СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

«СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»
литературное произведение, написанное в канун монгольского нашествия. Неизвестный автор рассказывает о процветающих русских землях.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
произведение древнерусской литературы (XIII в.). Сопоставление "Слова" с летописями показывает, что о "погибели" Русской земли русские стали говорить после захвата Батыем Киева. По своему патриотическому и художественному содержанию близко к "Слову о полку Игоревен. Оба памятника объединяет лирическое восприятие природы, общий образно-поэтический язык, сочетание "похвалы" и "плача".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
отрывок не сохранившегося полностью произведения, которое было посвящено татаро-монгольскому нашествию на Русь. С. дошло до нас в двух списках как введение к первой редакции Жития Александра Невского, что давало основание ряду исследователей видеть в нем вступление к гипотетической светской биографии князя, которая якобы послужила основой его Жития. Однако сравнение стиля С. со стилем Жития свидетельствует о независимости и разновременности возникновения этих произведений; их объединение - факт более поздней литературной истории. Дошедший до нас отрывок С.- либо вступление, либо первая часть памятника, описывающего разгром русских княжеств полчищами Батыя. В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. В. В. Данилов показал, что в патриотических произведениях древней и средневековой литератур, создававшихся в то время, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола, рассказу о бедствиях предшествовало вступление, восхвалявшее былое величие страны. По поэтической структуре и в идейном отношении С. близко к "Слову о полку Игореве". Оба этих произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Между обоими произведениями могут быть отмечены близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты. Но близость этих произведений объясняется не зависимостью одного произведения другого, а их поэтическими особенностями. По вопросу возникновения С. сущеествует несколько точек зрения. Наиболее убедительной следует признать датировку тех исследователей, которые связывают возникновение С. с Батыевым нашествием на Русь в 1237-1240 гг. С. обрывается на фразе "А в ты дни болезнь крестианом (т. е. христианам-русским.- Л. Д.) от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго". "Нынешний Ярослав" - Ярослав Всеволодович, умер в 1246 г., следовательно, С. было написано до 1246 г. Юрий Всеволодович тоже именуется как современный княжащий князь, а он погиб в битве на Сити 4 марта 1238 г. Следовательно, С. было создано в самом начале разгрома Русской земли Батыем, до битвы на реке Сить. Имя автора С. неизвестно. Существуют лишь различные предположения о том, где было написано С. и каково происхождение его автора. Одни исследоваватели считают, что автор - новгородец, другие относят место возникновения С. к южной Руси, третьи видят в авторе памятника представителя северо-восточной Руси - жителя Переяславля-Залесского или Владимира, четвертые местом написания С. называют северо-восточную Русь, но автор, по их мнению, выходец из южной Руси. Последняя гипотеза наиболее убедительна: в С. много черт, связанных с северо-восточной Русью (имена князей, перечисляемые земли, некоторые термины), а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Мономахе южнорусского происхождения. С. оказало влияние на несколько памятников более позднего времени. Отдельными образами С. воспользовался: монах Кирилло-Белозерского монастыри Ефросин, создавая свой вариант "Задонщины" (конец 70-х гг. XV в.), реминисценции из С. имеются в Житии Феодора Ярославского в редакции Андрея Юрьева (2-я пол. XV в.) и в Степенной книге (60-е гг. XVI в.). С. было открыто в конце XIX в., первая его публикация вышла в 1892 г. Текст С. неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий. Произведению посвящена обширная исследовательская литература (подробный обзор ее см. в монографии Ю. К. Бегунова). Изд.: Лопарев Х. М. "Слово о погибели Русскыя земли": Вновь найденный памятник литературы XIII в.-СПб., 1892 (ПДП, № 34); Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века "Слово о погибели Русской земли".- М.; Л., 1965 (здесь перечень всех изд. и исслед. С. до 1965 г.); Слово о погибели Русской земли / Подг. текста Л. А. Дмитриева; Перевод Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова // Слово о полку Игореве.-Л., 1967. -С. 359-362 (Библиотека поэта. Большая серия); То же / Подг. текста, перевод и примеч. Ю. К. Бегунова // Изборник (1969).-С. 326-327, 738-739; То же / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // ПЛДР: XIII век.-М., 1981.-С. 130-131, 544-546; То же // Воинские повести Древней Руси.- С. 116- 119; То же // Русская литература XI-XVIII вв.- М., 1988.- С. 88-89. Лит.: Мансикка В. Житие Александра Невского,- СПб., 1913 (ПДП, № 180); Тихомиров М. Н. Где и когда было написано "Слово о погибели Русской земли" // ТОДРЛ.