СМИРНОВ-НЕСВИЦКИЙ Юрий Александрович

Найдено 1 определение
СМИРНОВ-НЕСВИЦКИЙ Юрий Александрович
род. в 1932 г.) — создатель и бессменный руководитель театра-клуба «Суббота», профессор, доктор искусствоведения.В 1957 г. окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и был направлен по распределению в газету «Челябинский рабочий» в качестве зав. отделом литературы и искусства. В 1958 г. организовал в Челябинске Городской молодежный самодеятельный театр, успешная деятельность которого во многом предварила рождение знаменитого театра «Манекен». Вернувшись в Ленинград в 1960 г., С.-Н. поступил в аспирантуру ЛГИТМИКа, которую окончил, защитив кандидатскую диссертацию. С 1963 г. С.-Н. — сотрудник Института истории искусств (СПб. отд.). Будучи известным театральным критиком, педагогом, автором книг о Вахтангове и Маяковском, С.-Н. выступил в 1969 г. с циклом лекций о театральном искусстве в Народном университете Дворца культуры Выборгского района Ленинграда. Здесь он нашел благодарную аудиторию юных единомышленников, вместе с которыми основал самодеятельный молодежный коллектив — театр-клуб «Суббота», где, не дифференцируя жестко понятия «самодеятельное», «любительское», «народное», исследовал природу театрального творчества. «Суббота» — «клуб по интересам» — собирал людей самых разных профессий. В этом театральном пространстве молодые люди, раскрепощаясь через игру, обретают возможность подлинного общения, обогащая себя и других. «Мы не театр, мы не клуб, но то, что мы черточка, — это определенно. Очень за нее держимся… Мы театр-клуб», — говорил С.-Н. Такая форма заинтересованности друг в друге распространялась одновременно и на зрителей, привлекая и их к активному партнерству. С.-Н. сетовал на то, что зритель перестал ориентироваться на театр, даже приходя туда, воспринимает его как телепрограмму или видео, не реагируя эмоционально. Сам С.-Н. считает себя последователем Е. Гротовского, но задачей польского режиссера прежде всего было обнаружить в актере-профессионале «скрытые резервы человека». В деятельности «Субботы», скорее, видится перекличка с учением чешского реформатора Яна Амоса Коменского, использующего театр в школьных программах для углубления знаний и образного мышления своих учеников. В небольшой книге, изданной к десятилетию «Субботы» под названием «Еще одна жизнь», С.-Н., рассказывая о коллективе и его месте в самодеятельном движении страны, дает возможность увидеть и собственную жизнь в любительстве. Как руководитель он взял на себя функции драматурга и режиссера. Среди его постановок — «Окна, улицы и подворотни», «Пять углов», «Козлова и Курицина», «Круг, приспособленный для сцены», «Крепостные актерки», адаптации романов Ремарка и пьес Шекспира. Основной принцип спектаклей и работы руководителя «Субботы» выражались в использовании подмостков для самовыражения личности исполнителя в самых различных сюжетных ситуациях. Но право оставаться самим собой в различных ситуациях сценической игры обреталось в коллективном сотворчестве. С самых первых шагов существования «Субботы» С.-Н. создавал атмосферу взаимного интереса к внутреннему миру отдельной личности, обычному человеку с улицы или подворотни. Затем характер общения, развиваясь и обогащаясь, становился категорией эстетической. Благодаря деятельности С.-Н. форма самодеятельного образования — театр-клуб — обрела большие возможности и большие перспективы. (Л. С.)Лит.: Смирнов-Несвицкий Ю. Еще одна жизнь. М., 1979; Stenberg D. The TheaterStudios of Leningrad — Petr Lang, 1995.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010