СМОТРИЦКИЙ Мелетий

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мелетий (Смотрицкий)

полемист и авт. слав. грамм., архиеп. полоцк. и витебск., р. ок. 1578, † 27 дек. 1633.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СМОТРИЦКИЙ Мелетий
ок. 1577 - 27.12.1633), ученый, филолог, автор ряда блестящих публицистических произведений против католицизма и унии.
Главная заслуга Смотрицкого - создание первой научно-систематической грамматики церковнославянского языка. В 1619 в Евю (близ Вильно) он издал учебник "Грамматики словенския и правильное синтагма". Учебник состоял из четырех частей: орфографии, этимологии, синтаксиса и просодии (ударение и произношение). В московском издании учебника было добавлено сочинение Максима Грека о пользе грамматики.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Мелетий Смотрицкий

Мелетий Смотрицкий - даровитый южнорусский ученый, сын каменецкого городского писаря Герасима Смотрицкого, написавшего предисловие и стихи для острожской Библии 1581 г. и бывшего ректором острожского училища. Мелетий родился около 1578 г.; учился в острожской школе и виленской иезуитской коллегии; слушал лекции в Лейпциге и Виттенберге. В 1610 г, под псевдонимом Феофила Орфолога, издал в Вильне горячо написанное полемическое сочинение против униатов и латынян: ""Threnos, to jest Lamentjedynejsw. powszechnej apostolskiey wschodniey cerkwie"". ""Фринос"" имел огромный успех. Скоро, однако, Мелетий начинает колебаться. Вступив в виленское православное братство, он в то же время ведет тайные переговоры с униатами и мечтает покончить несогласия диспутом, но за 3 дня до диспута православное духовенство и братчики отказались принять в нем участие. В 1618 или 1619 г. Мелетий постригся (до тех пор назывался Максимом) и стал вести строго подвижническую жизнь. При погребении виленского архимандрита Карповича Мелетий, избранный на его место и еще раньше возведенный константинопольским патриархом в сан полоцкого архиепископа, сказал проповедь (изд. в Вильне, в 1620 г.), составляющую один из лучших образцов южнорусского красноречия. Между 1620 и 1623 годами Мелетий издал по-польски ряд полемических трактатов, в которых искусно связывает дело православных с исконными политическими вольностями Литвы и Польши. В ноябре 1623 г. был убит в Витебске униатский епископ Иосафат Кунцевич , что вызвало репрессалии. Полагали, что и Мелетию угрожала опасность, и что из страха он тогда же решился принять унию, но предварительно уехал на Восток, надеясь устроить объединение церквей. Но доказано теперь (С. Голубев ""Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники"", Киев: 1883, гл. III), что опасность для Мелетия была очень незначительна; на Восток же он отправился с другой целью. В православных братствах, особенно, в старейших, как виленское и львовское, главная роль перешла к мирянам - братчикам; хотя Мелетия ""от головы до ног убирали в золото"", но власти не давали. Самолюбивый Мелетий решился, с помощью восстановления патриархов, завоевать надлежащее, по его убеждению, положение для клира и в конце 1623 г. отправился в Константинополь, с благословения киевского митрополита Иова Борецкого . Из Константинополя Мелетий проехал в Палестину и в конце 1625 г. вернулся с грамотами, уничтожающими ставропигию братств. Мелетий в Киеве был принят очень дурно. Опубликование грамот вызвало целую бурю: они были объявлены подложными, и Мелетия, вместе с Борецким, громко называли отступниками. Митрополит и Мелетий произнесли анафему на латынян и униатов, но это мало помогло им. Виленское и львовское братства послали к константинопольскому патриарху за разъяснением грамот, причем не поскупились и на подарки. Патриарх разъяснил, что ставропигиальные права старейших братств не подлежат уничтожению. После этого Мелетий не решался ехать в Вильну. Когда Мелетий стал просить место настоятеля в богатом Дерманском монастыре, власти изъявили согласие, но под условием его перехода в унию. Мелетий согласился и был присоединен, 6 июня 1627 г, только просил держать это в тайне: он надеялся искусной политикой увлечь за собой многих. 8 сентября 1627 г. Мелетий устроил собор в Киеве, на котором взялся составить для православных катехизис, а прежде разъяснить главные пункты несогласия православных с католиками. Чтобы не быть уличенным в измене, он сам извещает виленских братчиков о своих сношениях с униатами, которые будто бы хотят ""папежа оставити"". Но обман плохо удается: в народе ходят упорные слухи о его переходе, и многие дерманские монахи покидают управляемый им монастырь. На 6-й неделе великого поста 1628 г. собрался собор в Гродеке, на который Мелетий представил свое разъяснение разностей исповеданий, по его мнению не важных, так что только несправедливое предубеждение православных мешает единению церквей и ставит народ в тяжелые условия. Собор нашел его соображения не безосновательными и решил подготовлять общественное мнение к соединению церквей. По возвращении в Дерман, Мелетий работает над трактатом, который он назвал ""Apologia peregrinatiey do Kraiow wschodnych"" (Львов, 1628). Он предлагает собрать собор и восстановить единение церквей, причем льстит своим соотечественникам, бранит невежественных греков и ловко, как будто мимоходом, указывает на те выгоды, которые получат от подчинения Риму и дворянство, теперь униженное, и народ, который только тогда утрет свои ежедневно проливаемые слезы. Один экземпляр своей ""Апологии"" Мелетий послал Петру Могиле , а другой митрополиту Иову Борецкому, и последнего просил, рассмотрев, обнародовать книжку. Могила и Борецкий не могли согласиться на это, так как Мелетий пошел гораздо дальше, чем они предполагали: они готовы были допустить титулярное главенство папы и желали примирения с католиками на правах равенства, а Мелетий предполагал полное подчинение и признание всего прошлого ошибкой и даже ересью. Но выступить открыто против Мелетия они тоже не могли, так как были скомпрометированы прежними с ним соглашениями. Напрасно прождав от них ответа, Мелетий отправил рукопись ""Апологии"" к Саковичу, и уже в начале августа 1628 г. появились первые листы книги в польском переводе. Экземпляры их оказались и в Киеве у лиц, съехавшихся на собор, и привели православных в крайнее озлобление. Мелетий пытался защищать свою книгу, но должен был признать возможность исправлений и даже приостановки печатания. Скоро он убедился, насколько народ возбужден против него, и написал митрополиту покаянное письмо. Он принужден был участвовать в торжественном анафематствовании своей книги, причем ее топтал ногами и палил огнем (значительную часть вины своей он возложил на переводчика и издателя). Уехав из Киева, Мелетий протестовал печатно против своего насильственного отречения. С этих пор он уже открыто объявляет себя униатом и всецело подчиняется руководству иезуитов. В 1629 г. Мелетий издал ""Paraeneisis albo napomnienie do narodu ruskiego"" (Краков), где оправдывая свой переход в унию, говорит об упадке училищ среди православных и предлагает особую патриархию, но вообще держится умеренного тона и высказывает горячее сочувствие страданиям народа. В том же году священник Андрей Мужиловский резко и энергично возражает на его ""Апологию"", тоже по-польски, книгой ""Антидот"", а Мелетий отвечает ему трактатом: ""Exethesis..., to iest Rozprawa miedzy Apoligia y Antidotem"" (Львов, 1629), уже в раздраженном и придирчивом тоне. За ""Расправу"" католики прозвали Мелетия польским Цицероном. В том же году, в октябре, Мелетий участвовал в Львовском соборе униатов с православными. Собор не удался, так как из православных почти никто не явился. С тех пор Мелетий жил в своем Дерманском монастыре, истязая себя власяницей и постами и собирая библиотеку. Он умер 27 декабря 1633 г. Единственное произведение Мелетия, надолго его пережившее, составлено им в первый период его деятельности, когда он был учителем в школе виленского братства: это - его знаменитая грамматика. Мелетий был, для того времени, отличный филолог; он преподавал по-латыни artes humaniores и сличал славянский новый Завет с греческим оригиналом; в то же время он учил и славянскому языку, который на юго-западе России, в виду сильной полонизации языка разговорного, становился малопонятным даже для священников. Так как грамматика Лаврентия Зизания была малоудовлетворительна, Мелетий составил и издал в Вильно в 1618 г., свою, под заглавием: ""Грамматики славенские правильное сунтагма по тщанием многогрешного мниха Мелетия Смотринского""; она была перепечатана в 1619 г., перешла, как единственное пригодное руководство, и в Москву (изд. 1648 и 1721); по ней учился Ломоносов . Кроме этимологии и синтаксиса, в ней заключаются краткие: реторика и пиитика. Для своего времени - это прекрасная книга. - См. ""Saukus et Paulus ruthenae unionis, sanguine b. Josaphat transformatus sive Meletius Smotriscius per Jacobum Suszam"" (1666; нов. изд. Мартынова , Брюссель, 1864 г.; тот же Мартынов перепечатал в Лейпциге в 1863 г. ""Апологию"" Мелетия); П. Пекарский ""Представители Киевской учености в половине XVII в."" (""Отечественные Записки"", 1862, № 2, стр. 566 и сл.); К.С. Еленевский ""Мелетий Смотрицкий"" (""Православное Обозрение"", 1861, № 6 - 8); Н. Засадкевич ""Мелетий Смотрицкий, как филолог"" (""Киевские Университетские известия"", 1875, № 2 и 4). А. Кирпичников (умер).

Источник: Биографический словарь. 2008

Мелетий Смотрицкий
(1572 или 1578–1633)
церковный деятель, просветитель, писатель-полемист, филолог
Ситуация, сложившаяся на украинско-белорусских землях в результате принятия верхушкой церковной иерархии Брестской унии 1596 года, породила глубокие противоречия в настроениях верующих. Особенно это относилось к образованной части православных в пределах польско-литовского государства.
На стороне униатства были сила, власть и деньги. Но, может быть, главное заключалось в том, что православие, каким оно было в XVI веке у восточнославянских народов и на Балканах, едва ли не во всем (кроме разве что глубины мистического опыта отдельных иноков и иконописи) уступало католицизму. Здесь не было ни упорядоченной догматики, ни разработанной теологии, ни дополнявших и углублявших богословие философских систем, ни сколько-нибудь развитой литературной традиции, ни налаженной системы образования.
Большинство представителей духовенства, мирян Украины и Белоруссии категорически не желало принятия унии, подчинения папскому престолу. Однако им трудно было обоснованно и доказательно противопоставить схоластически отработанной догматике католицизма истины восточной церкви.
Православная патриотическая традиция не развивалась, по сути, с IX века, а тот всплеск духовной активности XIII–XIV веков, который условно называют «византийским гуманизмом», на культуру славянских народов заметного влияния не оказал. До начала XVII века внимание акцентировалось не на культуре разума и просвещения (которые все более утверждались в Западной Европе), а на глубине личных мистических переживаний, не нуждавшихся в их рационально-образном обосновании и представлении.
Поэтому душой не принимавшие унии образованные и чуткие в нравственном отношении приверженцы православия в XVI — начале XVII века осознавали, что теоретически они мало что могут противопоставить стройной архитектонике католицизма. Католическое насилие, как и униатское подчинение папскому престолу, вызывали у них протест. Но оспаривать аргументы, не имея своей равной по масштабу богословско-философской системы, было трудно.
Поэтому в развернувшейся полемике с униатством и католицизмом многие из наиболее талантливых, образованных и впечатлительных ее участников оказались в двойственном положении. Они стремились к примирению противоборствующих сил и в течение жизни примыкали, причем искренне, в соответствии с изменениями своих убеждений, к той или другой стороне. Наиболее ярким тому примером является выдающийся украинский филолог, писатель-полемист, просветитель и церковный деятель Максим Смотрицкий, более известный под своим монашеским именем Мелетий.
М. Смотрицкий родился по одним данным около 1572 года, а по другим — в 1578 году в православной шляхетской семье. Его отец, Герасим Смотрицкий, был высокообразованным человеком, владел, кроме книжного украинского и церковнославянского, также польским, древнегреческим языками, латынью. До 1576 года он занимал пост городского писаря при магистрате в Каменце-Подольском, а затем был приглашен известным меценатом и ревнителем православия, князем Константином-Василием Острожским в его резиденцию на Волынь.
Герасим Смотрицкий вскоре стал идейным лидером собравшегося вокруг князя Константина кружка православных культурных деятелей и в 1580 году возглавил Острожскую коллегию (академию). Уже в первые годы своего пребывания в Остроге он издал «Букварь» для братских школ Украины. Параллельно он возглавил работу по подготовке издания первой славянской Библии, которая печаталась в Острожской типографии покинувшим пределы Московского царства И. Федоровым (Федоровичем). Г. Смотрицкий написал к этому изданию стихотворный пролог, сделал большую часть переводов канонических текстов с греческого на церковнославянский, сверив их с латинским образцом, осуществил общую редакцию текста.
Издание «Острожской Библии» стало главным делом жизни Г. Смотрицкого. В обстановке усиливавшегося католического давления он не мог быть в стороне от острых религиозных споров своего времени. В 1587 году отец Мелетия опубликовал «Ключ Царства Небесного и нашей христианской духовной власти нерушимый узел» и «Календарь римский новый». В те же годы он написал еще много полемических и сатирических произведений, направленных против иезуитской пропаганды. Особенной критике в них подвергалось католическое учение о божественном происхождении папской власти.
Живая, творческая атмосфера кружка православных просветителей, обстановка в семье и обучение в Острожской коллегии определили духовный статус Максима Смотрицкого. Однако, как и для его отца, учителей, старших друзей, верных православию, тяжелым ударом для него стало принятие унии. Особенно удручали начавшиеся после этого захваты униатами при помощи польских солдат храмов и монастырей, погромы, чинимые в православных братских школах. Однако М. Смотрицкий прекрасно понимал, что избранная такими столпами православной ортодоксии как, скажем, И. Вишенский, позиция категорического неприятия всех шедших с Запада культурных и богословских веяний не может быть продуктивной. Закрыться от воздействия католического мира не представлялось возможным. Защищать православие и свою культурную традицию можно было, только освоив различные пласты западной культуры (в том числе и теологический). Поэтому выпускник Острожской коллегии для более глубокого ознакомления с основами католицизма в 1601 году поступает в Иезуитский коллегиум в Вильно. Полученная там подготовка была достаточной для продолжения всестороннего образования в авторитетнейших университетах Европы.
После недолгого пребывания в Бреслау (Вроцлаве), он в течение ряда лет слушает курсы лучших немецких профессоров в Лейпциге, Нюрнберге и Виттенберге (в котором столетием ранее Лютер зажег пламя Реформации). М. Смотрицкого интересует буквально все — от анатомии и астрономии до поэтики и богословия. К тридцати годам он становится энциклопедически образованным человеком. Получив фундаментальное гуманитарное образование, он добивается присуждения ему степени доктора медицины. В те же годы, глубоко проникшись поэтической культурой итальянского гуманизма, М. Смотрицкий переводит на польский язык стихи Петрарки.
Около 1608 года он возвращается в Вильно и становится одним из ведущих деятелей православного братства этого города. В том же году он издает остро полемический трактат «Антиграфы», в котором защищает основы восточной веры от нападок со стороны католиков и униатов. Искреннюю боль от унижений, которой подвергалась в те годы в Речи Посполитой православная церковь, выражает его поэтический «Тренос, или Плач» (1610). Со справедливыми укорами М. Смотрицкий обращается к перешедшим в униатство представителям духовенства и знатных домов. Особенно красноречиво он осуждает подписавшую Брестскую унию высшую церковную иерархию.
Решив полностью посвятить свою жизнь служению православной вере и духовному просвещению народа, М. Смотрицкий в 1616 году принимает монашество под именем Мелетия. В том же году, на уровне лучших западноевропейских образцов, он публикует в Вильно свою фундаментальную славянскую «Грамматику». Во многочисленных редакциях и переработках она почти на полтора столетия становится базовым учебником в школах Украины, Белоруссии и России (в частности, переиздается в Москве в 1648, 1721 и 1723 годах), а также Румынии, Болгарии и Сербии (где была в последний раз напечатана в 1755 году). Именно эта книга послужила основой «Грамматики русской» М. Ломоносова, изданной в 1755 году, и всех последующих восточнославянских грамматик.
В начале XVII века деятельность православных братств в Литве и Белоруссии, как и на западно-украинских землях, становилась все более затруднительной. Центром православной образованности оставался Киев с его Печерской лаврой и влиятельным братством. Польские власти, католики и униаты чувствовали себя здесь не столь прочно, тогда как решительную поддержку православным кругам оказывало запорожское казачество во главе с гетманом П. Сагайдачным.
С 1616 года в Киеве на Подоле начала работу братская школа, создателем и первым ректором которой стал Иов Борецкий. Этот выдающийся просветитель и церковный деятель пытался объединить лучшие православные силы и, среди прочих, пригласил преподавать в братской школе Мелетия Смотрицкого. После того, как И. Борецкий, развернувший активную работу по восстановлению Киевской православной митрополии, в 1618 году стал настоятелем киевского Михайловского Златоверхого монастыря, М. Смотрицкий принял руководство основанной им школой.
В 1620 году старания православного духовенства увенчались успехом. Киевская митрополия восстала из пепла. Возглавил ее И. Борецкий, а его друг и сподвижник иеромонах Мелетий был послан на епископскую кафедру в Полоцк. Там он публикует на польском языке несколько трактатов полемического характера, пытаясь найти путь к разумному компромиссу между христианами всех конфессий.
Преимущества западной образованности для Мелетия были очевидны, однако он считал, что это не дает папе римскому права духовной власти над православными. Не принимал Мелетий и католических догматов (нисхождения Святого Духа одновременно от Бога-Отца и Бога-Сына, первенства папства в христианской церкви, а тем более — светской власти римского первосвященника).
Восстановление православной иерархии на украинско-белорусских землях встретило ожесточенное сопротивление со стороны католиков и униатов. Польский король не решился предпринять против нее репрессивные меры, поскольку ему нужна была помощь украинского казачества в борьбе с Турцией. Однако во многих городах, особенно в Западной Украине и Белоруссии, где позиции униатов были прочнее, чем в Приднепровье, постоянно происходили антиправославные акции.
Конфессиональное противостояние с каждым годом усугублялось и в Полоцке, где постоянные козни против православия чинил униатский епископ города Иосафат Кунцевич. Но в 1623 году он был убит восставшиг ми прихожанами в Витебске.
Убийство Иосафата Кунцевича, соперника и непримиримого врага Мелетия, произвело на украинского ревнителя православия большое и тяжелое впечатление. Как чуткий и совестливый христианин он возлагал моральную ответственность за совершенное преступление и на себя, поскольку не сумел предотвратить кровавую развязку борьбы. В молитвенном смирении он оставляет епископскую кафедру Полоцка и отправляется в трехлетнее паломничество к святым местам и обителям Греции, Сирии и Палестины.
Но каково же было его разочарование от увиденного и услышанного там! Вместо высокой духовности и византийской учености Мелетий Смотрицкий столкнулся с массовым невежеством и упрямым догматизмом, закрытостью, подозрительностью ко всему новому и нетрадиционному. По сравнению с новаторством и динамизмом хорошо знакомого ему Запада, Восток производил впечатление ортодоксальной застойности.
Уровень греческого богословия, как и образованности в целом, оказался по сравнению с западной духовной культурой чрезвычайно низким. Под пеплом византийского православия тепло жизни более не ощущалось. Учиться у греков было нечему, и Мелетий решил для себя, что защищать родное и милое его сердцу православие в его теперешнем состоянии более нет смысла. Оно, как ему казалось, не может противопоставить католицизму (со всем богатством западноевропейской постренессансно-барокковой культуры) ничего действенно живого.
В душе и жизни Мелетия произошел тяжелый перелом. Вернувшись в Киев из путешествия на восток, он в 1627 году тайно, чтобы не спровоцировать разрыва отношений со своими старыми друзьями, переходит в униатство. Однако через год это становится общеизвестным и он, оказавшись чужим среди своих, переезжает на Волынь. Там Мелетий становится настоятелем униатского Дерманского монастыря, входя в роль своего среди чужих.
В последние годы жизни М. Смотрицкий публикует ряд пространных произведений, в которых отрекается от своих прежних антиуниатских выступлений и обосновывает выбор в пользу униатства плачевным состоянием мирового, в особенности греческого, православия, а также необходимостью единения всех христиан. Эти его труды, в частности, написанные в защиту униатства «Протест», «Апология» (1628) и «Параинезис» (1629) были решительно осуждены православными кругами Киева, где рядом с уже достигшим преклонного возраста Иовом Борецким видную роль начинал играть унаследовавший митрополичью кафедру Петр Могила.
Горечь от разочарования и разрыва с прежними друзьями и единомышленниками ускорила кончину М. Смотрицкого. Он умер в 17(27) декабря 1633 года.
Выдающаяся роль М. Смотрицкого в истории Украины и всех восточнославянских стран остается неоспоримой. Мелетий был одним из первых православных славян, глубоко изучивший западную культуру рубежа XVI–XVII веков и пытавшийся соединить ее достижения с основами православного вероучения.
В отечественной духовной традиции М. Смотрицкий был первым, кто широко и компетентно использовал идеи мыслителей средневековой Западной Европы (Фомы Аквинского, Бонавентуры) и эпохи Возрождения (прежде всего Николая Кузанского и Эразма Роттердамского). В его творчестве выразительно проступают черты утверждавшейся тогда в католических странах культуры барокко. При этом через всю его жизнь проходит стремление соединить родственные, но в то же время и глубоко различные, духовные основы восточно-христианской и западно-христианской культур. В этом он выступает предшественником не только Петра Могилы, но и идейного вдохновителя петровских преобразований в России Феофана Прокоповича, а далее — Григория Сковороды и Владимира Соловьева.

