СЛОБОДСКАЯ Ода Абрамовна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Слободская, Ода Абрамовна

[28.11(10.12). 1895 (в нек-рых источ. 1888), Вильно — 30.7.1970, Лондон] — арт. оперы (сопрано), камерная певица. Пению обучалась в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой, по оперному кл. у И. Ершова). Будучи студенткой конс., исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена п/у С. Кусевицкого. В 1917—21 солистка петрогр. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Лизы — "Пиковая дама") и одновременно пела на сцене Нар. дома. В этот период выступала в партиях Маши ("Дубровский") Шемаханской царицы, Февронии, Татьяны, Елизаветы ("Дон Карлос"), Маргариты ("Фауст"), Елены ("Мефистофель"), а также в операх Р. Вагнера. Партнеры: В. Грохольский, Н. Куклин, П, Курзнер, Ф. Шаляпин.


С 1922 выступала в Париже (здесь участвовала в премьере "Мавры" И. Стравинского в партии Параши — 3 июня 1922, т-р "National de 1´Opera", антр. С Дягилева, п/у Г. Фительберга), Берлине (1922, концерт в Бетховенском зале), США (в течение пяти лет), Буэнос-Айресе (т-р "Колон"), Париже ("Рус. опера"). С 1930 жила в Англии, где в основном пела на радио, в симф. и сольных концертах. Эпизодически выступала на оперной сцене в т-рах: "Лисеум" ("Русалка" А. Даргомыжского, 1931), "Ковент-Гарден" (в партии Венеры — "Тангейзер", 1932), "Савой" ("Сорочинская ярмарка", 1941). Гастролировала в милан. т-ре "Ла Скала" ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", 1933 или 1934). Позднее концертировала в Голландии, Бельгии, Буэнос-Айресе. Выступала п/у Т. Бичем, Э. Купера.


Камерный репертуар С. включал в основном произв. рус. и сов. композиторов — М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича ("Испанские песни"), Д. Кабалевского ("Детские песни"), М. Блантера (песни, в т. ч. "Катюша"), — с к-рыми она выступала на конц. эстраде во многих странах. Творческая дружба связывала певицу с Н. Метнером. Романсы композитора она исп. под его аккомпанемент (сохранились записи неск. произв.). В 1960 в Лондоне состоялся один из последних концертов певицы.


Преподавала в Лондон, муз. школе "Гильд-холл".


В 1930—60-х гг. записывалась на грампластинки (в основном в рус. репертуаре — М. Мусоргский, С. Рахманинов, А. Гречанинов).


Являлась членом общества "Англия — СССР" (в 1961 приезжала в СССР).


Соч.: Я исполняла песни Метнера с его участием // Н. К. Метнер: Воспоминания. Статьи. Материалы. — М., 1981. С. 196—197.


Лит.: А. Р. У нас в гостях Ода Слободская // Сов.


