Смирнов (Аполлон Иванович) - писатель, ординарный профессор Казанского университета по кафедре философии; состоит деканом историко-филологического факультета. Важнейшие его сочинения: "Философия Беркли" (1877); "История английской этики" (т. I, Казань., 1880); "Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве" (Казань, 1894); "Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства" (Казань, 1894). С. держится направления английской эмпирической психологии. Он считает задачей общей теории эстетики изучение того, "что такое красота и что такое чувство красоты, какие предметы, факты, отношения признаются красивыми и какие физиологические и психологические процессы в нас самих соответствуют этим вещам или вызываются ими". Эстетические чувства представляют собой особый класс эмоций (удовольствий и страданий), которые должны подчиняться общим законам удовольствий и страданий; "эстетически прекрасное (или чувство прекрасного с его объективной стороны) есть то, что доставляет нам наибольшее количество приятных возбуждений при наименьшем количестве возбуждений неприятных в процессах периферических органов нервной системы, прямо не связанных с органическими функциями". Излагая эстетическую теорию музыки, С. указывает, что в действие на нас музыки входит с одной стороны чисто физиологический элемент - возбуждение нервной системы, а через нее и мускульной, и сосудистой, а с другой - психологический элемент, который распадается на ряд моментов как чисто чувственного характера, так и умственного (единство среди разнообразия и т. п.) и особенно эмоционального; в последний входят чувства удовлетворенного ожидания (мелодии и ритм), контраста, новизны и неожиданности, а также и все те волнения и настроения, которые переживали наши зоологические предки в моменты особенно страстного их возбуждения и которые ассоциировались у них с музыкой, а нами получены путем наследственной передачи; последним С. объясняет смутность, неуловимость, невыразимость чувств, возбуждаемых в нас музыкой. Умер в 1902 г.
Смирнов Аполлон Иванович
— писатель, ординарный профессор Казанского университета по кафедре философии; состоит деканом историко-филологического факультета. Важнейшие его сочинения: "Философия Беркли" (1877); "История англ. этики" (т. I, Каз., 1880), "Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве" (Казань, 1894), "Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства" (Казань, 1894). С. держится направления англ. эмпирической психологии. Он считает задачей общей теории эстетики изучение того, "что такое красота и что такое чувство красоты, какие предметы, факты, отношения признаются красивыми и какие физиологические и психологические процессы в нас самих соответствуют этим вещам или вызываются ими". Эстетические чувства представляют собой особый класс эмоций (удовольствий и страданий), которые должны подчиняться общим законам удовольствий и страданий; "эстетически прекрасное (или чувство прекрасного, с его объективной стороны) есть то, что доставляет нам наибольшее количество приятных возбуждений при наименьшем количестве возбуждений неприятных в процессах периферических органов нервной системы, прямо не связанных с органическими функциями". Излагая эстетическую теорию музыки, С. указывает, что в действие на нас музыки входит, с одной стороны, чисто физиологический элемент — возбуждение нервной системы, а через нее и мускульной и сосудистой, а с другой — психологический элемент, который распадается на ряд моментов как чисто чувственного характера, так и умственного (единство среди разнообразия и т. п.) и особенно эмоционального; в последний входят чувства удовлетворенного ожидания (мелодии и ритм), контраста, новизны и неожиданности, а также и все те волнения и настроения, которые переживали наши зоологические предки в моменты особенно страстного их возбуждения и которые ассоциировались у них с музыкой, а нами получены путем наследственной передачи; последним С. объясняет смутность, неуловимость, невыразимость чувств, возбуждаемых в нас музыкой.
{Брокгауз}
Смирнов, Аполлон Иванович (дополнение к статье)
— писатель; умер в 1902 г.
{Брокгауз}
Смирнов, Аполлон Иванович
[13(25).10.1838—20.04(02.05).1902] — философ и логик. Род. в Княги-нине Нижегородской губ.; в семье священника. Окончил ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1870). Доц. (1873), ординарный проф. (1881), заслуженный проф. (1898), декан ист.-филол. ф-та (1897). Науч. интересы С. лежали в обл. ист. филос., этики и эстетики. В 1873 в Варшавском ун-те защитил дисс. "Философия Беркли". Особо глубоко анализировал специфику англ. филос. и этики, начиная с Ф.Бэкона и Гоббса. В Казанском ун-те читал годовой курс по филос. Канта. Одним из первых философов России обратил пристальное внимание на развитие матем. логики и настаивал на обязательности знакомства философов с работами Дж. Буля, С.Джевонса и др. С. склонялся к эмпирич. истолкованию законов логики. Являлся оппонентом на защите магистерской дисс. "Основные типы умозаключений" А.В.Рутковским в 1889.
В.А.Бажанов
Соч.
: Философия Беркли. Исторический и критический очерк. Варшава, 1873; О сознании и бессознательных духовных явлениях. Казань, 1875; Механическое мировоззрение и психическая жизнь. Казань, 1877; Английские моралисты. Казань, 1880; Об аксиомах геометрии, в связи с учением негеометров о пространстве разных форм и многих измерений. Казань, 1884; Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства. Казань, 1894. Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве. Физиологические и психологические основания красоты и их приложение к эстетической теории музыки и живописи. Вып.1—2. Казань, 1894—1900; Публичные лекции по философии наук. Основные понятия и методы наук физико-математических. Казань, 1896; О воспитании чувств. Казань, 1902.