Источник: 100 великих украинцев. 2002

Мелетий Смотрицкий

— один из даровитейших южно-русских ученых, сын каменецкого городского писаря Герасима Смотрицкого, написавшего предисловие и стихи для острожской Библии 1581 г. и бывшего ректором острожского училища. М. род. около 1578 г., учился в острожской школе, в 1601 г. был отправлен Константином Острожским в Вильно, в иезуитскую коллегию; по окончании курса путешествовал по Германии, слушал лекции в Лейпциге и Виттенберге. В 1610 г., под псевдонимом Феофила Орфолога, он издал в Вильно очень талантливо и горячо написанное полемическое сочинение против униатов и латынян: "Фринос, или Плач восточной церкви, с объяснением догматов веры" (Θρήνоς, to jest Lament jedynej sw. powszechnej apostolskiey wschodniey cerkwie", Вильно, 1610). "Фринос" имел огромный успех. Скоро, однако, М. начинает колебаться в своих убеждениях, вероятно, из желания мира и единения церквей. Вступив в виленское православное братство, он в то же время ведет тайные переговоры с униатами и мечтает покончить несогласия публичным диспутом, на который сперва соглашались обе стороны, но за 3 дня до диспута православное духовенство и братчики отказались принять в нем участие. Когда М. убедился в невозможности примирения, он остался верен православию, в 1618 или 1619 г. постригся (до тех пор он назывался Максимом) и стал вести строго подвижническую жизнь, что снова снискало ему уважение братчиков. При погребении виленского архимандрита Карповича М., избранный на его место и еще раньше возведенный константинопольским патриархом в сан полоцкого архиепископа, сказал проповедь (изд. в Вильно в 1620 г.), составляющую один из лучших образцов южно-русского ораторства. Между 1620 и 1623 гг. М. издал по-польски ряд полемических трактатов, в которых искусно связывает дело православных с исконными политическими вольностями Литвы и Польши. В ноябре 1623 г. был убит в Витебске униатский епископ Иосафат Кунцевич (см.), что вызвало репрессалии со стороны польского правительства. Полагали, что и Мелетию, как выдающемуся борцу православия, угрожала опасность и что из страха он тогда же решился принять унию, но предварительно уехал на Восток, надеясь устроить общее объединение церквей. Но теперь доказано (С. Голубев, "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники", Киев, 1883, гл. III, стр. 80—240 и приложения), что опасность для М., которого никак нельзя было уличить в подстрекательстве граждан Витебска, была очень незначительна; на Восток же он отправился с другой целью. Дело в том, что в православных братствах, особенно в старейших, как виленское и львовское, главная роль от иерархов перешла к мирянам-братчикам; хотя М. "от головы до ног убирали в золото", но власти ему не давали. Самолюбивый М. решился, с помощью восточных патриархов, завоевать надлежащее, по его убеждению, положение для клира и в конце 1623 г. через Киев отправился в Константинополь, с ведома и благословения киевского митрополита Иова Борецкого, который всецело сочувствовал ему в этом деле. Из Константинополя М. проехал в Палестину и в конце 1625 г. вернулся на родину с грамотами, уничтожающими ставропигию братств. Слух об этих грамотах еще прежде взволновал православных, и М. в Киеве был принят очень дурно: Захария Копыстенский (см.) не пустил его в Киево-Печерскую обитель. Опубликование грамот вызвало целую бурю: они были объявлены подложными, и Мелетия вместе с Борецким громко называли отступниками и униатами. Чтобы доказать лживость этих обвинений, митрополит и М. произнесли анафему на латынян и униатов, но это мало помогло им. Виленское и львовское братства послали к константинопольскому патриарху за разъяснением грамот, причем не поскупились и на обычные подарки. Патриарх разъяснил, что ставропигиальные права старейших братств не подлежат уничтожению. После этого М. не решался ехать в Вильно и должен был оставаться в крайне стесненном положении, "на чужих хлебах". Когда М. стал просить места настоятеля в богатом Дерманском монастыре, власти изъявили согласие, но под условием его перехода в унию. М. согласился и был присоединен 6 июня 1627 г., только просил держать это в тайне, для пользы дела: он надеялся искусной политикой увлечь за собой многих. Присоединение М. вызвало большую радость и в римской курии. 8 сентября 1627 г. М. устроил собор в Киеве, на котором взялся составить для православных катехизис, а прежде разъяснить главные пункты несогласия православных с католиками. Чтобы не быть уличенным в измене, он сам извещает виленских братчиков о своих сношениях с униатами, которые будто бы хотят "папежа оставити". Но обман плохо удается ему: в народе ходят упорные слухи о его переходе, и многие дерманские монахи покидают управляемый им монастырь; верят ему только киевские иерархи. На 6-й неделе великого поста 1628 г. собрался собор в Гродеке, на который М. представил свое разъяснение разностей исповеданий, по его мнению не важных, так что только несправедливое предубеждение православных мешает единению церквей и ставит народ в тяжелые условия. Собор нашел его соображения небезосновательными и решил подготовлять общественное мнение к соединению церквей. По возвращении в Дермань М. работает над трактатом, который он назвал "Апологией своего путешествия на Восток" ("Apologia peregrinatiey do Kraiòw wschodnych", Львов, 1628); здесь он говорит, что целью его поездки было собрать верные сведения о догматах истинной веры, от которых отступили в последнее время русские богословщики (Зизаний, Филалет, Орфолог, т. е. он сам, и др.). Он предлагает собрать собор и восстановить единение церквей, причем льстит своим соотечественникам, бранит невежественных греков и ловко, как будто мимоходом, указывает на те выгоды, которые получат от подчинения Риму и дворянство, теперь униженное, и народ, который только тогда утрет свои ежедневно проливаемые слезы. Один экземпляр своей "Апологии" М. послал Петру Могиле, а другой митрополиту Иову Борецкому и последнего просил, рассмотрев, обнародовать книжку. Могила и Борецкий не могли согласиться на это, так как М. пошел гораздо дальше, чем они предполагали: они готовы были допустить почетное, так сказать, титулярное главенство папы и желали примирения с католиками на правах равенства — а М. предлагал полное подчинение и признание всего прошлого ошибкой и даже ересью. Но выступить открыто против М. они тоже не могли, так как были скомпрометированы своими прежними с ним соглашениями. Напрасно прождав от них ответа, М. отправил рукопись "Апологии" к Саковичу, и уже в начале августа 1628 г. появились первые листы книги в польском переводе. Экземпляры их оказались и в Киеве у лиц, съехавшихся на собор, и привели православных в крайнее озлобление против автора. 13 августа к нему пришли уполномоченные от собора и спросили его, намерен ли он отказаться от "Апологии", так как иначе он не будет допущен на собор. М. пытался защищать свою книгу, но, видя настойчивость депутатов, должен был признать возможность исправлений и даже приостановки печатания. Скоро он убедился, насколько народ возбужден против него, и написал митрополиту покаянное письмо, по прочтении которого собор послал к нему вторую депутацию, с требованием полного отречения от "Апологии". 15 августа М. принужден был участвовать в торжественном анафематствовании своей книги, причем он ее топтал ногами и палил огнем (значительную часть вины своей он возложил на переводчика и издателя книги). 24-го августа М. уехал из Киева и немедленно протестовал печатно против своего насильственного отречения. С этих пор он уже открыто объявляет себя униатом и всецело подчиняется руководству иезуитов. В 1629 г. М. издал "Паренезис, или Напоминание народу русскому" ("Paraeneisis albo napomnienie do narodu ruskiego", Краков), где, оправдывая свой переход в унию, говорит об упадке училищ среди православных и предлагает особую патриархию, но вообще держится умеренного тона и высказывает горячее сочувствие страданиям народа. В том же году священник Андрей Мужиловский резко и энергично возражает на его "Апологию", тоже по-польски, книгой "Антидот", а М. отвечает ему трактатом "Exethesis... to jest Rozprawa miedzy Apologią y Antidotem" (Львов, 1629), уже в раздраженном и придирчивом тоне. За "Расправу" католики прозвали Мелетия польским Цицероном. В том же году, в октябре, М. участвовал в Львовском соборе униатов с православными, на который он возлагал большие надежды. Но собор не удался, так как из православных почти никто не явился. С тех пор М. смирно жил в своем Дерманском монастыре, истязая себя власяницей и постами и собирая библиотеку. Он умер 27 декабря 1633 г.