музыка. 1961. № 12.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СЛОБОДСКАЯ Ода Абрамовна
28.11.1895, Вильно - авг. 1970, Лондон) - артистка оперы, концертная певица (драматическое сопрано).
Воспитанница Петербургской консерватории, занималась в классе знаменитого педагога, специалиста «по женским голосам», профессора Н.Ирецкой. Дебютировала в Петроградском Народном доме в роковой день 25.10.1917 в опере Дж.Верди «Дон Карлос». В этом спектакле, состоявшемся, несмотря на гремевшие в Петрограде выстрелы, в роли Короля Филиппа выступал Ф.Шаляпин, Королеву Елизавету пела С. Первое выступление С. на сцене Мариинского театра состоялось в 1918, С.
исполнила партию Лизы в «Пиковой даме» П.Чайковского. Работа в Мариинском театре в послереволюционные годы не сделала ее имя известным. Настоящая артистическая карьера С. началась лишь в Париже в 1922. 3 июня на сцене «Grand-Opera» силами антрепризы С.Дягилева была впервые представлена публике опера И.Стравинского «Мавра».
Партия Параши исполнялась С" в роли Соседки выступила Елена Садовень, голос которой записывала крупнейшая компания грампластинок в Европе «Gramophone - His Masters Voice», в роли Гусара - Стефан Белина-Скупевский, дирижировал Г.Фительберг. С этого времени имя С.
приобретает европейскую славу. В 1920-х она работала в Русской опере в Париже, совершала гастрольные поездки с украинским хором по Северной и Южной Америке, давала сольные концерты в Мексике. Лучшая работа С. в Русской опере - Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова - принесла певице триумфальный успех во время гастролей труппы в «La Scala» и др.
крупнейших театрах. Строгий возвышенный вокальный и сценический стиль, выдающиеся качества музыканта-интерпретатора, искренность пения, присущие С" в полной мере соответствовали требованиям, предъявляемым партии Февронии. В целом исполнительская манера артистки противоречила моде того времени на избыточную внешнюю эмоциональность, но была столь убедительна своей правдивостью, что позволила С. занять особое место в певческой элите своей эпохи.
В 1931 С. поселилась в Лондоне, где выступала на сцене театра «Drury Lane» под управлением знаменитого английского дирижера сэра Томаса Бичема. В том же году в Лондоне гастролировал Шаляпин с труппой Русской оперы. Через 10 лет после совместной работы в Мариинском театре Шаляпин и С. снова встретились на сцене, в «Русалке» Д.Даргомыжского (С. исполнила партию Наташи). В следующем сезоне певица дебютировала в Королевском театре «Covent Garden» в опере Р.Вагнера «Тангейзер» в партии Венеры, чаще исполняемой певицами меццо-сопрано, нежели сопрано. Ее партнером был лучший вагнеровский тенор тех лет датчанин Лауритц Мельхиор.
В дальнейшем она выступала в «Covent Garden» в разнообразном репертуаре.С. была первой в Англии исполнительницей Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича (Лондон, 1936, концертная постановка под управлением Альберта Коутса). В разгар 2-й мировой войны, в 1943, она содействовала постановке в лондонском театре «Savoy» оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и исполнила в ней роль Параси.
Много сил С. отдавала концертам, в которых знакомила публику с богатством русской музыкальной культуры. Программы концертов она составляла, сочетая классические романсы с произведениями композиторов-современников - А.Гречашнова, С.Рахманинова, Н.Метнера, И.Стравинского и др. Если до начала войны С" помимо Англии, выступала с концертами в континентальной Европе (в основном в Голландии и Бельгии), то по ее окончании ограничила свою деятельность пределами Великобритании. Концертные выступления и работа в студиях грамзаписи продолжалась до 1960. Но и в последующие годы С. не порывала с искусством, выступая по радио (Би-Би-Си). Незадолго до смерти С.
побывала в Ленинграде, где у нее проживали родственники, но затем вернулась в Лондон, на родину супруга-летчика, погибшего во время войны в «битве над Англией». Свой артистический архив она передала в частное собрание в Петербурге.
Имя этой замечательной певицы практически забыто в России, но в Англии С. и по сей день является одним из самых почитаемых русских музыкантов, наряду с Шаляпиным и В.Розингом. Исполнение ею русского камерного репертуара (в Англии довольно хорошо известного) и ныне считается эталонным. Записи С. в полной мере подтверждают ее высокую репутацию певицы. Ею был записан обширный репертуар. На пластинках «His Masters Voice» значительнейшей работой певицы являются записи романсов Метнера в ансамбле с автором, одним из лучших пианистов своего времени. Часть этих записей была выпущена в 1983 фирмой «Мелодия» в составе авторской пластинки Метнера. Романсы русских композиторов записывала С. и для другой крупной граммофонной компании «Decca».
Позднейшие, 1950-х, записи принадлежат фирме «Saga». На этих, уже «долгоиграющих», пластинках записан разнообразный репертуар - от «Письма Татьяны» (поистине выдающееся исполнение, подлинный шедевр) до песни М.Блантера «В лесу прифронтовом». Романсы Чайковского, Гречанинова, песни Стравинского и Я.Сибелиуса, произведения популярные и совершенно нерепертуарные - все они в исполнении С.
приобретают особую значимость, «классичность». Голос певицы отличался редкостным по благородству тембром, а ее исполнительская манера - строгостью, сдержанностью, исключавшими какую-либо поверхностность.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции