Слово святого Григория изобретено в толцех – компиляция, составленная на основании слова Григория Богослова на богоявление (PG, 1886, t. 36, col. 335–360) и направленная против славянских языческих верований и обрядов. Согласно выводам Е. В. Аничкова, впрочем далеко не во всем бесспорным, первоначальная редакция С. представляла собой сокращенное переложение выдержек из слова Григория Богослова и ничего не говорила о язычестве восточных славян; сведения о языческих верованиях древних славян – позднейшие наслаивавшиеся одна на другую вставки. Перевод слова Григория Богослова, лежащий в основе компиляции, близок, по наблюдениям Е. В. Аничкова, первому переводу собрания 13 слов этого отца церкви (См.: Будилович А. XIII слов Григория Богослова в древнеславян-ском переводе по рукописи имп. Публ. б-ки XI в. СПб., 1875, с. 1–15); по мнению В. И. Мансикки, составитель С. пользовался комментариями к Григорию Богослову. Обращение к этой проповеди прославленного отца церкви объясняется тем, что она считалась в древности классическим обличением язычества (см.: Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984, с. 44–45). Помимо слова Григория Богослова в компиляции использована летописная Речь философа (см. Повесть временных лет); В. И. Мансикка видит в С. следы влияния Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере.
В датировке С. святого Григория мнения исследователей расходятся. Если Н. М. Гальковский вслед за И. И. Срезневским датировал сочинение кон. XIII – нач. XIV вв. (датировка В. И. Мансикки менее определенна: нижней датой является время создания «Слова некоего христолюбца»), то Е. В. Аничков выдвинул предположения, что С. написано в 60-х гг. XI в. и связал его возникновение с борьбой против волхвов. В отличие от своих предшественников ученый признал сообщение о создании сочинения по дороге в Царьград («досюде могох написати даже несоша ны Царюграду») позднейшей вставкой, относящейся только к одному из списков С. Попытка атрибутировать С. святого Григория Даниилу игумену, предпринятая Б. А. Рыбаковым, малоубедительна.
С., называющееся в рукописях «Слово святаго Григорья изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят», не получило широкого распространения в рукописной традиции. Помимо Паисиевского сборника (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 4/1081), в котором, по единодушному мнению исследователей, лучше всего сохранился первоначальный текст памятника, С. известно еще в двух рукописях (ГПБ, Соф. собр., № 1295; Кир.-Белоз. собр., № 43/1120). С. было использовано при составлении компилятивного «Слова святого отца нашего Иоанна Златоустаго... о томь, како пьрвое погании веровали в идолы...» (напеч. Н. Гальковским: Борьба христианства..., т. 2, с. 55–63), из которого в свою очередь были сделаны вставки в особую редакцию С. святого Григория (ГИМ, Чуд. собр., № 270).
Изд.: Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 528–530; Летописи Тихонравова, т. 4, с. 96–105; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897, в. 3, с. 231–235; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, т. 2. – Зап. имп. Моск. археол. ин-та. М., 1913, т. 18, с. 17–35; Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914, с. 380–386 (Зап. ист.-филол. ф-та СПб. унив., ч. 117).
Лит.: Срезневский И. Свидетельства Паисиевского сборника о языческих суевериях русских. – Москвитянин, 1851, № 5, с. 52–64; Азбукин П. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе (XI–XIV вв.). – РФВ, 1896, № 2, с. 226, 237, 244, 246; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916, т. 1; Мansikka V. J. Die Religion der Ostslaven. Bd 1. Quellen. Helsinki, 1922, S. 160–172; Ильинский Г. А. Одно неизвестное древнеславянское божество. – Изв. АН СССР. Сер. 6, 1927, № 5–6, с. 369–372; ?owmia?ski H. Religia s?owian i jej upadek: (w. VI–XII). Warszawa, 1979, s. 130–153; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981, с. 11–30.
Т. В. Буланина