Смерть
СМЕРТЬ
способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Смерть
бывает двух видов: телесная и духовная. После смерти телесной тело лишается души, которая его оживляла, а духовная смерть заключается в том, что душа лишается Божьей благодати, которая поддерживала ее высшую, духовную жизнь. Душа тоже может умереть, но это происходит не так, как умирает тело. После телесной смерти тело теряет чувства и разрушается, душа же после смерти от греха лишается духовного света, блаженства и радости, но не уничтожается и не разрушается, а находится в состоянии мрака, страдания и скорби. Смерть вошла в наш мир через грех наших прародителей – Адама и Евы. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Послание к Римлянам, 5, 12).
Источник: Православная энциклопедия.
СМЕРТЬ
Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла высшею духовною жизнью. Душа также может умереть, но не так как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а душа. когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Смерть вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство. Свящ. Писание говорит о сем следующим образом: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим 5:12).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Смерть
в свете православной традиции, прежде всего, болезненная гибель человеческой плоти и мучительное состояние души, переживающей необратимый разрыв с привычным миром, родными и близкими людьми. Далее, это «таинство смертное», т. е. непостижимый земным разумом таинственный процесс высвобождения духовного существа человеческой личности из грубой физической оболочки и уход в принципиально иной мир тонкотелесного бытия. С. и тление тела – следствие греховного падения человека, унизительное помрачение образа Божия его личности. С. не была создана Богом, но стала результатом грехопадения первых людей, потерявших способность к жизни вечной и приобретших тленные материальные тела. Через первородный грех Адама и Евы С. вошла в мир и сделалась определяющим свойством всей твари, главнейшим выражением отчужденности тварного бытия от Творца. После спасения человека Иисусом Христом, а в конечном счете и всей твари, от власти первородного греха С. утратила свою власть над тварной природой. Отныне для христиан С. есть не безысходное мучение, но путь к вечной жизни, правда, с риском оказаться в состоянии вечной гибели, вечного умирания (см. Ад). Забвение смысла С. как движения к иному миру, духовная беспечность человека в отношении смертного конца рассматриваются в православии как факторы, способствующие погибели души. Хранение же и оживление в сердце «памяти смертной» является одним из важных элементов православной духовной культуры.
Источник: Краткий православный словарь.
Смерть
евр. маве. Смерть, умирать. Эти слова имеют различные значения: 1) Телесная смерть, т.е. отделение души от тела, которое возвращается в землю (Иоан. 11:4; Быт. 3:19; Еккл. 12:7; 1 Кор. 15:21), и далее 2) Духовная смерть в грехах и преступлениях (Еф. 1:1; 1 Иоан. 3:14; 2 Кор. 7:10; Иоан. 5:24); 3) Отвержение Богом в будущем веке (Рим. 1: 32; 8:13; Иоан. 6:50; 11:26); эта смерть называется второй смертью (Отк. 2:11; 20:6), вероятно, в некоторых местах эти значения совпадают, как, например, в Рим. 5:12; 6:16; 7: 24; 8:2 и т.д. 4) Иногда эти слова обозначают опасность для нашей жизни; например, 2 Кор. 1:10; 4:11 или тяжелые страдания (2 Кор. 4:12; срав. 1 Кор. 15:31: «Я умираю каждый день , и 2 Кор. 6:9. 5) В переносном смысле эти слова обозначают полное духовное бессилие, например, «а я умер» (Рим. 7:10). Срав. Отк. 3:2-6), порывание всякой связи с кем-либо или чем-либо, например, «умереть для закона» (Гал. 2:19; Рим. 7:6), «для греха» (Рим. 6:2), для стихии мира, т.е. для учений мира (Кол. 2:20; Срав. Рим. 6:8). Так о христианах в одном смысле говорится, что они были мертвы (Еф. 2:1; значение 2), и в другом смысле, что они суть мертвы (Кол. 3:3; значение 6). К предметам и понятиям применяется слово смерть в смысле бессилия или бездеятельности, так, например, говорится о мертвой вере (Иак. 2:17 и т.д.); что грех мертв, пока не является заповедь (Рим. 7:8); в Евр. 6:1; 9:14 говорится о мертвых делах. В некоторых местах смерть обозначает царство мертвых (1 Кор. 15:55; Отк. 1:18; 20:13).
