Слово о князьях
СЛОВО О КНЯЗЬЯХ
литературный памятник, традиционно относимый к XII в и встречающийся в рукописях под заглавием “Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба”, “Слово похвальное на перенесение святых страстотерпец Бориса и Глеба ”, “Неделя 18 п6 всех святых Слово о князьях” Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь Основной его пафос состоит в том, чтобы убедить современных ему князей отказаться от распрей и братоубийственных войн, приводящих к расколу Руси “Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братию свою призываете”,— восклицает автор Он вспоминает святых Бориса и Глеба, явивших собой пример братского послушания “Им подражайте и следуйте, их примером научитесь”,— настоятельно просит он Пусть обиды не станут поводом к измене, кто “обиду стерпит и первый мира будет искать, тот награду от Бога получит” Автор призывает князей помнить о слав ном прошлом своего рода Примером, достойным подражания, он считает черниговского князя Давида Святославича, умершего в 1 и четв XII в , “притчю” о праведном, миролюбивом нраве которого он приводит Этот князь, “брат святых Бориса и Глеба ни к кому не имел вражды Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью своей умирял Если кто кривду какую ему чинил из братьев, он вину на себя перелагал Когда кто нарушал целованье крестное, он и тогда клятвы не преступал, никого не обижал и зла не творил Братья, видя такое его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему В великой тишине княжил он” И за то, что он “заповедь господню исполнил”, в своей жизни земной ни с кем никогда не враждовал. Бог прославил его во время кончины князя ангел явился в голубином образе и сел ему на грудь, “терем благоуханием от тела наполнился”, “солнце зайти не посмело, пока не положено было тело святое во гроб” С дошло лишь в рукописях XV XVII вв., найдено М. П. Погодиным и опубликовано им в 1843 г. в отрывках Несколько списков произведения было обнаружено и отрывки из него опубликованы Х. М. Лопаревым в 1894 г. С. относят к произведениям ораторской прозы. Изд.: Слово похвальное на перенесение мощей св. Бориса и Глеба: Неизданный памятник XII в. / Сообщение X. Лопарева.—СПб., 1894 (ПДП, № 98), Слово о князьях/Перевод и комм. И. П. Еремина // Художественная проза Киевской Руси XI—XIII вв.—М., 1957.—С. 237—239, 330—333; То же / Подг. текста М. В. Рождественской; Перевод и комм И. П. Еремина // ПЛДР: XII век.—М., 1980—С. 338—343, 671—674; То же // Повести Древней Руси,— С. 346—351, 553— оо4. Лит.: А д р и а н о в а-П е р е т ц В. П. Учительная литература // История русской литературы.—М ;Л., 1941.—Т. 1.— С. 362— 363; Лихачев Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI—XIII вв // ТОДРЛ.— 1954.-Т 10.-С. 89—90, Салмина М.А. Слово о князьях // Словарь книжников — Вып. 1 — С. 429—431. М. А. Салмана
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
Слово о князьях
Слово о князьях – литературный памятник, традиционно относимый к XII в., но дошедший лишь в рукописях XV–XVII вв. Он встречается под заглавиями: «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба» (нач.: «Слышасте, братие, что глаголеть господь...»), «Слово похвальное на пренесение святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочий не враждуют на братию свою» (нач.: «Слышасте, братие, что глаголет господь...»), «Неделя 18 по всех святых. Слово о князьях» (нач.: «Слышите, князи, противящеся старейшей братьи...») – см., например, списки ГПБ, собр. Погодина, № 833, 1024; собр. ОЛДП, F.CLXXXIX. Отрывки из него под заглавием «О блаженном князе Давиде Светославичи, внуке Ярослава Владимировича чюдесная повести» читаются в Степенной книге (например, ГПБ, собр. ОЛДП, F.XII; F.LIII; F.CXXIII).
Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь. Оно начинается прославлением почитаемых на Руси святых Бориса и Глеба, явивших собой пример братского послушания. Основной пафос произведения в том, чтобы убедить современных ему князей отказаться от распрей и братоубийственных войн, приводящих к расколу Руси. Автор настоятельно призывает «младших братьев» подчиниться старшим в роде, не считать обиды поводом к измене, не обращаться за помощью в борьбе к иноземцам – «половцам», помнить о славном прошлом своего рода. Примером, достойным подражания, автор считает жизнь черниговского князя Давида Святославича, умершего в первой четверти XII в., рассказ («притчю») о праведном, миролюбивом нраве которого он приводит. С. представляет интерес в литературном отношении; отмечалась перекличка его по содержанию со «Словом о полку Игореве».
Памятник был найден М. П. Погодиным и опубликован им в отрывках в 1843 г. по рукописи ГПБ, собр. Погодина, № 1024. Несколько списков произведения и отрывки из него были опубликованы X. М. Лопаревым в 1894 г. О С. как о литературном памятнике писали В. П. Адрианова-Перетц и Д. С. Лихачев. Текстологически С. не исследовано.