Единственное произведение М., надолго его пережившее, составлено им в первый период его деятельности, когда он был простым монахом и учителем в школе виленского братства: это — его грамматика. М. был для того времени отличный филолог; он преподавал по-латыни artes humaniores и сличал славянский Новый Завет с греческим оригиналом; в то же время он учил и славянскому языку, который на юго-западе России, ввиду сильной полонизации языка разговорного, становился малопонятным даже для священников, а между тем основательное знание его было крайне необходимо для многочисленных издателей и справщиков. Так как грамматика Лаврентия Зизания (см.) была малоудовлетворительна, М. составил и издал в Вильно в 1618 г. свою, под заглавием: "Грамматики славенския правилное синтагма по тщанием многогрешного мниха Мелетия Смотриского"; она была перепечатана с дополнениями в Эвю, близ Вильно, в 1619 г. (это издание ошибочно считается первым; экземпляр изд. 1618 г. имеется в Румянцевском музее), затем в Вильно, в том же году; перешла, как единственное пригодное руководство, и в Москву (изд. 1648 и 1721); по ней учился Ломоносов. Кроме этимологии и синтаксиса, в ней заключаются краткие риторика и пиитика (см. А. Н. Чудинов, "Очерк истории языкознания", Воронеж, 1872, стр. 176—182). Для своего времени — это прекрасная книга, показывающая, насколько М. превосходил большинство своих современников ясностью ума и талантом изложения.


См. "Saulus et Paulus ruthenae unionis, sanguine b. Josaphat transformatus sive Meletius Smotriscius per Jacobum Suszam" (1666; новое изд. Мартынова, Брюссель 1864 г.; тот же Мартынов перепечатал в Лейпциге в 1863 г. "Апологию" М.); П. Пекарский, "Представители киевской учености в половине XVII в." ("Отечественные Записки", 1862, № 2, стр. 566 и сл.); К. С. Еленевский, "М. Смотрицкий" ("Православное Обозрение", 1861, №№ 6—8); Н. Засадкевич, "М. Смотрицкий как филолог" ("Киевские Университетские Известия", 1875, №№ 2 и 4).



А. Кирпичников.


{Брокгауз}





Мелетий Смотрицкий


(Максим Герасимович) — архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский.


Родился в 1577 году в семье каменецкого писаря, позднее ректора Острожской коллегии, Герасима Даниловича Смотрицкого, написавшего предисловие и стихи для Острожской Библии 1581 года.


Первоначальное образование получил под непосредственным руководством отца и грека Кирилла Лукариса, впоследствии Константинопольского патриарха.


После смерти отца Мелетий был послан князем Константином Константиновичем Острожским для продолжения образования на философский факультет Виленской иезуитской академии, где учился с 1594 по 1600 год (по другим данным, в 1601— 1604 годах). С 1601 года, после Лаврентия Зизания, становится духовным наставником молодого белорусского князя Богдана Богдановича Соломерецкого. Вместе с ним отправился в Западную Европу для усовершенствования в науках — в Лейпцигский и Виттенбергский университеты, где тогда господствовали идеи Лютера, Кальвина, Цвингли.


Вернувшись в 1607 году на родину, Мелетий некоторое время провел в имении князя Соломерецкого около Минска, где, как свидетельствует Якоб Суша, пользовался огромным авторитетом у простого народа, который "стекался к нему как к оракулу".


Около 1608 года Мелетий отправился в Виленское православное братство при монастыре Святой Троицы, где в то время находился один из центров православной оппозиции наступающей контрреформации. Здесь он познакомился с одним из выдающихся деятелей белорусской культуры — писателем-полемистом, позже архимандритом Виленского Свято-Духова монастыря Леонтием (Карповичем, † 1620), стал его верным соратником. В 1610 году издал талантливое полемическое сочинение против униатов и латинян, называемое "Фринос" ("Лямент"), то есть "Плач Восточной Церкви". В этой книге Мелетий призывал к консолидации сил народов Белоруссии и Украины в борьбе с наступающим католицизмом. Около 1615 года Мелетий написал на польском языке "Трактат об исхождении Святого Духа", а также "Палинодию".


Примерно с 1615 по 1617 годы Мелетий находился в Киеве; в 1617 году возвратился в Вильну, был учителем в местечке Евье (теперь Вевис) в 40 км от Вильны, преподавал там "свободные науки" и славянский язык. В 1617 году пострижен в монашество архимандритом Леонтием (Карповичем, 11620).


С 1618 по 1620 годы он был ректором в Киевской братской школе. В 1619 году в Евье была напечатана "Грамматики славенския правилное синтагма..." Эта книга прославила имя Мелетия как выдающегося ученого не только в славянском мире, но и во многих странах Западной Европы. Издание "Грамматики" опровергло бытовавшее в Ватикане мнение, отрицавшее всякую возможность развития науки и литературы на славянском языке. Славянской грамматике Мелетия суждена была долгая жизнь в Московском государстве в духовных и светских школах и в послепетровское время, вплоть до середины XIX столетия. М. В. Ломоносов называл "Грамматику" "вратами учености".


