Слепцов Василий Алексеевич
Источник: Пензенская энциклопедия.
Слепцов (Василий Алексеевич) - известный беллетрист. Родился в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губернии. Учился в 1-й московской гимназии, пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете московского университета. Соблазнившись популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с котомкой за плечами в пешеходное путешествие по Владимирской губернии. Это дало ему большой запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в "Русской Речи", "Северной Пчеле", а затем и в "Современнике". Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, Слепцов быстро занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. Этим он в значительной степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной обаятельности. Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой, артистически изящной красоты, он особенно нравился женщинам. Литературная деятельность Слепцова продолжалась недолго. Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобочка и, медленно угасая, умер на ее руках в 1878 г. Слепцов написал очень немного. "Полное Собрание Сочинений" его занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть "Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". Во всех своих произведениях Слепцов обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых - тонкое остроумие и большую вдумчивость в явления общественной жизни. В общем он один из наиболее художественно-одаренных писателей 60-х гг. Несомненно принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и характеристиками. Позднейшему читателю многое в Слепцове кажется и странным, и жестоким. Странными кажутся рассказы из народной жизни. Мужиков этот передовой и радикальный писатель изображает прямо какими-то головотяпами, которых, по их глупости и дикости, даже не жалко. Впрочем, автор даже и не задается целью возбудить в читателе жалость. Он только хочет рассмешить и достигает своей цели, выуживая из народной жизни разные курьезные анекдоты и смешные словечки. Тогда была целая полоса такого анекдотического изображения народной жизни. Ее начал Николай Успенский , и у молодого Слепцова не хватило самостоятельности выбиться из этой колеи. Жестоким Слепцов кажется в главном своем произведении - "Трудном времени", которое до сих пор остается в литературной памяти и в ряду повестей с общественной подкладкой занимает видное место. Повесть с беспощадной иронией вышучивает умеренный либерализм, который не идет дальше двух-трех хороших порывов, а затем остывает и обращается к устройству личного благополучия путями, однако, отнюдь не предосудительными. Читателю, который видел позднейший пышный расцвет хищничества, не понятна та неумолимость, с которой автор старается выставить представителя благих порывов - Щетинина - полнейшим ничтожеством. Наполовину иронически относится повесть к героине рассказа - жене Щетинина, в которой стремления к устройству своего благополучия уже совсем нет, но над которой повесть подтрунивает за неопределенность ее благих порывов. В положительном лице повести - Рязанове, на все отвечающем насмешечками, - заметно сказалось влияние базаровского типа. Ср. Писарев "Подрастающая гуманность" ("Сочинения", т. IV), воспоминания Головачевой-Панаевой ; воспоминания матери Слепцова в "Русской Старине" 1890; М.А. Протопопова в "Северном Вестнике", 1888). С. В.
Источник: Биографический словарь. 2008
— писатель; род. 17 июля 1836 г. в Воронеже, умер 23 марта 1878 г. в имении матери, в Сердобском уезде Саратовской губернии. Сын тамбовского помещика, служившего в Воронеже в Новороссийском драгунском полку, С. еще в раннем детстве обнаруживал недюжинное умственное развитие. Пяти лет он самостоятельно выучился читать, и с тех пор чтение сделалось его любимым занятием. После первоначального домашнего образования С. в 1847 г. поступил во второй класс 1-й Московской гимназии; наряду с обучением в гимназии он занимался изучением французского и немецкого языков, которые преподавали ему его мать и бабка баронесса Игельстром. В 1849 г. отец С. переехал в доставшееся ему по наследству имение в Саратовской губернии и перевел сына в третий класс Пензенского дворянского института. К этому периоду жизни относятся первые литературные опыты (в стихах) С., из которых ничего не сохранилось. Еще за год до окончания курса института С. выразил родителям желание поступить в Московский университет. Так как родители не соглашались в то время на это, то С. притворился сумасшедшим, был взят из института и, в конце концов добился цели: в конце 1853 г. он поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве С. сделался страстным любителем театра (особенно восхищала его игра Щепкина), забросил ради него лекции и с увлечением занимался произнесением монологов и отрывков из пьес современного репертуара. Восторженные похвалы товарищей, знакомство с Щепкиным и одобрительный отзыв последнего вскружили ему голову, он оставил университет и сделался актером. Он был ангажирован сразу на первые роли в Ярославль, где и играл под фамилией Лунина зимний сезон 1854—1855 гг. По окончании этого сезона С., распростившись со сценой, возвратился в Москву. Вскоре он выступил на литературное поприще на страницах "Русской Речи", издававшейся Евгенией Тур (графиней Е. А. Салиас). Кроме "Русской Речи", С. в первое время своей литературной деятельности печатался в "Северной Пчеле" и "Атенее". Вращаясь в театральном мире, С. увлекся кордебалетной танцовщицей Е. А. Цукановой, на которой и женился в 1856 г.; через два года жена его умерла, а меньше чем через год после ее смерти он женился вторично на Языковой, с которой впоследствии разошелся.
