, Макс (Slevogt, Max) 1868, Ландсхут, Нижняя Бавария — 1932, Нойкастл, Пфальц. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. С 1872 жил в Мюнхене. С 1885 по 1889 занимался в Академии художеств Мюнхена у В. Дица. В 1889—1890 посетил Францию (занимался в Академии Жюлиана) и Италию, в 1898 Голландию. С 1893 член "Мюнхенского Сецессиона"; с 1902 — "Берлинского Сецессиона". С 1901 жил в Берлине и Нойкастле. В 1913—1914 побывал в Северной Африке, в 1914 посетил Египет и Италию, в 1929 был гостем в Венеции на выставке А. Фейербаха. Макс Слефогт обладал великолепной профессиональной академической выучкой, его манера сложилась под влиянием изучения немецкой классической живописи, а также произведений мастеров Франции 2-й пол. XIX в. Большое впечатление на него произвели пленэрные поиски импрессионистов. Это проявилось в интересе художника к пейзажу (Купальня у моря, 1901, Ганновер, Гор. художественные собрания; Пейзаж Пфальца, 1927, Берлин, Гос. музеи); к теме танца и театра (Танцовщица Мариэтта ди Ригардо, 1904, Дрезден, Гос. художественные собрания; Певец Франсиско д’Андраде в роли Дон Жуана, 1902, Берлин, Гос. музеи; Анна Павлова, 1909, Дрезден, Гос. художественные собрания); к изображению скачек (Бега, 1907, Берлин, Гос. музеи). Поиски ярких цветовых сочетаний, их экспрессивного звучания присущи натюрмортам Слефогта (Натюрморт с корзиной цветов, 1921, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Красочный мир природы Египта, колорит жизни его народа передают полотна Нил около Асуана (1914), Утро в Луксоре (1914), Ураган в Ливийской пустыне (1914, все — Дрезден, Гос. художественные собрания), акварели и рисунки, привезенные из путешествия и изданные в 1925 отдельной серией. Стремление передать мимолетное состояние модели присуще автопортретам художника (1888, Берлин, Гос. музеи; 1906, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). В 1924—1932 Слефогт работал во фресковой живописи, исполнив композицию на сюжет из оперы Моцарта Волшебная флейта и роспись Фриденскирхе (1932) в Берлине. Сотрудничал в журналах Jugend и Simplizissimus, связанных с деятельностью Сецессионов. Исполнил иллюстрации к книге о Б. Челлини (1914), Сказкам братьев Гримм (1918), Фаусту И. В. Гете (1927). Он был мастером разностороннего дарования, в творчестве которого воплотились многие характерные черты европейского искусства рубежа XIX—XX столетий.
Лит.: Alten W. von. Max Slevogt. Bielefeld; Leipzig, 1926; Max Slevogt und seine Zeit. Gemalde, Handzeichnungen, Aquarelle, Druckgrafik. Ausstellung. Bremen, 1968; Freitag M. Max Slefogt. Berlin, 1988.
Е. Федотова