Особенно плодотворными в литературном творчестве Мелетия были 1620—1623 годы. 2 ноября 1620 года Мелетий произнес в Вильне поминальное слово при погребении епископа Леонтия (Карповича), изданное под названием "Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича" (1620). Дважды, в апреле и июне 1621 года, Мелетий издал "Оправдание невинности...", на которое униатский митрополит Иосиф Вельямин Руцкий ответил "Двойною виною" с "Дополнением". В том же году Мелетием написана и издана "Защита оправдания", на которую униаты тотчас же ответили "Испытанием защиты". Со стороны Мелетия следует "Обличение" (1622).


В 1619 году в Москву по поручению восточных патриархов прибыл Иерусалимский патриарх Феофан для устроения церковных дел в Москве и Великом княжестве Литовском. В 1620 году патриарх Феофан хиротонисал Мелетия во епископа Полоцкого и Витебского с возведением в сан архиепископа.


Архиепископ Мелетий принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. Его послания с призывами к защите веры, народности расходились по всей территории Великого княжества Литовского. Послания архиепископа Мелетия 1621 — 1622 годов сыграли немаловажную роль в народных выступлениях в Витебске, Могилеве, Полоцке.


12 ноября 1623 года, когда жители Витебска, доведенные до отчаяния античеловеческими действиями униатского архиепископа Иосафата (Кунцевича), расправились с ним и бросили его тело в Двину, архиепископ Мелетий был объявлен главным виновником "пролитой крови Иосафата". Предполагали, что владыке Мелетию, как борцу за Православие, угрожала опасность, и в конце 1623 года он навсегда покинул Вильну.


С 1624 по 1625 год архиепископ Мелетий находился на Ближнем Востоке, надеясь устроить объединение Церквей. Однако впоследствии выяснилось, что на Восток он поехал с совершенно другой целью. Дело в том, что в православных братствах, особенно в старейших, как Виленское и Львовское, иерархи потеряли свою былую власть. Самолюбивый архиепископ Мелетий решился с помощью восточных патриархов завоевать надлежащее, по его мнению, положение в указанных братствах. Он побывал в Константинополе и Палестине и в 1625 году возвратился в Россию с грамотами, уничтожающими ставропигию братств. Это вызвало целую бурю негодования. Архиепископа Мелетия называли отступником и униатом. Чтобы как-то оправдаться, владыка Мелетий вместе с митрополитом Киевским Иовом (Борецким, 11631), по благословению которого ездил на Восток, произнес анафему на латинян и униатов. Но это ему мало помогло. Виленское и Львовское братства обратились к Константинопольскому патриарху за разъяснением грамот. Патриарх разъяснил, что ставропигиальные права старейших братств не подлежат уничтожению. После этого архиепископ Мелетий оказался в стесненных обстоятельствах, в Вильно ехать не решался, боясь возмущения. Он стал просить себе места в богатом Дерманском монастыре. Власти выразили согласие, но с условием его перехода в унию. Архиепископ Мелетий вынужден был согласиться с этим требованием и 6 июня 1627 года перешел в унию, но только просил держать это пока втайне, надеясь искусной политикой увлечь за собой многих. Однако это ему не удавалось. В 1628 году на Соборе в Гродеке архиепископ Мелетий разъяснил различие исповеданий. Собор принял его разъяснение во внимание, и было решено подготовить общественное мнение к объединению Церквей. После Собора архиепископ Мелетий работал над трактатом, который он назвал "Апологией путешествия на Восток". В этом сочинении он высказался за полное подчинение папе, отрекся от своих доуниатских произведений и осудил деятельность православных писателей-полемистов. Кроме "Апологии" в униатский период деятельности архиепископом Мелетием созданы "Протестация" (1628), "Паренезис" (1629), "Экзетезис" (1629). Православный мир с возмущением встретил униатские произведения архиепископа Мелетия, осудил их не только в публичных ответах, но и в личной переписке. Когда экземпляры "Апологии" попали к лицам, съехавшимся в Киев на Собор, они потребовали от архиепископа Мелетия отказаться от своего произведения. Он пытался уклоняться от этого, но никакие уловки не помогли. 15 августа 1628 года он участвовал в торжественном анафемствовании своей книги. 24 августа архиепископ Мелетий уехал из Киева и немедленно протестовал печатно против своего насильственного отречения. С этих пор он уже открыто объявляет себя униатом и всецело подчиняется руководству иезуитов.


Остаток своих дней он провел в богатом Дерманском монастыре, который находился в ведении униатов.


Скончался архиепископ Мелетий 27 декабря 1633 года.


Труды:


Антиграфи. — 1608.


Фринос, или Плач Восточной Церкви. — 1610. Грамматики славенския правилное синтагма... — 1619,1629,1648,1721, 1755. Казанье на честный погреб пречестного и превелебнаго мужа, господина и отца Леонтия Карповича. — 1620.


Оправдание невинности. — 1621. Защита оправдания. — 1621. Обличение. — 1622.


Юстификация. — 1623. Супликация. — 1623.


Апология путешествия на Восток. — 1628. Протестация. — 1628.


Паренезис (Увещание) к виленскому Свято-Духовскому братству, а в лице его и ко всему тамошнему русскому народу. — 1629. Экзетезис — 1629.


Литература:


Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 491, 494. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 229.


Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: в 2 т. — Киев, 1883— 1898, т. 1, гл. 3.


Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 498.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 31.


Труды Киевской духовной академии. — 1869, сентябрь, с. 364. — 1870, июль, с. 113,120. Журнал Московской Патриархии. — М., 1951, № 1, с. 48.


Исторический вестник. — СПб., 1884, июль, с. 178.


— 1890, февраль, с. 418—420. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 19 (кн. 37), с. 23—24.


Русская Православная Церковь 988—1988. Очерки истории I-XIX вв. — М., 1988. — Вып. 1, с. 60.


Короткий В. Г. Мелетий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 346—350. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. — Минск, 2000, с. 205—221. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 227—229, 245—246, 339, 340, 403—406, 411—416, 429—430, 438—443, 445, 446, 448—458, 461, 469, 602, 603, 618—621, 623, 624, 630, 633.