В то время было в моде "хождение в народ" с этнографическими целями, и С. в конце 50-х годов, с котомкой за плечами, отправился в такое пешеходное путешествие по Владимирской губернии. Одаренный тонкою наблюдательностью, он вынес из этого путешествия много самых разнообразных впечатлений, которые тщательно заносил в путевую записную книжку. Из собранного в этом путешествии богатого материала в печати появилась только часть. Вскоре по возвращении С. из путешествия были напечатаны "Заметки пешехода" и "Письма из Осташкова", печатавшиеся сначала в "Современнике", а затем вышедшие отдельно.
В 1865 г. С. переехал на жительство в Петербург. В это время он уже пользовался значительною известностью за свои произведения из народного быта. В Петербурге С. познакомился с Н. Г. Чернышевским, Г. З. Елисеевым, В. И. Водовозовым, Н. А. Некрасовым и другими современными литераторами. Некрасов пригласил С. в постоянные сотрудники "Современника". В 1863 и 1864 гг. были напечатаны рассказы С.: "Питомка", "Казаки", "Постоялый двор", "Сцены в больнице". Каждый новый рассказ приобретал С. все большее внимание читающей публики. Скоро он занял видное положение в литературных кружках столицы. В Петербурге С. прожил до 1874 г. Период с 1865 по 1874 г. был заполнен у него кипучей деятельностью. Он немало времени посвящал литературным занятиям. В то же время он не бросал и театра: две зимы подряд он заведовал любительскими спектаклями в художественном клубе, постоянно устраивал различные литературные вечера, на которых выступал в качестве чтеца, и т. д. То было время горячего увлечения многих слоев русского общества идеями женской эмансипации. С. энергично занимался не только пропагандой этих идей, но и практической деятельностью на их пользу: по его инициативе и под его руководительством были организованы частные научно-популярные лекции для женщин; он же устроил распавшуюся вскоре коммуну, состоявшую почти исключительно из женщин (за устройство этой коммуны С. в 1866 г. поплатился арестом); одно время он усиленно хлопотал об устройстве женской переплетной мастерской, затем конторы переводов с иностранных языков и переписки рукописей (с целью доставления работы женщинам, приехавшим в Петербург ради высшего образования) и т. д. Он постоянно что-либо устраивал, о чем-либо хлопотал, от одного дела и занятия переходил к другому и вообще жил лихорадочной жизнью. В 1873 г. у С. впервые появились зачатки болезни, которая через пять лет свела его в могилу: у него образовалась язва у входа большой кишки. Поездка на кавказские минеральные воды значительно поправила его здоровье. Зиму 1874 г. С. провел в Тифлисе. Здесь он поступил на сцену местного театра, причем дебютировал в водевиле своего сочинения "У мирового". Затем некоторое время жил в имении своей матери, в Саратовской губернии, и в Москве. В 1876 г. у него снова открылась язва. По совету Пирогова он снова отправился на кавказские воды, которые на этот раз мало помогли ему. Подвергшись затем в Петербурге операции, он некоторое время был на кумысе в Саратовской губернии, затем на кавказских водах, а в марте 1878 г. умер в имении своей матери, оплаканный всеми, кто только его знал. Похоронен С. на городском кладбище в Сердобске.
Литературная деятельность С. была в общем малоплодовита. Причины этого заключаются отчасти во внешних обстоятельствах жизни писателя, отчасти в его отношении к своим произведениям, за которыми он не признавал серьезного литературного значения, почему и не особенно заботился об увеличении их числа. С. принадлежит одно сравнительно крупное произведение — повесть "Трудное время", являющаяся и самым значительным его произведением, остальные же представляют собою небольшие очерки, рассказы и т. д. Одни из произведений С. изображают народную жизнь, другие — жизнь культурных классов (к последним принадлежит и упомянутая повесть). Как те, так и другие, отличаются замечательной живостью и рельефностью, тонким юмором, никогда не сбивающимся на шарж, нередко глубоким анализом психологии выводимых типов. В общем произведения С. ставят его в число даровитых писателей того времени. И в наше время они не утратили своего литературного и общественно-бытового значения и увлекают собою читателя. В произведениях С. из народной жизни часто можно заметить некоторую поверхностность, анекдотичность изображения; крестьяне у него являются иногда бесчувственными манекенами. В этом нельзя особенно винить С., бывшего одним из передовых писателей своего времени, так как такая манера изображения народной жизни была в то время господствующей и объяснялась историческими причинами, тенденциями эпохи. Из рассказов С., рисующих народную жизнь, особенно замечателен рассказ "Питомка", который, наряду со многими другими достоинствами, отличается замечательной прочувствованностью, сердечностью в изображении душевной жизни крестьянки. Гораздо большей глубиной, чем произведения из народного быта, отличается повесть С. "Трудное время", художественное изображение чисто идейных общественных течений. Эта повесть, отличающаяся не только тенденциозным, но даже полемическим характером, беспощадно осмеивает умеренный либерализм, выражающийся в широких порывах и намерениях, но в очень скромных деяниях на практике. Наряду со Щетининым, выставленным в повести представителем такого либерализма, выведено положительное лицо — Рязанов, являющийся представителем базаровского типа.