смерть
прекращение или отсутствие жизни, отделение души от тела. Смерть не была создана Богом. Сотворив человека (Адама) прекрасным, Бог лишь предупредил его, что он умрет, если проявит непослушание, отойдет от заповеди Божией, оставит Бога. И человек пошел именно по этому пути (Рим 5.12; ср. Иез 28.15). Не известно, сколько времени до этого отхода Адам жил в раю. Он, видимо, обладал бессмертием, ибо мог вкушать и от дерева жизни (Быт 2.9,16-17), но грехопадение сделало его смертным, хотя смерть и пришла видимым образом лишь через 930 лет (Быт 5.5). О его знакомстве с бессмертием говорит и тот факт, что у рая на пути к дереву жизни после изгнания Адама была поставлена охрана (Быт 3.24). Хотя Адам продолжал жить, тело его стало смертным, то есть обладающим всеми теми ужасными недостатками и порчей, которые мы-его потомки, так хорошо знаем по себе. И это есть последствие, а не причина смерти. После грехопадения Адам стал рождать (производить) от Евы детей по своему (а не Божиему!) подобию (Быт 5.3). Таким образом смерть стала царствовать в мире. Но это не окончательная смерть, ибо душа с телом не умирает. Есть еще вторая смерть (От 2.11; 20.6,14-15; 21.8, ср. Лк 12.4-5)-вечное пребывание в мучениях и без Бога. Только верующий в Иисуса Христа-Спасителя душ человеческих, не умирает (Ин 6.50-51; 11.26; Рим 8.13), такой человек переходит из состояния или подверженности смерти (чем является наша внешняя жизнь) в жизнь истинную (Ин 5.24; 1Ин 3.14). Господь победил смерть и держит в Своих руках ключи смерти и ада (1Тим 1.10; От 1.18). В Священном Писании есть указания на то, что не все поголовно будут оживлены в конце веков (Пс 48.20; 91.8; Ис 26.14; Иер 51.39,57; Дан 12.2); по-видимому, есть категория людей, которые были и пройдут как небывшие (Авд. 1.16). (См. убиение)
Смерть
необратимое прекращение жизнедеятельности организма, являющееся неизбежной заключительной стадией его индивидуального состояния. Различают смерть естественную и преждевременную, или патологическую. Естественная смерть наступает вследствие естественного прекращения жизни, изнашивания организма и угасания его функций, т.е. представляет собой результат естественного завершения существования индивидуума. Патологическая смерть может быть преждевременной в любом возрасте. Она может быть насильственной (убийство, самоубийство) или возникает от болезни. Скоропостижной называют смерть, наступившую внезапно. Такая смерть возникает, например, от разрыва аорты при ее аневризме, разрыва сердца после инфаркта миокарда, разрыва фаллопиевой трубы при внематочной беременности. Смерть человека может наступить в результате остановки сердца или от остановки дыхательных движений. Различают смерть клиническую и биологическую. При клинической смерти прекращается работа сердца, останавливается процесс дыхания, исчезают все рефлексы. Клиническая смерть является обратимой, если она продолжается не более 5 – 6 мин. Биологической смертью называется необратимый этап умирания организма. Прежде всего происходят необратимые изменения в нервной системе. В первую очередь выключается кора головного мозга, затем подкорковые центры, стволовая часть головного мозга и спинной мозг.
Позднее происходит выключение функции желез внутренней секреции, паренхиматозных органов и других тканей. Некоторые органы живут в течение нескольких суток после остановки сердца, у мертвого человека некоторое время продолжают расти ногти, волосы, продолжается размножение клеток эпидермиса кожи и слизистых оболочек. При вскрытии трупа после смерти можно наблюдать перистальтику кишок. Отдельные органы после извлечения из трупа можно оживить. К их числу принадлежат сердце, печень, почки и др. В некоторых случаях время перехода от жизни к клинической смерти затягивается (от нескольких часов до нескольких дней) и оказывается очень мучительным для умирающего человека. Этот период называют агонией (agonia – борьба). Агонии предшествует терминальная пауза, во время которой артериальное давление падает почти до нуля, а дыхательные движения останавливаются. Во время агонии кровяное давление вновь немного повышается (на 15 – 20 мм рт. ст.) и возобновляются дыхательные движения. Они носят характер отдельных глубоких вдохов с широко открытым ртом (человек как бы ловит воздух). Падение кровяного давления и остановка сердечной деятельности приводят организм умирающего к состоянию гипоксемии и гипоксии. В крови нарастает содержание молочной и пировиноградной кислот. Безусловные признаки смерти – охлаждение тела, окоченение его и появление трупных пятен. Постепенное угнетение и прекращение обмена веществ вызывают понижение температуры тела. Трупное окоченение наступает через 6 – 10 часов после смерти. Оно вызывается накоплением в мышцах молочной кислоты и кислотным набуханием коллоидов мышц. Трупные пятна представляют собой скопление крови в венах вследствие сокращения артериол трупа и перехода крови в венозные сосуды. Трупные пятна наблюдаются на частях тела, обращенных вниз. См. Человек, Возрастная периодизация онтогенеза, Продолжительность жизни.
Позднее происходит выключение функции желез внутренней секреции, паренхиматозных органов и других тканей. Некоторые органы живут в течение нескольких суток после остановки сердца, у мертвого человека некоторое время продолжают расти ногти, волосы, продолжается размножение клеток эпидермиса кожи и слизистых оболочек. При вскрытии трупа после смерти можно наблюдать перистальтику кишок. Отдельные органы после извлечения из трупа можно оживить. К их числу принадлежат сердце, печень, почки и др. В некоторых случаях время перехода от жизни к клинической смерти затягивается (от нескольких часов до нескольких дней) и оказывается очень мучительным для умирающего человека. Этот период называют агонией (agonia – борьба). Агонии предшествует терминальная пауза, во время которой артериальное давление падает почти до нуля, а дыхательные движения останавливаются. Во время агонии кровяное давление вновь немного повышается (на 15 – 20 мм рт. ст.) и возобновляются дыхательные движения. Они носят характер отдельных глубоких вдохов с широко открытым ртом (человек как бы ловит воздух). Падение кровяного давления и остановка сердечной деятельности приводят организм умирающего к состоянию гипоксемии и гипоксии. В крови нарастает содержание молочной и пировиноградной кислот. Безусловные признаки смерти – охлаждение тела, окоченение его и появление трупных пятен. Постепенное угнетение и прекращение обмена веществ вызывают понижение температуры тела. Трупное окоченение наступает через 6 – 10 часов после смерти. Оно вызывается накоплением в мышцах молочной кислоты и кислотным набуханием коллоидов мышц. Трупные пятна представляют собой скопление крови в венах вследствие сокращения артериол трупа и перехода крови в венозные сосуды. Трупные пятна наблюдаются на частях тела, обращенных вниз. См. Человек, Возрастная периодизация онтогенеза, Продолжительность жизни.