Мелетий Смотрицкий


— Архиепископ Полотский, Епископ Витебский и Мстиславский, Архимандрит Виленский и Дерманский, муж между современниками знаменитый знанием ученых языков и вообще Словесных Наук, родился и воспитан в Православии, пострижен в Православном Виленском Святодухове Монастыре, и там проходил Монашеские должности. Он имел несчастие жить в таком веке и в таком месте, где Православие подвержено было тогда сильному и жестокому гонению от Папистов и Униатов, и где одни только отвергавшиеся онаго были безопасны. Сперва отличался он ревностной защитой Церкви Восточной, и когда распространившаяся Уния утесняла Православных и совращала многих, то Мелетий под именем Феофила Орфолога в Вильне 1610 г. в 4 долю листа издал на Польском языке книгу под названием Θρενоς, т.е. Плач Восточной Церкви на отпадение неких от древней Веры Греческой и от послушания Патриарху Константинопольскому [Заглавие сей книги Θρενоς to est Lament jedney S. Powszechney Apostolskiey, Wschodniey Cerkwie z obiasneniem Dogmat Wiary, pierwey z Graeckiego na Slowienski, a teraz z Slowienskiego na Polski przelozony przez Theophila Orthologa, teyze Swietey Wschodniey Cerkwie Syna. W Wilnie Roku Panskiego 1610 in 4 to (Плач, или Жалоба Единой Апостольской Восточной церкви вместе с объяснением Догматов Веры, переведенный с греческого на славянский, а со славянскогона польский, сделанный Теофилом Оршологом, той же Святой Восточной Церкви сыном. польск.), вместе с Катехизисом 218 листов четвертных.], с Польским переводом книги Изложение Догматов Веры, около того времени Кириллом Лукарем на Греческом и Латинском языках сочиненной. На сию книгу Иезуит Скарга того же года в Кракове издал сочинение свое под названием Предостережение Руси на Польск. языке. Некоторые и другие из Православных тогда писали на Униатов; а многие соглашались лучше отдавать детей своих на воспитание в Лютеранские школы, нежели в Католические и Униатские. Сам Мелетий двух родственников своих, Евстафия Гизеля и Георгия Смотрицкого, отправил для продолжения наук в славную тогда Лютеранскую Гимназию, бывшую в Силезской Вифании. Сия же ненависть к Унии была причиной, что многие Князья и даже некоторые Духовные предавались в Исповедание Лютеранское, а в 1599 году было в Вильне торжественное собрание для Конфедерации Неунитов с Лютеранами. Мелетий, однако ж, не был виден в сем сговоре, хотя после и сам признался в склонности к оному. В 1620 году, когда скончался Православный Епископ Владимирский и Берестенский, Леонтий Карпович, верный и ревностный Пастырь своего стада, то Мелетий почтил память его прекрасным Надгробным Словом, которое того же года в Вильне и напечатано в 4 долю листа под заглавием: Казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, Епископа Володимирского, и Берестинского, Архимандрита Виленского чрез Мелетия Смотрицкого. Сие Слово сделало его еще заметнее между Православными. Униаты между тем повсюду успевали и утесняли Неунитов. Самая Киевская Митрополия, к коей принадлежали все Православные за Днепром Церкви, с 1596 года уже завладена была Митрополитами Униатскими и на все Православные Волынские и Литовские Епархии производимы были также Униатские только Епископы. По сему в 1620 году Феофан, Патриарх Иерусалимский, возвращаясь из Москвы, и от Константинопольского Патриарха имея препоручение обозреть и распорядить Киевскую Екзархию, когда заехал в Киев, то услышал от Православных горькие жалобы на притеснения не только в Вере, но и в имениях. Малороссийский Гетман, Петр Конатевич Сагайдачный, первейший из защитников Православия, упросил сего Патриарха посвятить Киеву Митрополита, а прочим принадлежащим к сей Митрополии Епархиям Православных Епископов. Посему Патриарх, не отнесшись к Польскому Королю, владевшему тогда всеми теми странами, посвятил в Киеве Митрополитом Иова Борецкого; а в 6 Епархий Епископов, и между ими Мелетия Архиепископом Полотским с титлом и Епископа Витебского и Мстиславского, предоставив ему и Архимандрии Монастырей Виленского и Дерманского. Король, оскорбясь таким без позволения его распоряжением, повелел ловить всех сих Епископов, и они не иначе, как скрытно, могли посещать свои Епархии, или управлять через Грамоты. Униатские ж Епископы тех Епархий усугубили тем паче на них и на всех Православных гонение. При сем случае Мелетий издал в защиту новопосвященных Епископов и Православия книгу, под названием Weryfikacia Niewinnosci, а когда на книгу сию ополчились враги, то он издал еще Obrona Weryfikacyi, потом Appendix и потом Elenchus Pism uszczypliwych. Между тем гонимый в Белоруссии Православный народ столько огорчился, что в Витебске 1623 года 12 Ноября убил Униатского Полотского Архиепископа Иосафата Кунцевича, самого ревностнейшего гонителя Православия. Кульчинский и другие Униатские писатели уверяют, что Мелетий дал сей злой совет своей Пастве. Как бы то ни было, но поступок сей произвел еще жесточайшие Православным гонения; а убийцы по Королевскому Указу казнены смертию. Мелетий принужден был вовсе скрыться и ушел в Грецию, а оттуда в Палестину. Три года странствовал он по Восточным местам почти без пристанища и, наконец, в 1626 году возвратился в Отечество: он увидел, что его и за побег на Восток обвиняли свои и чужие. Почему от отчаяния и страха, для обезопасения себя, имел он слабость предаться в Унию и, будучи в Дерманском своем Монастыре, представил Униатскому Митрополиту Вельямину Рутскому свое признание Унии в начале 1627 года, а 23 Февраля того же года присягнул Папе и в следующем, 1628, году написал на укоризну Восточной Православной Церкви по-русски Апологию Восточного странствования своего будто бы для исследования о истинной Церкви и Вере, коих дотоле он не знал, рассеял оную списками по народу, а Польский с нее перевод того же года отослан к напечатанию во Львов. Киевский Митрополит Иов, получивши Русский список сей книги и несколько Польских печатных уже листов оной, и имев с предшедшего Сейма предписание Королевское о собрании подмоги на предстоявшую войну, созвал в Киеве к 15 Августа 1628 года Духовный Собор, на который прибыл и Архиепископ Мелетий Смотрицкий за два дня до Праздника, и остановился в назначенном ему для пребывания Митрополичьем Михайловском Монастыре. В тот же день от Митрополита и от съехавшихся Православных Епископов и всего Духовного Собора явились к нему поверенные с требованием объяснения о его книге. Устрашенный спросом сим Мелетий на другой день 14 Августа написал собственноручно к Митрополиту письмо с просьбой себе прощения и снисхождения. В тот же день после обеда Митрополит с Епископами и Духовенством имели с ним личные переговоры и требовали, чтобы он подписал заготовленное уже ему отречение от заблуждений своих, для прочтения на Праздник всему народу с Кафедры, но он предложенного ему не подписал, а свое собственноручное написанное им подал и позволил прочитать оное при Литургии. В сем объяснении он признавался, что частью виновен в заблуждении против Православных Догматов, но большую часть помещенных в книге его заблуждений приписывал злому умыслу Архимандрита Преображенского Дубенского Монастыря Кассиана Саковича, коему поверил он издать свою Апологию на Польском языке. В заключении же просил он за все то прощения и обещался впредь остерегаться, а в доказательство того согласился перед ними изорвать и ногами попрать свою книгу. На Праздник 15 Августа он с Митрополитом и Епископами отправлял во всем Облачении Литургию в Успенской Великой Церкви Киево-Печерские лавры, а там после прочтения Евангелия прочитано было с Кафедры Мелетиево отречение и раскаяние, а книга его изорвана, потоптана и огню предана на Амвоне с проклятием оной и издателя Кассиана Саковича. 16 Августа, за подписанием Митрополита и самого Мелетия, также Архиепископа Смоленского и Черниговского Исаии Копинского, Епископа Луцкого и Острожского Исаакия Борисовича, Епископа Хелмского и Белжского Паисия Ипполитовича, Епископа Пинского и Туровского Авраамия Стагонского, Киево-Печерского Архимандрита Петра Могилы и многих других Духовных, издано в народ печатное Соборное Объяснение, что они твердо стоят в Православной Восточной Вере, не мыслят об отступлении в Унию и под клятвой обещаются не отступать, и к тому же увещевают весь Православный народ. После чего отпущен был, или как к другие пишут, сам ушел с оскорблением Мелетий. Но в народе начали рассеиваться слухи, якобы не сам Митрополит и Епископы и не сам Мелетий рвали, топтали и жгли его книгу в Церкви, а некоторые только Пресвитеры. На сие Митрополит с Епископами того же Августа 24 издал подписанную ими печатную же Грамоту, опровергающую сей слух, а Мелетий, выехавши из Киева, написал следующего Сентября 7 в Дерманском Монастыре и издал на Польском языке Протест, якобы ко всему тому Митрополит и Епископы принудили его против воли. В то же время выпустил он в народ и отпечатанную уже на Польском языке всю свою Апологию, а вслед за тем к 12 Декабря 1628 г. написал книгу, под названием, Паренезис, или Увещание Виленской Братии при Церкви Св. Духа. Книга сия, писанная на Польско-Русском языке, напечатана в 4 долю листа 1629 г. в Кракове. В ней Мелетий открыто советует всем Православным Русским соединиться с Римской Церковью, а меж тем не устыдился о собственном своем сочинении, за 18 лет перед тем изданном в Вильне, под названием Плач, сказать: "Мои сочинения в Плаче почти все пахнут Лютеранством и Кальвинством отчасти во всех главах, а особенно в Катехизисе, при конце положенном". Здесь же объявляет он Константинопольского Патриарха Кирилла Лукара Еретиком, рассказывая о читанном им у него в Константинополе неправославном изъяснении Символа Веры. Таким то уничижением себя и других старался он заслуживать благоволение врагов Восточной Церкви! Папа Урбан VIII прислал ему разрешительную Грамоту с пожалованием Архиепископства Иерапольского. Но он не принял уже Епархии, а жил Архимандритом в Дерманском Монастыре до смерти, случившейся ему от воспаления внутренностей 1663 года Января 17. Но Православные при жизни еще не упустили всенародно в измене обличать его. Андрей Мужиловский, Протопоп Слуцкий и Копыленский, и Геласий Диплицкий написали возражение на его Апологию; первого сочинения под именем Антидот напечатано 1629 г., а последнего под именем Антапология 1632 г.