- 1951.- Т. 8. - С. 235-244; Гудзии Н. К. О "Слове о погибели Рускыя земли" // ТОДРЛ.- 1956.- Т. 12.- С. 527-545; Соловьев А. В. Заметки к "Слову о погибели Рускыя земли" // ТОДРЛ.- 1958-Т. 15.- С. 109-113; Данилов В. В. "Слово о погибели Рускыя земли" как произведение художественное // ТОДРЛ.- 1960.- Т. 16.- С. 132-142: Мещерский Н. А. К реконструкции текста "Слова о погибели Рускыя земли" // Вестник ЛГУ.-№ 14. Серия истории, языка и литературы.- Л., 1963.- Вып. 3.- С. 44-53; Дмитриев Л. А. Слово о погибели Русской земли // Словарь книжников.- Вып. 1.- С. 432- 434; Горский А. А. Проблемы изучения "Слова о погибели Рускыя земли": К 750-летию со времени написания//ТОДРЛ.-1990.-Т. 43.- С. 18-38. Л. А. Дмитриев

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Слово о погибели Русской земли
Слово о погибели Русской земли – отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Один список – XV в. (Гос. архив Псковской области, собр. Псково-Печерского мон., ф. 449, № 60), второй – XVI в. (ИРЛИ, Р.IV, оп. 24, № 26). Заглавие памятника «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» читается только в первом списке.
Объединение в рукописной традиции С. с Повестью о житии Александра Невского давало основание ряду исследователей считать С. вступлением к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского, которая якобы послужила основой его жития. Однако сравнение стиля С. со стилем Повести о житии свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. И в настоящее время полностью возобладала точка зрения, согласно которой объединение этих текстов – факт их более поздней литературной истории.
Дошедший до нас отрывок С. – либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» – об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств монголо-татарами. В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность С. находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. В. В. Данилов, изучавший эту проблему, пришел, однако, к заключению, что С. «сближается не со всяким патриотическим произведением в других литературах, а лишь со сходными по условиям своего проявления, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола» (Данилов В. В. «Слово о погибели Рускыя земли» как произведение художественное. – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 137–138).
С. по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба этих произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед татаро-монгольским нашествием. С. же явилось лирическим откликом на события этого нашествия. Между обоими произведениями могут быть отмечены близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты (см.: Соловьев А. В. Заметки к «Слову о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1958, т. 15, с. 109–113). Однако о непосредственной зависимости С. от «Слова о полку Игореве» эти совпадения свидетельствовать не могут. В данном случае близость этих произведений объясняется их поэтическими особенностями.
В науке существуют различные точки зрения как по вопросу о времени написания С., так и по вопросу об авторе произведения. Некоторые исследователи (М. Н. Тихомиров, В. Филипп и др.) соотносят возникновение С. с Калкской битвой 1223 г. Есть точка зрения (М. В. Горлин), согласно которой С. – отклик на смерть князя Ярослава Всеволодовича в 1246 г. В. В. Данилов полагал, что С. было написано после 1250 г. кем-то из лиц, прибывших в свите Кирилла, митрополита из Галича во Владимиро-Суздальскую Русь. Наиболее убедительной, однако, следует принять датировку тех исследователей (А. В. Соловьев, Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, Ю. К. Бегунов и др.), которые связывают возникновение С. с Батыевым нашествием на Русь в 1237–1240 гг. С. обрывается на фразе «А в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго». «Нынешний Ярослав» – Ярослав Всеволодович, умер в 1246 г., следовательно, С. было написано, во всяком случае, до 1246 г. Но в приведенном контексте и имя Юрия Всеволодовича фигурирует, скорее всего, как имя еще живого князя, а он погиб в битве на Сити 4 марта 1238 г. Можно думать поэтому, что С. было создано в самом начале Мамаева нашествия, еще до битвы на реке Сити.
Столь же гипотетичным остается для нас вопрос и об авторе С. Одни исследователи видят в авторе жителя Новгорода (М. Н. Тихомиров, В. Филипп), другие считают, что произведение возникло в пределах южной Руси (А. В. Соловьев), третьи полагают, что автором С. был житель северо-восточной Руси – Переяславля-Залесского или Владимира (Н. К. Гудзий), четвертые – местом написания С. называют северо-восточную Русь, но говорят, что автором был выходец из южной Руси (В. В. Данилов, Ю. К. Бегунов). Последняя гипотеза представляется наиболее убедительной: в С. много черт, свидетельствующих о северовосточной Руси (имена князей, перечисляемые земли, некоторые термины), а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Всеволодовиче Мономахе южнорусского происхождения.