С. обычно датируют временем до монгольского нашествия и относят к памятникам учительной литературы торжественного типа: еще М. П. Погодин считал, что С. было «говорено» в церкви «в продолжении последней четверти 12 и в первой 13 столетия». Помещая С. по традиции в XII в., подчеркнем, однако, что датировка его по существу не доказана: вопрос, поднимаемый в С., – о необходимости подчинения «молодших» князей старшим в роде столь же остро стоял, например, и в XV–XVI вв. (при Василии II, Иване III, Василии III, Иване IV), когда между старшими и младшими «братьями» не раз возникала борьба, в том числе борьба за великокняжеский стол.
Изд.: Погодин М. П. 1) Новая историческая находка. – Москвитянин, 1843, ч. 6, № 11, с. 412–413 (в отрывках); 2) Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1856, т. 7, с. 406–408 (в отрывках); Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: Неизданный памятник XII в.: Сообщ. X. Лонарева, СПб., 1894 (ПДП, № 98); Слово о князьях / Пер. и ком. И. П. Еремина. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII вв. М., 1957, с. 237–239, 330–333; Слово о князьях / Подг. текста М. В. Рождественской, пер. и ком. И. П. Еремина. – В кн.: ПЛДР. XII век. 1980, с. 338–343, 671–674; Слово о князьях / Подг. текста М. В. Рождественской, пер. и примеч. И. П. Еремина. – В кн.: Повести Древней Руси. XI–XII вв. Л., 1983, с. 346–351, примеч. с. 553–554.
Лит.: Голубовский П. Опыт приурочения древнерусской проповеди «Слово о князьях» к определенной хронологической дате. – В кн.: Древности: Тр. Археогр. ком. имп. Моск. археол. об-ва. М., 1899, т. 1, вып. 3, стб. 491–510; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 824; Адрианова-Перетц В. П. Учительная литература. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1, с. 362–363; Лихачев Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI–XIII вв. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 89–90; Линдберг О. А. «Слово о князьях»: Проблема соотношения списков. – В кн.: Источниковедение в изучении литературы Древней Руси. Л., 1987.
М. А. Салмина
Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь. Оно начинается прославлением почитаемых на Руси святых Бориса и Глеба, явивших собой пример братского послушания. Основной пафос произведения в том, чтобы убедить современных ему князей отказаться от распрей и братоубийственных войн, приводящих к расколу Руси. Автор настоятельно призывает «младших братьев» подчиниться старшим в роде, не считать обиды поводом к измене, не обращаться за помощью в борьбе к иноземцам – «половцам», помнить о славном прошлом своего рода. Примером, достойным подражания, автор считает жизнь черниговского князя Давида Святославича, умершего в первой четверти XII в., рассказ («притчю») о праведном, миролюбивом нраве которого он приводит. С. представляет интерес в литературном отношении; отмечалась перекличка его по содержанию со «Словом о полку Игореве».
Памятник был найден М. П. Погодиным и опубликован им в отрывках в 1843 г. по рукописи ГПБ, собр. Погодина, № 1024. Несколько списков произведения и отрывки из него были опубликованы X. М. Лопаревым в 1894 г. О С. как о литературном памятнике писали В. П. Адрианова-Перетц и Д. С. Лихачев. Текстологически С. не исследовано.
С. обычно датируют временем до монгольского нашествия и относят к памятникам учительной литературы торжественного типа: еще М. П. Погодин считал, что С. было «говорено» в церкви «в продолжении последней четверти 12 и в первой 13 столетия». Помещая С. по традиции в XII в., подчеркнем, однако, что датировка его по существу не доказана: вопрос, поднимаемый в С., – о необходимости подчинения «молодших» князей старшим в роде столь же остро стоял, например, и в XV–XVI вв. (при Василии II, Иване III, Василии III, Иване IV), когда между старшими и младшими «братьями» не раз возникала борьба, в том числе борьба за великокняжеский стол.
Изд.: Погодин М. П. 1) Новая историческая находка. – Москвитянин, 1843, ч. 6, № 11, с. 412–413 (в отрывках); 2) Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1856, т. 7, с. 406–408 (в отрывках); Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: Неизданный памятник XII в.: Сообщ. X. Лонарева, СПб., 1894 (ПДП, № 98); Слово о князьях / Пер. и ком. И. П. Еремина. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII вв. М., 1957, с. 237–239, 330–333; Слово о князьях / Подг. текста М. В. Рождественской, пер. и ком. И. П. Еремина. – В кн.: ПЛДР. XII век. 1980, с. 338–343, 671–674; Слово о князьях / Подг. текста М. В. Рождественской, пер. и примеч. И. П. Еремина. – В кн.: Повести Древней Руси. XI–XII вв. Л., 1983, с. 346–351, примеч. с. 553–554.
Лит.: Голубовский П. Опыт приурочения древнерусской проповеди «Слово о князьях» к определенной хронологической дате. – В кн.: Древности: Тр. Археогр. ком. имп. Моск. археол. об-ва. М., 1899, т. 1, вып. 3, стб. 491–510; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 824; Адрианова-Перетц В. П. Учительная литература. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1, с. 362–363; Лихачев Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI–XIII вв. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 89–90; Линдберг О. А. «Слово о князьях»: Проблема соотношения списков. – В кн.: Источниковедение в изучении литературы Древней Руси. Л., 1987.
М. А. Салмина