СЛУЧАЙНОСТЬ В ИСТОРИИ

Найдено 1 определение
СЛУЧАЙНОСТЬ В ИСТОРИИ
«взаимонезависимостъ нескольких рядов причин и следствий, случайно накладывающихся друг на друга». Так формулирует наиболее современное определение случайности французский исследователь А. Курно в своей работе «К вопросу о движении идей и событий в истории нового времени» (1872). Его подход базируется на установке рассматривать случайность как место пересечения цепочки причинных рядов, возникающих в реальном мире. Следовательно, условием появления случайности здесь служит, во-первых, наличие таких рядов в самой действительности, во-вторых, возможность их пересечения. Связь между причиной и действием в причинных рядах имеет необходимый характер, в то время как пересечение таких рядов приводит к возникновению случайного события. Релявитизирующую концепцию случайности А. Курно как пересечения необходимостей сформулировал ирландский историк Д. Бьюри, утверждавший, что индивидуальность и неповторимость истории делает все в ней случайным и лишенным необходимости. Указанный тезис он подробно развил в 1916 г. в очерке «Нос Клеопатры», сославшись на пример с египетской царицей Клеопатрой, приведенный знаменитым французским ученым Б. Паскалем.«Чтобы до конца осознать всю суетность человека, - писал Б. Паскаль, - надо уяснить себе причины и следствия любви. Причина ее - “неведомо что” (Корнель), а следствия ужасны. И это “неведомо что”, эта малость, которую и определить-то невозможно, сотрясает землю, движет монархами, армиями, всем миром. Нос Клеопатры: будь он чуть покороче - облик земли стал бы иным». Подобный взгляд разделяется теми историками, которые видят в историческом процессе нагромождение случайностей и не проводят различия между причинными связями, необходимыми, важными и существенными для анализа этого процесса, и причинными отношениями, случайными, несущественными, второстепенными. А. Курно, предложивший новое определение случайности, стремился раскрыть механизм ее возникновения, а самое главное - разграничить необходимое и случайное.
В историческом исследовании, прежде всего, следует выделить те причинные связи, которые оказывают основное, определяющее воздействие на исторический процесс. В этих целях, как справедливо отмечал английский историк Э. X. Карр, необходимо определить иерархию причинных связей аналогично историческим фактам. «Причины определяют интерпретацию исторического процесса историком, а его интерпретация - выбор и упорядочение причин. Иерархия причин, относительное значение одной причины или множества причин в сравнении с другими, составляют сущность интерпретации историка.
Именно это дает ключ к решению проблемы случайности в истории» Такой подход не отрицает наличия случайностей в истории, которые, несомненно, определенным образом влияют на ход исторического процесса, но поскольку они являются случайностями, то не могут оказать на него решающего воздействия. Отношение марксистов к случайностям в истории при всем его приближении к сути природы случайности имело редукционистский характер. Сам К. Маркс сформулировал свои взгляды по этому поводу в частном письме к Л. Кугельману в 1871 г. «Творить мировую историю, - писал он, - было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо-благоприятных шансов. С другой стороны, история носила бы очень мистический характер, если бы “случайности” не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих “случайностей”, среди которых фигурирует и такой “случай”, как характер людей, стоящих вначале во главе движения». Однако К. Маркс ориентировался скорее на необходимость и всеобщую обусловленность событий и поэтому считал, что социальные законы «осуществляются с железной необходимостью» и «действуют с непреложностью законов природы». Из приведенного видно, что случайности вряд ли могут как-либо видоизменить характер исторического процесса, если действие одних из них компенсируется за счет других, а ускорение и замедление самого процесса зависит только от характера личностей, возглавляющих те или иные общественные движения, а не от народных масс, участвующих в этом движении.
Одним из первых в марксистской литературе мнение о случайности как пересечении независимых причинных рядов высказал Г. В. Плеханов (1856-1918). Однако долгое время в науке отсутствовало понимание того, что «случайность является разменной монетой закономерности», что цепь пересечения независимых причинных рядов можно расшифровать в достаточно строгом режиме. Появившиеся на рубеже XX-XXI вв. полидисциплинарные технологии анализа открывают перспективу такого рода расшифровки природы случайности.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 33; Николаева И Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. Томск, 2010; Рузавин Г. И.
Основы философии истории. Гл. 16. М., 2001; Burks A. The Logic of Causal Propositions// Mind. 1951. Vol. 60. No. 239; Cournot A. Considerations sur la marche des idees et des evenements dans les temps modemes. P., 1872. Б. г. могильницкий

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
264.50 кб

Типология случайности в контексте историко-философского подхода

Матушкина М.О.
Статья посвящена проблеме соотношения случайности и необходимости в опыте историко-философской рефлексии.
Читать PDF
153.80 кб

Историографические и методологические аспекты использования понятия "случайность" в изучении историч

Бочаров Алексей Владимирович
Анализируются теоретические проблемы использования понятия "историческая случайность" в исторической науке.