Жизнь сего Архиепископа описал подробнее Хелмский Униатский Епископ Иаков Суша и напечатал 1665 г. в Риме под заглавием Saulus et Paulus (Савл и Павел. лат.); а короче Кульчинский, в книге своей Specimen Ecclesiae Ruthenicae (Пример Русской Церкви. лат.), изданной также в Риме 1733 г. Но оба писали как Униаты о единоверце своем.


Важнейшее Мелетиево сочинение для нас есть Славянская Грамматика, под названием Грамматики Славянския правильное Синтагма потщанием многогрешнаво Мниха Мелетия Смотрицкого в Киновии Братства Церковнаго Виленскаго, при Храме Сошествия Пресвятого и Животворящаго Духа назданном странствующаго снисканное и прижитое лета воплощения Бога Слова 1618, правящу Апостольский Престол Великия Божия Константинопольския Церкве Вселенскому Патриархе Г. Отцу Тимофею; Виленскому Киновию предстательствующу Г. Отцу Леонтию Карповичу Архимандриту. Напечатана в 8 долю листа в Евю близ Вильны 1619 г. Грамматика сия гораздо полнее и исправнее первой Славянской Лаврентия Зизания (см. ст. о Лаврентии Зизании) В ней прибавлен уже падеж имен Сказательный или Предложный; Склонения имен разделены на четыре Существительных и пятое Прилагательных. Родов имен семь: мужской, женский, средний, общий, всякий, недоуменный и преобщий. Спряжения 2; Залогов 5; Наклонений и Времен 6. В Просодии, по примеру Зизания и Греческой Грамматики, главные буквы у него разделены на долгие И, Ять и Омега; краткие Е и О; двоевременные А, I и Ижица. По сему разделению и стопосложение у него тоническое. Сия Грамматика вторично была напечатана в Вильне 1629 г. в 8 долю листа; в 3-й раз в Москве при Патриархе Иосифе 1648 г. в 4 долю листа, но с некоторыми дополнениями и переменами в правилах и с опущениями. Все термины Греческие и Латинские, напечатанные своими буквами в Мелетиевой, здесь выключены, может быть, за неимением тогда в Московской Типографии Греческих и латинских букв. Сверх того прибавлено к сему изданию: 1) Рассуждение Грека Максима О пользе Грамматики, Риторики и Философии и некоторые замечания о поправке Славянских книг; 2) Сословие Имен Святых по Азбучному порядку с переводом значений их, а иные и без перевода, с означением только Месячных чисел в Святцах; 3) Грамматический разбор некоторых стихов. По сим-то прибавлениям некоторые неправильно называют и самую Грамматику Максимовой. В 1721 г., по Указу Государя Петра Великого, напечатано в Москве четвертое издание сей Грамматики в 8 долю листа, поправленное и умноженное типографским Корректором Феодором Поликарповым. Добровский, в своем Славине, говорит, что Смотрицкого Грамматика еще напечатана 1755 г. в Рымнике, в Валахии.


С. Б. Линде, в Предисловии к своему Польскому Словарю, сверх вышеупомянутых книг, приписывает Смотрицкому еще другие под названием Expostulacya, Protestacya, Napomnienie и другие.


{Болховитинов}





Мелетий Смотрицкий


архиепископ полоцкий и витебский, рукоположен в 1622 г., управлял до 10 авг. 1628 г., р. в Перемышле-Галицком во 2-й половине XVI в., † в Дерманском мон. 1633 г. Автор славян. грамматики.



Дополнение: Мелетий Смотрицкий, р. 1577 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
121.74 кб

Труды и дни Мелетия Смотрицкого

Галинская И. Л.
Читать PDF
335.68 кб

Восточное путешествие Мелетия Смотрицкого

Неменский Олег Борисович
Статья посвящена жанровым особенностям и содержательному своеобразию сочинения «Апология странствия в восточные страны», написанного Мелетием Смотрицким в 1628 г.
Читать PDF
1.85 мб

Варшавский сейм 1628 года и крушение Униональных планов Мелетия Смотрицкого

П. Н. Жукович
Читать PDF
1.31 мб

Архиепископ Мелетий Смотрицкий в Вильно в первые месяцы после своей хиротонии

П. Н. Жукович
Читать PDF
1.31 мб

Архиепископ Мелетий Смотрицкий в Вильно в первые месяцы после своей хиротонии

П. Н. Жукович
Читать PDF
1.37 мб

Архиепископ Мелетий Смотрицкий в Вильно в первые месяцы после своей хиротонии

П. Н. Жукович