СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Предмет «слушание музыки» получил широкое распространение в 1920-е гг. в связи с задачей приобщения народных масс к искусству. Неподготовленность рабочей аудитории к восприятию академическоймузыки, требующей отвлеченного мышления, непрерывности внимания и общей культуры, диктовали необходимость обучения осознанному слушанию, умению правильно вести себя на концерте. Разработкой методики уроков «слушания» занимались видные музыканты, статус этого предмета был поднят очень высоко. Так, Н.Я. Брюсова провозглашала равнозначность восприятия, исполнения и сочинения. «С.М., –писала она, — есть такой же творческий труд, как и попытки самим слагать звуки в музыкальную речь» (3, 6). Уроки С.М. проходили в так называемых «народных музыкальных школах», «школах музыкального просвещения», народных консерваториях, студиях и кружках, а также в общеобразовательных школах. Обычно исполняемые сочинения сопровождались вступительными беседами и пояснениями. Применялся также принцип медленного прослушивания: сначала произведение проигрывалось целиком, затем последовательно анализировалась каждая из его составных частей. На основе непосредственных впечатлений слушатель получал возможность выверить свое восприятие, научиться различать средства музыкальной выразительности. Несколько иначе к занятиям подходили в рабочих клубах, где главными считались коллективные формы самодеятельного музицирования. Поскольку репертуар многочисленных музыкальных кружков был в тот период, как правило, довольно элементарный, слушание музыки воспринималось как способ внести разнообразие и увлекательность в занятия. В качестве творческого стимула могли прослушиваться сочинения из возможного будущего репертуара коллектива в случае его творческого роста. С.М. было не только приобщением к искусству, но и формой идеологической борьбы с «мещанскими вкусами» и «буржуазным влиянием». Музыкальный опыт аудитории, которую надо было перевоспитать и окультурить, опирался на «мещанские» бытовые шаблоны, а музыка, которая пропагандировалась, была «буржуазной». В этих условиях, с одной стороны, формировался репертуар из популярной русской и западноевропейской классики, официально признаваемый идеологически благонадежным, с другой стороны, провозглашалась необходимость создания новой, пролетарской музыки. Но так как успехи композиторов в этой области были крайне незначительны, это побуждало организаторов музыкальной работы чрезмерно преувеличивать роль слушания как подлинно творческого акта. Поэтому курсы С.М. насаждались повсеместно, и одно время они существовали даже в Московской консерватории. (М. К.) Лит.: 1. Пекелис М. Слушание музыки // Музыка и Октябрь. 1926. № 1. С. 20; 2. Шульгин Л. К постановке вопроса о слушании музыки в кружках // Музыка и революция. 1926. № 1. С. 19–22; 3. Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М., 1919; 4. Румянцев С.Ю. Музыкальная самодеятельность // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. СПб., 2000. Т. I. С. 196–199.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010