Славянофильство
Славянофильство
литературное и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 1840-х гг. Славянофилы отстаивали идею самобытного пути развития России. Наиболее видными представителями были братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др. Идейно противостояли западникам.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
направление русской общественно-политической мысли, сформировавшееся в середине XIX в. В его основе – идея о пути развития России, принципиально отличном от западного. Славянофилы идеализировали общественный строй Древней Руси, крестьянскую общину, видели основу самобытности России в ее патриархальности, консерватизме и православии.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Славянофильство
одно из наиболее влиятельных течений в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Славянофилами были известные писатели, ученые и мыслители того времени: И.В. Киреевский, братья Константин и Иван Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.
Славянофильство
направление в русской общественной и философской мысли 1840–1860 гг., представители которого выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. Резко критиковали реформы Петра I, идеализировали допетровскую Русь. С точки зрения славянофилов, русскому культурно-историческому типу присущи соборное начало и самодержавная власть. Вели полемику с западниками. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и другие. Позднее к славянофилам стали относить Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Славянофильство
одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х – 50-х гг. 19 в.
Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбожная», с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им.
Среди славянофилов были известные писатели, ученые и мыслители того времени: И.В. Кириевский, братья Аксаков И.С. и К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы. (См. схему «Западники и славянофилы»)
Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбожная», с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им.
Среди славянофилов были известные писатели, ученые и мыслители того времени: И.В. Кириевский, братья Аксаков И.С. и К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы. (См. схему «Западники и славянофилы»)
Источник: Краткий исторический словарь
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
течение в либеральном направлении общественной мысли в России в середине XIX в., противостоявшее западничеству. Идеологи: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Наиболее активные славянофилы: П. В. Киреевский, И. С. Аксаков, А И. Кошелев} В. А. Черкасский, многие писатели (В. И. Даль, Ф. И. Тютчев и др.), историки, слависты и языковеды. Своего постоянного печатного органа не имели из-за преследований цензуры. В 1840-х гг. печатались, в основном, в журнале М. П. Погодина «Москвитянин»; в 1850-х гг. издавали журнал «Русская беседа» (1856—1860), газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859). Славянофилы в противовес западникам не признавали единства исторического пути России и Зап. Европы, преувеличивали ее своеобразие, идеализировали патриархальность допетровской Руси в отношениях между народом и государем, между помещиками и крестьянством. Выступали против перенимания Россией западноевропейского социально-экономического опыта, так как капитализм казался им порочным строем, приводящим к обнищанию народа. Политическое устройство ряда стран Зап. Европы — с конституционной монархией — также подвергалось их критике, так как они возражали и против введения конституции, и против какого-либо ограничения самодержавия — единственной, по их мнению, силы, способной провести необходимые для страны реформы. Эти позиции сближали славянофильство с консерватизмом, но предложенная славянофилами программа преобразований имела прогрессивный, либеральный характер. Одно из главных требований, свидетельствующих об их либерализме, — отмена крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Для реализации этого программного положения многие славянофилы (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, В. А. Черкасский) активно участвовали в подготовке и проведении Крестьянской реформы 1861г. В социально-политической области славянофилы отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех слоев общества, выступали за отмену цензуры, телесных наказаний и смертной казни, установление гласного суда с участием в нем выборных представителей населения. Для дальнейшего укрепления экономики России они считали необходимым развитие промышленности и торговли, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве.Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории крестьянства, народного быта и языка имели большое положительное значение для развития русской культуры. Во время проведения реформ 1860— 1870-х гг. славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. В пореформенной России под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, а консервативные элементы программы в гипертрофированном виде эволюционировали в национализм и панславизм.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
