Л., Слав. древности, пер. с чеш., М., 1956; Третьяков П. Н., Восточнослав. племена, М., 1953, с. 97-204; его же, Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М. - Л., 1966, с. 190, 285; Филин Ф. П., Образование языка вост. славян, М. - Л., 1962; Славяне накануне образования Киевской Руси, М., 1963 (МИА, No 108); Горнунг Б. В., Из предыстории образования общеславянского единства, М., 1963; Niederle L., Slovansk? starozitnosti, dl 1, Praha, 1925, (2 vyd.), dl 2-3, Praha, 1906-19; его же, Zivot star?ch slovanu, dl 1-2, Praha, 1911-25; Lehr-Splawinski T., O pochodzeniu i praojczyznie slowian, Poznan, 1946; Eisner I., Rukovet´slovansk? archeologie, Praha, 1966. П. Н. Третьяков. Ленинград. —***—***—***— Древние славяне VI - IX вв.