Слова на Покров

Найдено 1 определение
Слова на Покров
Слова на Покров – цикл древнерусских памятников, созданных в связи с праздником Покрова богородицы (1-е октября), учрежденным Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире в 60-х гг. XII в. Праздник установлен в память о чуде явления богоматери св. Андрею Юродивому: согласно Житию Андрея Юродивого, во Влахернской церкви в Константинополе ему было видение богородицы, осенившей народ своим покровом (омофором) и молившейся «за весь мир». Покров, означавший божественную защиту и милосердие, стал почитаться на Руси как символ особого покровительства богородицы русской земле. Культ Покрова по своему происхождению есть византийский культ Влахернской божьей матери – покровительницы града (skepe или episkepsis); по всей видимости, на Руси он был первоначально принят в Киево-Печерском и соседнем с ним Влахернском монастырях. Праздник Покрова нашел отражение в древнерусской иконографии (см., например: Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899, вып. 6, с. 68–83; Кондаков Н. П. Иконография богоматери. СПб., 1915, т. 2, с. 56–59, 92–104; Lathоud R. P. D. Le th?me iconographique du «Pokrov» de la Vi?rge. – In: L’art byzantin chez les slaves, Paris, 1932, t. 2, p. 302–314; Медведева Е. С. Древнерусская иконография Покрова. – Рукоп. дисс. Арх. Ин-та археол. АН СССР, р-2, № 1728; Миляева Л. С. Памятник Галицкой живописи XIII в. – Сов. археол., 1965, № 1, с. 249–258; Лазарев В. Н. 1) Снетогорские росписи. – В кн.: Русская средневековая живопись. М., 1970; 2) О дате одной новгородской иконы. – В кн.: Новое в археологии. М., 1972, с. 247–253).
В цикл входят проложное Сказание, служба и пять похвальных слов.
1. «Проложное сказание» (нач.: «Страшное и чюдное видение...») – краткая заметка, в которой излагается видение Андрея и сообщается об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего владетельного князя. Заметка составлена в конце XII в. специально для внесения нового праздника в Пролог; она читается во всех сентябрьских Прологах на 1-е октября. Вместе с другими статьями из Пролога Сказание вошло в ВМЧ.
2. Служба на Покров, написанная, по-видимому, одновременно с установлением праздника, впоследствии неоднократно переделывалась и распространялась. Старший список – ГИМ, Синод. собр., № 431, второй половины XIV в., л. 126–128.
В цикл входят также пять С.
1. «Слово похвальное честному Покрову пресвятыя богородица» (нач.: «Понеже убо человеческий род...»), написанное Пахомием Сербом в 1460-х гг. для новгородского епископа Ионы. Это риторическое сочинение, содержащее объяснение происхождения праздника Покрова и похвалу богородице. В распоряжении Пахомия были «Проложное сказание» и Служба на Покров. Слово внесено в ВМЧ под 1-м октября.
2. «Слово похвально на святый Покров пречистыя богородица» (нач.: «Сладчаиши убо во временех весна...») – пространное компилятивное сочинение, известное в рукописях XVI–XVIII вв. Содержит толкование происхождения и значения праздника Покрова и молитвенные обращения. Общий план взят у Пахомия, и поэтому датировки Е. С. Медведевой – XIV в. и Н. Н. Воронина – XII–XIV вв. неприемлемы, текст уснащен цитатами из «Проложного сказания» и Службы, а также многочисленными гимнографическими шаблонами. Датируется, вероятно, началом XVI в. С. внесено в ВМЧ под 1-м октября.
3. «Поучение на Покров богородицы» (нач.: «Многа и различна торжества и праздницы...») – слово нравоучительного содержания. Составлено в XV в. иноком неизвестного монастыря. Встречается редко. Старший список – ГБЛ, собр. Большакова, № 66, XV в., л. 204 об.–214 об.
4. «Слово похвальное на Покров» (нач.: «Светлое и преславное настоящее торжество...») – малооригинальное сочинение XVI в., составленное из отрывков «Проложного сказания» и слов на другие богородичные праздники. Один из ранних списков – ГИМ, собр. Уварова, № 409, XVI в.
5. «Слово на Покров» (нач.: «В последняя и лютая времена...») – позднее похвальное С., известное в списках XVIII–XIX вв. См., напр., список ГПБ, собр. Вяземского, F.120.
Изд.: ВМЧ, октябрь, дни 1–3. 1870, стб. 4–23; Hurwitz Е. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 92–93.
Лит.: Георгиевский Г. П. Русский ли праздник Покров? – ЧОЛДП, 1893, т. 11, с. 626–639; Сергий, архим. Святый Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова пресвятыя богородицы. СПб., 1898; Голубинский. История церкви, т. 1, 2-я пол., с. 400–406; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908, с. 126–129; Остроумов М. А. Праздник Покрова пресвятыя богородицы. – Приходское чтение, 1911, № 19, с. 401–412; Воронин Н. Н. 1) Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1962, т. 1, с. 122–123; 2) Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. – ВВ, 1965, т. 26, с. 208–218; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 88–89; Belting-Ihm Ch. «Sub matris tutela». – Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse, 1976, № 3, Heidelberg, 1976.
Е. А. Фет

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987