Последнее (третье) издание сочинений С. вышло в начале 1903 г. ("Полное собрание сочинений В. А. Слепцова", СПб., издание В. И. Губинского, 1903); хотя оно и значительно полнее двух предыдущих, однако не может назваться полным (сюда не вошел, например, изданный в Тифлисе отдельной брошюрой водевиль "У мирового", 1875 г.). Собрать все произведения затруднительно потому, что С. постоянно переезжал с места на место, причем нередко оставлял свои рукописи у разных лиц отчасти для напечатания, отчасти для временного хранения, и эти рукописи нередко так и оставались ненапечатанными.
В. С. Марков, "Василий Алексеевич Слепцов", "Исторический Вестник" 1903 г., март. — "Василий Алексеевич Слепцов в воспоминаниях его матери", "Русская Старина" 1890 г., январь. — Д. И. Писарев, "Подрастающая гуманность", "Сочинения", том ІV-й. — А. Я. Головачева-Панаева, "Русские писатели и артисты 1824—1870", СПб., 1890 г. — М. Протопопов, "По поводу одной повести". "Северный Вестник" 1888 г., май. — М. Протопопов, Заметка по поводу издания сочинений Слепцова, "Северный Вестник" 1888 г., апрель, 101—106. — B. Буренин, "Критические очерки", "Новое время" 1888 г., № 4288. — Биографический очерк А. Н. Сальникова, "Полное собрание сочинений А. В. Слепцова", изд. Губинского, СПб., 1903 г., 3—17. — В. Греков, "Забытый писатель", "Новое Время" 1903 г., № 9715. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (заметка С. А. Венгерова).
В. Греков.
{Половцов}
Слепцов, Василий Алексеевич
— известный беллетрист. Род. в 1836 г. в старинной и богатой семье Саратовской губ. Учился в 1-й московской гимназии, Пензенском дворянском институте и очень недолго на медицинском факультете Московского университета. Соблазнившись популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с котомкою за плечами, в пешеходное путешествие по Владимирской губ. Это дало ему большой запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в "Русской речи", "Северной пчеле", а затем и в "Современнике". Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, С. быстро занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. Этим он в значительной степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной обаятельности. Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой, артистически-изящной красоты, он особенно нравился женщинам. Литературная деятельность С. продолжалась недолго. Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобска и, медленно угасая, умер на ее руках в 1878 г. С. написал очень немного. "Полное собрание сочинений" его занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть "Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". Во всех своих произведениях С. обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых — тонкое остроумие и большую вдумчивость в явления общественной жизни. В общем он один из наиболее художественно одаренных писателей 60-х гг. Несомненно принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и характеристиками. Позднейшему читателю многое в С. кажется и странным, и жестоким. Странными кажутся рассказы из народной жизни. Мужиков этот передовой и радикальный писатель изображает прямо какими-то головотяпами, которых по их глупости и дикости даже не жалко. Впрочем, автор даже и не задается целью возбудить в читателе жалость. Он только хочет рассмешить и достигает своей цели, выуживая из народной жизни разные курьезные анекдоты и смешные словечки. Тогда была целая полоса такого анекдотического изображения народной жизни. Ее начал Николай Успенский, и у молодого С. не хватило самостоятельности выбиться из этой колеи. Жестоким С. кажется в главном своем произведении — "Трудном времени", которое до сих пор остается в литературной памяти и в ряду повестей с общественною подкладкою занимает видное место. Повесть с беспощадною иронией вышучивает умеренный либерализм, который не идет дальше двух-трех хороших порывов, а затем остывает и обращается к устройству личного благополучия путями, однако, отнюдь не предосудительными. Читателю, который видел позднейший пышный расцвет хищничества, непонятна та неумолимость, с которою автор старается выставить представителя благих порывов — Щетинина — полнейшим ничтожеством. Наполовину иронически относится повесть к героине рассказа — жене Щетинина, в которой стремления к устройству своего благополучия уже совсем нет, но над которой повесть подтрунивает за неопределенность ее благих порывов. В положительном лице повести — Рязанове, на все отвечающем насмешечками, — заметно сказалось влияние базаровского типа. Ср. Писарева, "Подрастающая гуманность" ("Соч.", т. IV). воспоминания Головачевой-Панаевой; воспоминания матери С. в "Русск. старине" 1890; M. A. Протопопова в "Северн. вестнике", 1888).
С. В.
{Брокгауз}