С., как известно, нашло отражение в нескольких памятниках древнерусской литературы – образами С. воспользовался монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, создавая свой вариант «Задонщины» (конец 70-х гг. XV в.), реминисценции из «Слова» имеются в редакции Андрея Юрьева Жития Феодора Ярославского (вторая половина XV в.) и в Степенной книге (60-е гг. XVI в.).
Первая публикация С. была осуществлена по рукописи псковского Печерского монастыря в 1892 г. X. М. Лопаревым. Однако, до издания Лопарева памятник этот был известен псковскому археологу К. Г. Евлентьеву, о чем свидетельствует запись последнего от 1878 г. на обороте верхней крышки переплета сборника со С. Второй список произведения был открыт в 1933 г. И. Н. Заволоко среди рукописей рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Вторично этот список был открыт В. И. Малышевым в 1945 г. Текст этого списка был в 1947 г. одновременно опубликован В. И. Малышевым по рукописи и по фотокопии в работе М. В. Горлина, опубликованной посмертно (фотокопию списка В. М. Горлину в 30-е гг. предоставил И. Н. Заволоко). Текст С. неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий. Произведению посвящена обширная исследовательская литература (подробный обзор ее см. в монографии Ю. К. Бегунова).
Изд.: Лопарев Х. М. «Слово о погибели Рускыя земли»: Вновь найденный памятник литературы XIII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 34); Серебрянский. Княжеские жития, с. 109; Малышев В. И. Житие Александра Невского: (По рукописи середины XVI в. Гребенщиковской старообрядческой общины в г. Риге). – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 185–193; Gorlin М. Le Dit de la ruine de la terre Russe et de la mort du grand-prince Jaroslav. – Revue des ?tudes slaves, t. 23, 1947, fasc. 1–4, p. 5–33; Слово о погибели Русской земли / Пер., статья и примеч. И. П. Еремина. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков / Сост., пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 251–254, 351–354; Sоlоviеv А. V. Die Dichtung vom Untergang Russlands. – Die Welt der Slaven, 1964, Jhrg. 9, S. 225–245 (пер. на нем. яз); Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965; Слово о погибели Русской земли (подготовка текста, перевод и примечания Ю. К. Бегунова). – В кн.: «Изборник»: (Сб. произв. литературы Древней Руси). М., 1969, с. 326–327, 738–739; Literatura staroruska. Warszawa, 1971, s. 92–93 (пер. на польск. яз); Zenkovsky S. A. Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales, 2 ed. New York, 1974, p. 196–197 (пер. на англ. яз.); Слово о погибели Русской земли / Подг. текста, пер. и ком. Л. А. Дмитриева. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 130–131, 544–546.
Лит.: Жданов И. Н. Русский былевой эпос. СПб., 1895; Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913 (ПДП – 180); Тихомиров М. Н. Где и когда было написано «Слово о погибели Русской земли». – ТОДРЛ, 1951, т. 8, с. 235–244; Sоlоviеv А. 1) Le Dit de la ruine de la terre Russe. – Byzantion, 1953, t. 22, p. 105–128; 2) New Traces of the «Igor Tale» in Old Russian Literature. – Harvard Slavic Studies, 1953, vol. 1, p. 73–81; Гудзий Н. К. О «Слове о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1956, т. 12, с. 527–545; Рhilipp W. ?ber das Verh?ltnis des «Slovo о роgibeli Russkoj zemli» zum «Zitie Aleksandra Nevskogo». – Forschungen zur Osteurop?ischen Geschichte. Berlin, 1957, Bd 5, S. 7–37; Малышев В. И. О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия). – Slavia, 1959, ro?. XXVIII, se?. 1, с. 69–72; Мещерский Н. А. 1) Из наблюдений над языком «Слова о погибели Рускыя земли». – Учен. зап. ЛГПИ, т. 248. Вопр. языкозн. Л., 1963, с. 407–416; 2) К реконструкции текста «Слова о погибели Рускыя земли». – Вестн. ЛГУ, 1963, № 14, Сер. ист. яз. и лит., вып. 3, с. 44–53.
Л. А. Дмитриев

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987