идейное течение русской общественной мысли, сложившееся в первой пол. 1840-х гг. К старшему поколению славянофилов относятся братья И. В. и П. В. Киреевские и А. С. Хомяков, к молодому поколению, более оппозиционному по отношению к правительству, К. С. Аксаков и Ю. Ф. Самарин. В противовес западничеству с его рационалистической культурой славянофильство провозглашало, что Россия самобытна в своем историческом развитии и что патриархальная религиозная славянская культура должна прийти на смену культуре Запада с его капиталистическими отношениями и классовой борьбой. Идейными предшественниками славянофилов были шишковисты-архаисты 1810-х гг. и любомудры 1820-х гг. Славянофилы идеализировали патриархальную допетровскую Русь, будто бы безмятежно мирную, не ведавшую резкого разделения сословий, покоившуюся на прочном союзе «народа с властью». Идеальным общественным устройством славянофилы считали то, которое было на Руси в 17 в., когда «всей землей» был избран на престол царь Михаил Федорович и государственная власть постоянно обращалась за советами к «общественному мнению» – Земскому собору. Разграничивая допетровский и петровский периоды, славянофилы осуждали Петра I за разрыв «нравственной связи» с народом, за подчинение церкви государству и отмену института патриаршества, за отказ от самобытных начал русской культуры и общественного уклада и за перенимание общественных и культурных институтов Запада, вследствие чего русское общество раскололось на европеизированную интеллигенцию и народ, сохранивший прежнюю русскую культуру. Крестьянскую общину славянофилы считали самобытной русской формой социального устройства, соответствующей религиозно-духовной идее «соборности» – основе византийского православия в отличие от западного католичества. Славянофилы требовали разрыва с Западом, который казался ослабленным смутами и раздорами, католичеством и атеизмом. Однако славянофилы не осуждали западную культуру и философию, откуда они почерпнули саму идею нации как духовного единства, безоговорочно. Имея немало сходственного с идеологией «официальной народности», славянофильство было оппозиционной группировкой, их издания подвергались цензурным нападкам. Славянофилы критиковали цензурный произвол, полицейскую опеку, бюрократизм, ратовали за отмену крепостного права. В статье о «Старом и новом» (1839) Хомяков гневно охарактеризовал крепостное право как «мерзость рабства законного».
Подтверждение своих взглядов на народность славянофилы искали в русском народном поэтическом творчестве и внесли большой вклад в изучение и собирание русского фольклора, особенно П. В. Киреевский и A. Ф. Гильфердинг. В художественной литературе, созданной под влиянием славянофилов, выделяются «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) С. Т. Аксакова, отдельные стихотворения Хомякова, К. С. Аксакова, пьесы А. Н. Островского в период его сотрудничества в журнале «Москвитянин» («Бедность не порок»). В журналах братьев Достоевских «Время» (1861–63) и «Эпоха» (1864–65) складывается новая разновидность славянофильства – почвенничество, идеологами которого были Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов, Ап. Григорьев. Почвенничество не было устремлено в прошлое и призывало образованные классы к синтезу народных устоев с богатством европейской культуры. Поздними представителями славянофильства были Н. Я. Данилевский, выразитель идеологии панславизма («Россия и Европа», 1869), и К. Н. Леонтьев, критик эгалитаризма и меркантилизма Запада («Византизм и славянство», 1875).
Подтверждение своих взглядов на народность славянофилы искали в русском народном поэтическом творчестве и внесли большой вклад в изучение и собирание русского фольклора, особенно П. В. Киреевский и A. Ф. Гильфердинг. В художественной литературе, созданной под влиянием славянофилов, выделяются «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) С. Т. Аксакова, отдельные стихотворения Хомякова, К. С. Аксакова, пьесы А. Н. Островского в период его сотрудничества в журнале «Москвитянин» («Бедность не порок»). В журналах братьев Достоевских «Время» (1861–63) и «Эпоха» (1864–65) складывается новая разновидность славянофильства – почвенничество, идеологами которого были Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов, Ап. Григорьев. Почвенничество не было устремлено в прошлое и призывало образованные классы к синтезу народных устоев с богатством европейской культуры. Поздними представителями славянофильства были Н. Я. Данилевский, выразитель идеологии панславизма («Россия и Европа», 1869), и К. Н. Леонтьев, критик эгалитаризма и меркантилизма Запада («Византизм и славянство», 1875).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006