(7 апреля 1912 — 18 августа 1985) — один из пионеров отечественной классической гитары, выдающийся украинский гитарист-исполнитель и педагог. Творчество музыканта неразрывно связано с Киевом. В детстве К.М. Смага учился играть на гитаре самостоятельно. Благодаря природному таланту и кропотливой работе овладел классическим репертуаром. В 1937 году поступил в Киевское музыкальное училище в класс гитары Марка Моисеевича Гелиса (организатора кафедры народных инструментов в Киевской консерватории им. П.И. Чайковского).
Важным событием в жизни К.М. Смаги стало участие во Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939). В смотре приняли участие лучшие молодые гитаристы того времени: А. Иванов-Крамской, В. Белильников, Е. Рябоконь-Успенская и другие. По результатам конкурса Константин Смага был награжден дипломом. Председатель жюри конкурса профессор Московской консерватории В.М. Беляев о победителях смотра писал: “Премии, присужденные исполнителям-студентам, — это премии молодому и сильному отряду квалифицированных исполнителей, которые проявили необозримое музыкальное мировоззрение и четкую целеустремленность” (“Советская культура”, 1939, №11).
Творческое общение К.М. Смаги с профессором М.М. Гелисом было продолжено в послевоенном Киеве, в консерватории, которую Константин Михайлович окончил в 1949 году.
Начиная с 50-х годов, К.М. Смага был солистом ведущих концертных организаций Украины — Киевской филармонии и Укрконцерта. Выступал в составе ансамблей народных инструментов и эстрадных оркестров. К сожалению, годы творческого расцвета Константина Смаги как гитариста-солиста совпали с эпохой, неблагоприятной для развития гитарного искусства. Поэтому сольные концерты гитариста были лишь эпизодами в биографии музыканта.
На протяжении многих лет К.М. Смага работал над транскрипциями классических произведений для гитары, обработками народных и популярных песен. В 60—70 годах издательством “Музычна Украина” опубликованы серии нотных сборников, подготовленные музыкантом: “Украинские народные песни”, “Пьесы для шестиструнной гитары”, “Современные песни в переложении для шестиструнной гитары” и другие. Этот слой музыкального наследия гитариста ярче всего выявил его многогранный талант, эрудицию и совершенное владение инструментом.
Константин Михайлович был самым авторитетным педагогом классической гитары. Он не только работал преподавателем в детских музыкальных школах, но и давал частные уроки начинающим гитаристам и опытным музыкантам, консультировал гитаристов-профессионалов и мастеров музыкальных инструментов. Среди известнейших воспитанников К.М. Смаги — Ванда Вильгельми, Евгений Зайцев, Людмила Касатова, Станислав Колесник, Людмила Колесникова, Генрих Любимов, Владимир Манилов, Евгений и Ольга Раковы, Сергей Самоткин, Иван Степанов. Методические советы К.М. Смаги способствовали развитию исполнительского мастерства Ивана Кузнецова, Валерия Петренко, Петра Полухина, Анатолия Шпакова, Сергея Крахмальникова, Виктора Осинского и других известных музыкантов. Не будет преувеличением сказать, что Константин Смага — патриарх киевских гитаристов-педагогов.